Например город Богуслав, Киевской обл. Болоховские земли. лежал в руинах, татары шастали на Киев через него.
И вот Вики:
С целью колонизации южнорусских земель и укрепления южных границ Речи Посполитой польское правительство предприняло ряд мер для преобразования Богуслава в хорошо укреплённую крепость. В 1591 году король Сигизмунд III отдал город во владение волынскому воеводе Янушу Острожскому и позволил его заселять.
И тут же:
Население Богуслава участвовало в восстании Косинского 1591 —1593 годов, Восстание началось в декабре 1591 года, когда отряд реестровых казаков во главе с Криштофом Косинским напали на Белую Церковь — резиденцию белоцерковского старосты князя Януша Острожского. Нападение реестровцев стало началом крупного крестьянско-казацкого восстания, которое скоро охватило Киевское, Волынское, Брацлавское и Подольское воеводства и составила реальную угрозу польской власти в Юго-Западной Руси.
Происхождение казаков тоже остается весьма таинственным. На уроках истории и даже на научных симпозиумах часто говорят, что запорожское казачество сформировалось из бежавших крестьян во времена Речи Посполиты. Сама гипотеза, возможно, и верна, но лишь по отношению к более поздним формированиям войска. Но что же касается самых первых основателей Сечи, то здесь возникает очень много вопросов. Например, первые упоминания о казаках, которые появляются в летописях, уже описывают наших предков могучим войском, с удивительной дисциплиной и не менее удивительным владением оружия. Их сравнивают даже с рыцарским орденом, в который, как известно, не мог попасть ни один крестьянин. Люди, состоящие в подобных орденах, походили из высоких родов и с самого детства обучались искусству войны.
И уже на этом этапе истории закрадывается подозрение, что это вряд ли бежавшие крестьяне, с рождения державшие в руках только плуг. Тем более, что на то время казак был пехотинцем, вооруженным мушкетом. А подобное оружие было очень дорогим удовольствием, ведь один пороховой выстрел по стоимости приравнивался к цене за одну или две коровы. Очень сложно вериться и в то, что за достаточно короткое время казаки смогли практически полностью создать свою культуру.
Ведь у них были и свои праздники, свои идолы и даже своя собственная иерархия: джуры, товарищества, кошевые, гетманы. Все это так или иначе доказывает то, что изначально казаки не были беглецами. Скорее всего, это народ, который пришел к нам на наши земли с юга теперешней Украины, принеся с собой свои обычаи и традиции. Возможно, это были бродники (так называли южное население), о них часто упоминают в летописях тех времен. Кстати, бродников очень часто противопоставляли Киевской Руси, вероятно, именно они и стали ранними казаками, а не бежавшие крестьяне.
Казак Сирко, легенды о котором до сих пор живут в современном мире не только в виде баек, но и настоящих научных работах. Это был, наверное, самый известный казакхарактерник, что на современном языке означает чародей. «Кошевой Сирко был превеликий колдун. Недаром его турки прозвали шайтаном…»
Запорожцы говорили, что равного ему в целом свете не было. Рассказывали, что когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Сирко умел наводить на врагов сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом (старославянское название волка). Но Сирко не только побеждал людей, а и нечистую силу.