Активность «низовых» женщин не ограничивалась уходом за домашним хозяйством, воспитанием детей и вигляданням мужа-казака из похода.
В записанном Д. Яворницким на Екатеринославщине (в пределах бывших Запорожских Вольностей) пересказе «Могила Настина» (в других вариантах — «Могила Насти») отражено внешний вид и отдельные сценарии повседневной жизни отважной атаманши по имени Настя.
Предание гласит о том, что Настя, носила саблю, шаровары, шапку и «держала у себя отряд казаков, а никто этого не знал, что она девушка …. Несколько лет правила она за казака. А как умерла, то тогда только и узнали, что она девушка «. Сила и храбрость этой женщины, очевидно, были настолько большими, а ее действия как предводителя настолько ловкими, что казаки даже не догадывались о том, что ими руководит «атаманша». Как видим, образ женщины-воительницы включает в себя, в этом случае, довольно распространенную на украинских землях в XVI — первой половине XVII в. традицию переодевания в мужскую одежду, подмалёвок усов, бритье головы и т др. Информацию об этом подают не только устные источники, но и ряд письменных. По утверждению итальянского и польского историка начала XVII в. Александра Гваньини, среди погибших защитников замка Прухник на Подолье (описание событий 1524) были найдены тела переодетых в мужскую одежду женщин. «Для того, чтобы их не узнали, женщины побрили себе головы ….».
Мемуарист Михалон Литвин также обращал внимание современников на то, что женщины благородного сословия имеют право свободно «бывать в обществе мужчин (в отличие от татарских и московских) и носить почти мужское платье …».
Не составляли исключения и военные доспехи. В записанном Г. Надхиним на Екатеринославщине во второй половине XIX в. переводе присутствует отражение влияния обычной женщины на повседневную жизнь воинственного казацкого сообщества. «.В запорожцев был обычай — говорится в предании, иногда прощать преступнику, если кто-то из местных девушек осмеливалась выйти за него замуж». Итак, перевод отражает тот факт, что на Запорожье были и «местные девушки», и «местные» обычаи бракосочетания, и «местное» брачное право, а следовательно, есть основания говорить и о «местных», рожденных в пределах Запорожских Вольностей, детей.
> Украинцы вспоминают о матерях когда им нужно пушечное мясо для войны со своим народом на Донбассе, за американское счастье!
> Для Америки — украинские жинки ещё нарожают чубатых, недалёкого развития!!! > > quoted1
Гиркин, Моторолла, кадыровцы, калмыки, буряты, челябинцы, ростовчане, москвичи и псковские десантники не свой народ. Это агрессор и оккупант. Главное что русские бабы уже давно не рожают от вечно пьяных русских мужиков.
Бандеровцы хотят снести в Киеве Родину-Мать. «Родина-мать» в Киеве, по подсчетам экспертов, могла бы простоять 150 лет и выдержать землетрясение 8−9 баллов. Никто не предполагал, что ее ожидают опасности куда более мерзкие. Теперь 450-тонному памятнику предстоит выдержать напор украинских националистов, безумство которых не выносит ее советское величие.
Записанный краеведом А. Ковалевым на Днепропетровщине (в пределах бывших Запорожских Вольностей) предание рассказывает о непосредственном участии женщин в боевых действиях казачьих подразделений.
В востании под руководством Якова Острянина (1638). активное участие принимала жена казацкого сотника Семена Моторы — Варвара. Особенно отличилась эта женщина во время защиты повстанческого лагеря у Жовнина на р. Суле. Острянин якобы поручил Варваре Моторе стрелять особо важных персон во вражеском лагере, приставив к ней шесть казаков заряжать мушкеты и готовить стрелы. По преданию, разведчики Потоцкого обнаружили, что источником «особого зла» со стороны казацкого лагеря есть ведьма, которая безошибочно подстреливает ротмистров и вельмож. Перебежчик-Реестровец сообщил, что и ведьма называется Варварой Кодак. Потоцкий якобы приказал открывать пушечный огонь по любой женщине, которая будет замечена в казачьих окопах. Очень много женщин погибло от разрывов пороховых ядер «, среди них, по преданию, погибла и Варвара Мотора. Информацию об участии украинских женщин в разного рода военных соревнованиях представляет не только значительное количество исторических источников, но и разнообразные письменные источники. Среди устных исторических источников, записанных за пределами Нижнего Приднепровья, особенно выделяется историческое предание о воинственных женщинах из города-крепости Буше. Когда большая часть мужчин защитников крепости погибла, женщины и девушки продолжали сопротивляться частям польского войска, пока жена Бушанского сотника Звисного Лена не подожгла пороховой погреб.
> "Родина-мать" в Киеве, по подсчетам экспертов, могла бы простоять 150 лет и выдержать землетрясение 8−9 баллов. Никто не предполагал, что ее ожидают опасности куда более мерзкие. Теперь 450-тонному памятнику предстоит выдержать напор украинских националистов, безумство которых не выносит ее советское величие. > > http://planet-today.ru/krizis-na-ukraine/item/5... quoted1
Ну да. Мальчика распяли, пенсионерку дрелью изнасиловали теперь очередь Родины матери. Не читай информацию с адрессом на ru. Быстро свихнешься.
> чисто свидомый праздник назло всем. Для них международный день 8 марта не праздник. quoted1
Так День матери древнее 8 марта. Кстати 8 марта начался праздноваться после того как проститутки вышли на демонстрацию с требованием повысить зарплату своим клиентам морякам. Кстати в Российской империи 8 марта отмечали?
Источники свидетельствуют о том, что в казачьих лагерях часто находилось значительное количество женщин, которые сопровождали отряды в походах. Это, как правило, были, «белоголовые» — жены казацкой старшины и зажиточных казаков, «девки-пленницы», кухарки, гадалки-волшебницы «, окружены группами помощниц, которые, при необходимости, выполняли различные функции — от сестер милосердия до «языковых. и шпионок.
Современник разгрома подразделения казацкого полковника Донца под городом Заславль, польский поэт середины XVII в. М. Кучкаревич отмечал, что ворвавшись в казацкий лагерь, поляки захватили «казацкую волшебницу Солоху», которую сначала подвергали пыткам, а затем, по утверждению Кучкаревича, сожгли. Автор казацкой летописи Самойло Величко, описывая бой под Заславлем, также отмечает участия в нем менее двух женщин — сестры полковника Донца, которую определяет как участницу казацкого герца и «волшебницу», и ее подруги. Хотя летописец не подтверждает факта сожжения «волшебницы», однако отмечает, что поляки поймав ту «волшебницу с ее подругой, повтиналы им шеи».
В исторической песне о казаке Супруне («Ой, не знал казак»), который, попав в ордынский плен, передает сестре письмо с просьбой о помощи, рассказывается о военной победе сильной женщины, степной амазонки, которая воевала с нападающими на границе и «гнала басурман в плен «. Таким образом, есть основания подчеркнуть, что воинственная казацкая община связана с активным участием женщин в боевых действиях казацких подразделений, защитой степных поселений от нападающих, освобождением из неволи пленников и тому подобное. Военная активность женщин согласно исторических документов возникает скорее как нормативный элемент повседневной жизни степной сообщества, а не как аномалии, объекта высмеивания женской инициативы или пренебрежения. Исходя из этого, специфика женской повседневности в культурном пространстве Запорожья заключается не в его отсутствии, а наоборот — в присутствии женского фактора в нормированных ежедневных практиках воинствующего казачества. По материалам научной работы «Женщина в культурном пространстве Запорожья» кандидата исторических наук Александра Кривошея.
> Odessit (Hohlolyahоh) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Бандеровцы хотят снести в Киеве Родину-Мать. quoted2
>Они уже подали предложение отменить 9 мая. quoted1
А вы к нему каким боком? Вы же СССР грохнули? То чего праздники празднуете страны которую уничтожили? У вас в РФ социализм или коммунизм? А триколор флаг победы?
Официальная история этого праздника берет свое начало еще в далеком 1914 году в США. С того времени в Америке отмечают День матери как государственный праздник.
Хотя в тех же Штатах впервые подумали о необходимости такого праздника еще в 1872 году. Тогда активистка Джулия Уорд захотела внедрить день, который символически объединял всех матерей в борьбе за мир. Она устраивала митинги и демонстрации, но государство так и не обратило внимания на ее действия.
После того уже в 1907 году, чтобы почтить собственную мать, которая умерла, продолжила доказывать государственным структурам необходимость этого праздника Анна Джарвис. Активистка чувствовала за собой вину, потому что недостаточно выражала свою любовь к матери. Правда, Анна пошла несколько другим путем: вместо акций протеста и демонстраций она писала частные письма всем чиновникам. Ее усилия закончились успехом, потому что в 1910 году в штате Вирджиния впервые официально отпраздновали День матери. Через четыре года Вудро Вильсон, президент США, ввел официальное празднование Дня матери во второе воскресенье мая по всей Америке.
Анна Джарвис — одна из основательниц Дня матери в США
Если же мы погрузимся еще глубже в историю, то увидим, что на самом деле матерей почитают с глубокой древности. Например, в Древней Греции праздновали День почитания матери всех богов — Рее.
А вот в Древнем Риме поклонялись богине Кибеле, заступнице матерей. У них праздник длился 3 дня в марте.
Богиня Древнего Рима — Кибела
А вот в Британии, начиная с 17 века, отмечали целую неделю матерей. Она длилась на протяжении четвертой недели весеннего поста. Но подарки дарили только в один какой-то день в этот период. Кстати, с тех пор традиционно мамам британцы дарят тортик с 12-ю марципанами сверху.
Традиции празднования Дня матери в различных странах
Японцы пытались ввести подобный праздник еще в 1931 году. Тогда они связали День матери с днем рождения императрицы. Но дольше одного года традиция не продержалась. Сейчас они, как большинство стран мира, дарят матерям цветы во второе воскресенье мая.
В Мексике на День матери в церквях на католических мессах обязательно поют особую песню: «Las mañanitas». После чего устраивают праздничные обеды
А вот в Австралии на официальном уровне не празднуют День матери. Но люди все равно почитают своих матерей, дарят им цветы и маленькие подарки.
В Австрии во второе воскресенье мая во всех ресторанах появляется особое меню для мам.
Можно сказать, что в Турции День матери празднуют каждую пятницу. Хотя, на самом деле, все гораздо прозаичнее — когда женщина выходит замуж, то пятница становится тем днем, когда она может посетить свою семью.
Официально в Украине празднуют День матери с 1999 года, с того времени, как президент Кучма подписал соответствующий указ.
Но на самом деле, украинцы этот день праздновали и раньше. Например, украинская диаспора в Канаде еще в начале 20-го века (в 1928 году) начала поздравлять матерей. А на следующий год такая инициатива докатилась и до западной Украины. Во Львове во второе воскресенье мая организовывали специальные встречи матерей и концерты для них. Здесь этим занималась редактор еженедельника «Женская Судьба» Елена Киселевская. Позже, при содействии «Союза украинок» из Канады, повлияла на распространение этого праздника по всей территории западной Украины.
Потом при советской власти, праздник категорически запретили. Это продолжалось до 1999 года.
Кстати, стоит также отметить, что данный праздник еще во времена Киевской Руси и казаков тоже отмечался, но как религиозный — месяц Девы Марии. Оно и не удивительно, ведь мама дает жизнь, продолжает наш род. Конечно, матерей надо уважать и любить, а также благодарить их за бессонные ночи и нервы, которые они тратят на своих детей.
Не забудьте поздравить своих мам в этом году 13 мая!
День матери — международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей и беременных женщин, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола.
В разных странах этот день приходится на разные даты. В основном, в мире День матери отмечается во второе воскресенье мая, в том числе в Украине, в Эстонии, США, на Мальте, Кипре, в Дании, Финляндии, Германии, Италии, Турции, Австралии, Японии, Бельгии, Бразилии. День матери в России отмечают в последнее воскресенье ноября, в Египте — 21 марта, в Белоруссии — 14 октября, в Грузии — 3 марта, в Армении — 7 апреля. В Республике Казахстан день матери отмечается в третье воскресенье сентября, в Киргизии — третье воскресенье мая, в Великобритании — в первое воскресенье марта, в Греции — 9 мая, в Польше — 26 мая. Шведы и французы поздравляют своих матерей в последнее воскресенье мая. Сербы — в декабре. В Испании, Португалии и Литве день матери отмечается в первое воскресенье мая. На Филиппинах 10 мая.