ВЛАДИКАВКАЗ, 1 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Мадина Сагеева/. В Беслане сегодня в седьмой раз началась трехдневная Вахта памяти по погибшим в школе номер 1 детям и взрослым. Возложение цветов проходит в спортзале разрушенной террористами школы, где в 2004 году удерживалось более 1200 заложников.
Детям Беслана...
Я видел свет, я видел счастье, Я наслаждался каждым днем, Играл и бегал, веселился, И забывал я обо всем.
Настал сентябрь, было жарко – С друзьями шел я в первый класс, И мне казалось, что на свете Все прелести были для нас.
Стоял я на линейке гордо И счастья в сердце не таил, И представлял как в классе первым Отметку «пять» я получил.
Но оборвался праздник мигом, Растаяли мои мечты, И не за партой, на коленях Сижу теперь я у беды.
Два взрыва прогремело в зале… Сейчас в надежных я руках, Безгрешен я… за что? Не знаю. Теперь живу на небесах.
И с неба вижу папу с мамой; Звони, звони в церквях набат… Люблю вас всех, и умоляю – «Не забывайте тех ребят…»
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
В результате захвата террористами в 2004 году бесланской школы номер 1 в заложниках оказались более 1200 человек. Погибли и позднее скончались от ранений 334 человек, из них 186 - дети. Инвалидами стали 126 заложников, из которых 70 - дети, многие из них до сих пор нуждается в реабилитации.
51 час 50 минут - с 09:15 1 сентября до 13:05 3 сентября - ровно столько часов и минут, сколько провели в захваченном террористами спортзале заложники. Люблю вас всех, и умоляю – «Не забывайте тех ребят…»
Удивляет что Кавказцев с нашего сайта это не как не заинтересовало. Получается что мы Русские скорбим больше. Ведь я это писала от души , для меня все дети ровны , я отношусь к ним с любовью.
Эта трагедия потрясла мир своей жестокостью и не имеет аналогов в истории человечества.1 сентября 2004 года террористы захватили бесланскую школу №1. Хронология тех событий глазами очевидцев
8 часов 50 минут. В эти минуты почти во всех школах идут последние приготовления к одному из главных праздников - Дню знаний. В России это традиционно особенный день. Дети одеты в праздничные наряды, на лицах – улыбки, в руках - цветы, за спиной новые портфели с учебниками. В Северной Осетии 1 сентября был самым счастливым праздником, рассказала "Голосу России" Светлана Дудиева, председатель комитета "матери Беслана":
"Каждый знает, что такое школа, и у каждого - родители, которые провожают своих детей в школу. В общем, эта дата и это событие касаются всех. Был красивый первый осенний день, очень солнечный, очень радостный. Я проводила сына в школу. Потом за ним ушла уже моя студентка-третьекурсница дочь, тоже хотела привести брата в школу. Я стояла на балконе и смотрела, как мои дети уходили в школу радостные, красивые, нарядные с шарами, с цветами, как молодые мамы провожали своих детей в 1 класс. И рядом катили коляски с новорожденными детьми. Они все шли в школу на праздник".
9 часов утра. В школе номер один города Беслан звенит первый звонок и начинается торжественная линейка.
9 часов 10 минут. Закончилась линейка. Учащиеся общаются во дворе, фотографируются с родителями, некоторые заходят в здание. 9 часов 15 минут: недалеко от школы останавливаются 2 машины. Из них выходят 32 боевика, в том числе террористки-смертницы. В 9 часов 20 минут террористы вошли во двор школы с двух сторон, чтобы отрезать пути отступления. Несмотря на их оцепление, почти ста школьникам удалось выбраться из-за начавшейся суматохи. Остальных – 1100 человек, среди которых были учителя, дети и их родители – террористы начали загонять внутрь школы. Раздались автоматные очереди.
Вспоминает одна из заложниц, член комитета "Матери Беслана" Анета Гадиева:
"Моя девочка старшая, Алана Дуган, раньше ушла в школу. Ей было на тот период 9 с половиной лет. Мы жили прямо рядом со школой. Я с другим ребенком, Миленой, зашла позже. И как только я переговорила со своей девочкой, сразу же за моей спиной раздалась автоматная очередь. Я повернулась, и стоял человек с искаженным лицом, озверевшим, с автоматом в руках. У меня мысль промелькнула, что это, наверное, какой-то маньяк. Но уже потом , когда со всех сторон стали раздаваться выстрелы и крики "Аллах Акбар", тогда я уже поняла, что это скорее всего захват. И они нас погнали, вот так оцепили площадку кругом и стали загонять в школу. И это было. Это был кошмар. Более тысячи человек. Я сразу упала с ребенком. И вот эта толпа на меня неслась. И только одна мысль: "растопчут". Я ребенка еще прижала под себя. И кто-то меня подхватил. А девочку старшую я потеряла. Я только повторяла, только шла и повторяла, что я больше не увижу свою девочку. И вот в таком состоянии нас загоняли. И я шла последняя. И рядом шла директор школы".
9 часов 50 минут. Уже в спортзале, куда собрали всех заложников, один из них, Руслан Бетрозов, пытается заговорить с террористами и успокоить людей. С Русланом в зале находились 2 его сына. Они были убиты 3 сентября. Руслана ставят на колени и расстреливают в упор у всех на глазах. Затем террористы тащат его тело через весь зал к выходу. После этого заносят в здание взрывчатку и оружие, начинают минировать помещение. Самодельные взрывные устройства развешивают гирляндами на стенах, над головами детей. Среди них много дошкольников, которых родители взяли с собой на линейку. Они плачут на руках у матерей. Все это террористы снимали на пленку:
9 часов 59 минут – создается оперативный штаб. 10 часов 50 минут – вокруг школы выставлено оцепление из бойцов спецназа и милиции. Однако люди продолжали идти к захваченной школе. Их состояние можно передать одним словом – ужас, рассказала Зарина Таучелова, мать двух погибших девочек:
"Мы бежали туда. Прибежали, и, вот уже всё было закрыто. И на протяжении 52 часов мы только ждали, как всё это разрешится. С надеждой на то, что хотя бы дети будут живы. Были страшные часы ожидания. И для многих, конечно же, жизнь на этом закончилась. По-другому я даже не могу сказать".
Примерно через час боевики начинают разбивать окна школы. Позже эксперты, анализируя события тех часов, придут к выводу: это было сделано, чтобы предотвратить использование газа. Ровно через 2 часа после захвата террористы выдвигают первые требования. Из здания школы выходит заложница, которая передает записку с условиями: освободить боевиков, арестованных за нападение на Ингушетию, и вызвать на переговоры президента Северной Осетии Александра Дзасохова, главу Ингушетии Мурата Зязикова и врача Леонида Рошаля.
Журналисты, которые работали в эти дни в Беслане, вспоминают, что в первые часы поступала абсолютно противоречивая информация. Не было понятно, что творится в здании школы. Говорит бывший корреспондент радио "Маяк" Федор Макаров:
"Взрывы и одиночные перестрелки продолжались в течение нескольких дней. Вплоть до штурма. Практически никакой информации о том, что там происходит, не было. Уже потом стало известно о расстреле милиционеров и мужчин – всех, кто мог оказать какое-то сопротивление террористам в школе".
В 11 часов 30 минут появляются сообщения о том, что за каждого убитого террориста будут расстреливать 50 заложников. Вспоминает Маргарита Симоньян – в то время специальный корреспондент программы "Вести":
"Это самое страшное, что я видела в своей жизни. Ни один нормальный человек не мог бы, находясь там, воспринимать это без ужаса. Я помню, что я не могла писать, как только я начинала писать – у меня лились слезы, и мокла бумага в блокноте. Не плакать было невозможно. Это был просто ад".
Как показало расследование, руководство терактом в Беслане осуществлялось из-за рубежа. Многие боевики, захватившие школу, прошли подготовку в международных лагерях террористов. Многие из них имели паспорт Кувейта, Саудовской Аравии или Алжира, рассказал "Голосу России" член думского комитета по международным делам Семен Багдасаров:
"Естественно, речь идет о международном терроризме. Во-первых, это организованный террористический акт, осуществленный сторонниками идеологии крайнего террористического течения, крайнего политического салафизма. Сама по себе эта идеология к нам пришла извне. Я уже не говорю о том, что люди, участвующие в этом террористическом акте, были тесно связаны с целым рядом международных террористов, которые находились как на территории Северного Кавказа, так и за его пределами".
Эксперты указывают на возможное содействие Ильяса Ахмадова, так называемого министра иностранных дел Ичкерии. Ему, кстати, за месяц до трагедии в Северной Осетии было предоставлено политическое убежище в США.
Операция по спасению заложников в Беслане началась примерно в час дня третьего сентября. В ней были задействованы элитные силовые подразделения "Альфа" и "Вымпел". Во время освобождения погибли 10 сотрудников, 26 были ранены. Столь большие потери связаны с тем, что операция началась спонтанно - от взрывов рухнула крыша школы. Несмотря на постоянную стрельбу, офицеры стали доставать и выносить из завалов живых. О них жители Беслана будут помнить всегда, говорит Маирбек Туаев:
"Похоронены они в родных местах. Но для них на мемориальном кладбище в Беслане отдельно установлен памятник – для спецназовцев и двух служащих МЧС. И по ним скорбят так же как и по своим погибшим родным и близким".
Герой России, полковник подразделения "Вымпел" Вячеслав Бочаров первым ворвался в здание 1-й бесланской школы и уничтожил несколько террористов. Одновременно с ликвидацией боевиков спецназовец эвакуировал из здания нескольких детей и взрослых. Во время штурма школы Вячеслав получил тяжелое ранение – пуля пробила голову. Он числился в списке пропавших без вести, а в ряде публикаций даже в списке погибших. Однако через несколько дней пришел в себя в военном госпитале и написал свою фамилию врачам. Каждый шаг, сделанный им в захваченной террористами школе, остался в памяти Вячеслава:
"Делегация Беслана третьего сентября каждый год приезжает в Москву. Я с ними встречаюсь, мы на кладбище приезжаем, где похоронены ребята. Взаимное проникновение одного народа в другой. И это подчеркивает о том, что мы не разные, мы одинаковые. Здесь, конечно, многое изменилось с того 2004 года, потому что здесь создается мемориал, некоторые фрагменты школы удалены, некоторые изменения произошли. Но я вот с трепетом ощущаю трепет того момента 2004 года, который был присущ на тот момент. Я вот сейчас мысленно весь свой путь движения прослеживаю, в голове у меня проходит, от начала движения до практически ранения, когда я потерял сознание. Здесь остались 10 сотрудников центра специального назначения, поэтому внешние изменения, которые здесь произошли никак не отражаются на том внутреннем состоянии человека, который сам здесь видел то горе, видел погибших детей, взрослых. И эта трагедия, она была сопричастна не только со всей страной - со всем миром."
Азамат – учащийся школы №1 города Беслан - 7 лет назад он смог выжить в результате одного из самых чудовищных терактов в истории, сегодня он мечтает только об одном:
"Хочется пожелать всем детям, чтобы они никогда не увидели того, что увидели 1 сентября мы. Желаю добра, счастья, любви, мирного неба над головой".
3 сентября в память о погибших и тех, кто умер уже после событий в Беслане, в небо запустят 335 белых воздушных шаров. А на церемонии памяти, по печальной традиции, будут выставлены бутылки с водой - в память о том, что детям, загнанным в спортзал, окруженным взрывчаткой и оружием, три дня не давали пить.
Средняя образовательная школа N1 Беслана была захвачена группой террористов 1 сентября 2004 года. Более 1,2 тыс. человек - школьники, их родители и учителя, - оказались в заложниках. В течение трех дней их держали в начиненном взрывчаткой спортивном зале школы. В результате теракта погибли 334 человека, в том числе более 180 детей. Еще несколько человек скончались в последующие годы от полученных во время теракта травм.
Упала роза с детских рук на школьный камень, Излившись горечью в судьбе отцу и маме, И выстрел в небо сентября – ворвался горем, В котором юная мечта исчезла полем.
Слезами залитый спортзал – застыл в кошмаре, Тротила мерзкая змея сплелась в угаре, А боль родительской любви металась птицей Над этой клеткою беды – с вонзённой спицей.
«О мама, мамочка моя – как беспробудно Застыло время у окна и давит нудно; Жара сбивает в ком язык – глотать так больно, А в небе солнышко плывёт, я знаю – вольно.
Мальчонка маленький застыл со мною рядом; В глазёнках ужас, будто ил, а где-то градом Бьет автомат дробь в барабан – смерть зазывая, Поставив старших из ребят у класса «рая».
А щели узкие бойниц на чёрной маске, Взирают пропастью войны в бесовской пляске На то, как крохотный малыш просил покушать, А дуло пулемёта – трель дало послушать.
Вода в усталом забытье – намного ближе, Но губ потресканных огонь лишь воздух лижет. И образ бабушки родной – души стенанье, Как откровение любви её признанье.
И вдруг – зияющий провал во время взрыва, И вечность, будто ошалев, картиной взвыла, Когда во след – шакалий вой и выстрел в спину, И нестерпимый мамин крик, что боем сгинул»…
Упала роза на асфальт, где гибли дети, И школа, обелиском став, как факел светит. Тем, кто навек закрыл глаза, оставив миру Печали полные дома и боли лиру.
Schlaumedchen спасибо что поддержали , жалко детишек , ток могут сделать не люди , я даже не знаю как их назвать . Дети это главное в нашей жизни.
Дети Беслана
Дети Беслана... Постарше...и малые... Кровь на асфальте... потоками алыми... Грех непрощеный - тяжелой и скорбной ношей... Не назову я себя никогда "хорошей"...
Я на коленях в слезах попрошу прощенья. Буду молиться уже за свое спасенье. Молча и грустно с иконы посмотрит Боже: "Ангелы были... А их расстреляли все же..."
Нет оправданья... И хоть головой о стену... Мне не забыть этой бойни кровавой сцену... Дети пришли в свою школу... Банты и ленты! А получили бинты или монументы...
Плавятся свечи... я это принять не в силах... Время не лечит,... ведь дети лежат в могилах! Мир сумасшедший... Мы, взрослые, виноваты. Все, кто живет на Земле, и кто жил когда-то.
Нам не отмыться, покрыты навек позором. Смотрят мне в душу глаза их немым укором. И не найти от бессонницы горькой средства. Мы виноваты. Мы не спасли их детства...