\"Дальневосточная республика — явление уникальное в истории послереволюционной России, тщательно скрываемое от широкой публичности, от нашего с вами пристального внимания. Всё, что её касается, тщательно закрывается. Я не могу сказать, что это действие осознано, оно скорее инерционное или инстинктивное.
Нам необходимо будет сделать небольшой экскурс к началу первой мировой войны, к революции и к Гражданской войне на Дальнем Востоке, чтобы понять ту конфигурацию, при которой возникла Дальневосточная республика, в которой она функционировала, и в которую закладывала основы процессов, имеющих продолжение в будущем.
К началу первой мировой войны, после 1910 года, Владивосток начал резко развиваться, предпринимательское сообщество стало выходить на высокий уровень. Приморская область и Владивосток в частности участвовали в знаменитой выставке 1899 года в Хабаровске, возникали мощнейшие иностранные конкурирующие между собой торговые диаспоры, нескольких банков: Русско-Азиатский, Дальневосточный коммерческий. Развивалось пароходство добровольческого флота, появились возможности реинвестирования заработанного капитала, т.е. начался рост промышленного производства во Владивостоке, возникновение Дальзавода из пароходных мастерских, железнодорожного депо, особенно после строительства Транссибирской железной дороги. Все это давало реальную возможность для города занять лидирующее положение не только на Дальнем Востоке, но и во всей азиатской России.
Однако уже с конца 1912 года отмечается тенденция вывоза капитала из Владивостока. Основное направление — Гонконг, Япония, Америка. Я склонен полагать, что уровень развития дальневосточного предпринимательского сообщества шагнул заметно дальше, чем то же самое сообщество в Сибири. Вровень с Владивостоком реально стояли только Москва, Петербург и Одесса, то есть те города, которые имели прямые выходы на международное торговое пространство. Это создавало проблемы для дальневосточных предпринимателей в самом начале зарождения этого процесса. Имеется в виду иностранная конкуренция, прежде всего таких монстров, как \"Кунст и Альбертс\", торговых компаний \"Сумидзуки\", \"Фушима\", товарищества \"Пак и сыновья\", которое держало здесь весь прибрежный каботаж. Все это создавало условия того, что выживал самый опытный, самый умелый и толковый предприниматель. Именно во Владивостоке взаимодействие между предпринимательскими сообществами наметилось в наибольшей степени.
В двух шагах от того места, где мы с вами находимся, в 1912 году стояло неприметное здание, в котором была открыта первая русско-китайская школа (Николаевская), названная в честь императора Николая II. В ней китайских и русских детишек из купеческих семей обучали одни и те же преподаватели основам бизнеса, китайскому и русскому языку, юриспруденции, бухгалтерии, психологии, торговому делу. Таких школ собирались открыть больше десятка по всему краю. В Уссурийске были открыты школы для корейских детишек, которых готовили в качестве торговых агентов для проникновения на внешние рынки. Очень интенсивно развивалось сотрудничество с японской диаспорой, но японцы сюда попали уже достаточно поздно, в 90-х годах XIX века. До этого они попадали в основном, как сезонные рабочие на рыбную ловлю. Это было продиктовано началом строительства железной дороги, тем, что сюда перевели Сибирскую флотилию на зимние квартиры, и встал вопрос о её обслуживании. Практически вся сфера обслуживания Владивостока была японской: из 37 прачечных 36 было японских, из 19 парикмахерских 18 японских, из 20 часовых мастерских 16 японских. Вас может удивить такое большое количество часов. С одного крейсера первого ранга в ремонт сдавали в год до 42 часовых механизмов. То есть рынок был достаточно большой.
\"Таким образом, Владивосток к началу первой мировой войны начинал превращаться в некую структуру, которая развилась поступательно и интенсивно. Общий уровень развития предпринимательства в стране стал не устраивать местное предпринимательское сообщество, они уже не шагнули выше, уже участвовали в международном бизнесе и прекрасно понимали, что любая попытка затормозить этот процесс извне приведет к его внутреннему развалу.
Именно этой причиной я могу объяснить то, что с начала 1912 года, с первой Балканской войны, предвестника первой мировой, из Владивостока начали вывозить деньги, в основном, в Америку. Точечным подтверждением этой версии служит то, что практически все инженерные кадры, которые попали в эмиграцию, собрались в Америке примерно к 1929 году полностью. Небольшое количество осталось во Франции, но они не могли составлять им конкуренцию, а все остальные собрались здесь под какие-то реальные финансы, деньги и т.д. и т.д. Я полагаю, что это деньги, которые перебазировали отсюда туда. В частности, Сикорский, знаменитый создатель вертолетов, собирал всю русскую инженерную элиту в США, имел на это возможности, но не раскрывал их источник.
\"Разоружать их не надо было, потому что они военнопленные. Во-вторых, их было две дивизии, корпус, то есть примерно 9 полков. После наступления Брестского мира, а все чехи были подданными австрийской короны, их надо было вернуть, т.е. война заканчивается разменом пленных. Французы сказали: \"Мы перевезем, но из Владивостока\", поэтому транспортные французские корабли стояли в ожидании этого чехословацкого корпуса почти месяц. А восстание корпуса, которое вспыхнуло одновременно по всей стране, было явно заранее спланировано и очень хорошо подготовленоII . В результате вся территория советской России оказалась разорванной на клочки. На этих территориях немедленно прошли антисоветские выступления, которые и создали прецедент того, что называется гражданской войной. Причем, она возникла потому, что большевики воевали против эсеров и меньшевиков, т.е. те, кто совершил революцию, в конечном счете, передрались между собой, а белогвардейцы этим только воспользовалисьIII .
После мятежа чехословацкого корпуса, в начале июня 1918 года из Манчжурии в Приморский край вторглись казачьи части атамана Калмыкова, главная задача которого была блокировать город Никольск-Уссурийск, разорвать Транссибирскую магистраль и заблокировать Владивосток. Атаман Калмыков был бездарным военачальником, но был очень популярен среди казаков, храбр, достаточно бездумен и очень жесток в своем поведении. Возник Гродековский фронт, который пытался удержать части Калмыкова. Получалось неплохо. В ноябре 1918 года в Омске произошел переворот, который поставил во главе всего белого движения нового верховного правителя России — адмирала Александра Васильевича Колчака.
\"Японцы прекрасно понимали колониальный статус Сибири и замыслили создание на ее территории государства, во главе которого намеривались поставить именно Семенова, человека, который якобы освобождает колонии (Сибирь и Дальний Восток) от ненавистной метрополии (России). Он был политически грамотнее,, чем адмирал Колчак, хотя Академии не заканчивал, а офицерский чин выслужил в бою. Он сразу понял, что для того, чтобы удержать большие массы народа в повиновении, одной жестокости мало, нужна идея, которую он дал. Он сказал, что здесь нужно создать самостоятельное государство, которое само будет определять перспективы своего развития, ориентируясь при этом на Монголию, Японию и Китай. Семенов был первым, кто заявил: \"Русские — азиаты! Нам нечего делать за Уралом. Нам здесь хорошо, и именно здесь мы должны жить, создавать государство и стремиться к дальнейшему процветанию\". Однако возникло противостояние, во-первых, с местными демократически избранными органами власти в Забайкалье, во-вторых, из-за псевдодемократических казачьих традиций, которые попытались возродить, которых на самом-то деле в Забайкалье никогда в жизни не было, и быть не могло.
\"При создании Дальневосточной Республики было написано несколько очень важных документов, значение которых сохраняется до сегодняшнего дня. Прежде всего, следует отметить: НЭП, т.е. свобода частного предпринимательства, накопления и перемещения капитала была записана в конституции ДВР. В Конституции Российской Федерации этого права не было. Экономическая концепция, которая была положена в основе строительства ДВР, звучала так: рыночные отношения и госкапитализм в полном объеме.
В бюджете была целая куча расходных статей: социалка, оборона, экономика, коммерческий риск, на которой подсчитывают, кто что наизрасходовал, причем этот риск государство вкладывает в то или иное направление деятельности, где явно есть перспектива получения прибыли. Например, государственный капитализм в Германии создал такую фирму, которая называется \"Народный автомобиль\". Здесь предполагалось, что значительная часть ресурсов, имеемых в составе ДВР, будут давать финансовые средства, которые будут задействованы на ее развитие и становление.