Терри Мартин. Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923–1939. – М.: РОССПЭН, 2011. – 663 с.
В 2001 году на английском языке вышла монография профессора Гарвардского университета Терри Мартина, посвященная раннему этапу советской национальной политики. Она сразу же стала классикой. Через 10 лет русский перевод сделал ее доступной для российского читателя. Говорят, сейчас готовится и перевод на украинский язык, что неудивительно: основное внимание в своей книге Мартин уделяет именно Украине, ведь украинцы были в СССР самым большим национальным меньшинством, а Украина – самой большой союзной республикой, руководство которой стояло в авангарде советской национальной политики.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Правда, название книги перевели неудачно. The Affirmative Action Empire, как охарактеризовал Мартин СССР, – это не просто империя «положительной деятельности», это империя позитивной дискриминации. На Западе аффирмативным действием, или позитивной (компенсирующей) дискриминацией, называют политику предоставления преференций ранее притеснявшимся меньшинствам. Бывшие «белые угнетатели» должны потесниться и дать дорогу цветным и гомосексуалистам. В СССР же большевики решили (в масштабах целой страны!) потеснить русских, как бывшую нацию угнетателей, шовинистов и держиморд, по словам Ленина. Русских в Средней Азии и Украине увольняли с работы в госаппарате, чтобы заместить их нерусскими, у русских крестьян и казаков на Северном Кавказе, в Казахстане и Средней Азии изымали землю в пользу националов, русские деревни в Татарстане облагались большим налогом – и в это время советская власть вводила квоты для националов, открывала национальные школы, создавала национальную культуру. Затем советская власть, опасаясь растущего русского недовольства, начала пресекать факты прямой дискриминации русских..
Но на протяжении всего советского периода русские оставались дискриминированными по такому важнейшему параметру, как наличие собственной национальной государственности в составе Союза. Советская власть даровала всем крупным национальностям собственные национально-территориальные образования. Те народы, которые не получили своей союзной или автономной национальной республики, получали автономные области. Советская власть щедро прирезала национальным республикам соседней русской земли: в 1924 году 16 уездов с населением в 2 млн. человек получила Белоруссия, а чуть позже Украина едва не разжилась территориями Курской и Воронежской губерний.
«Русские в Советском Союзе всегда были «неудобной» нацией – слишком большой, чтобы ее проигнорировать, но в то же время и слишком опасной, чтобы предоставить ей такой же институциональный статус, какой был у других крупных национальностей страны», – пишет Терри Мартин. Советская власть боялась, что русская республика, с ее территорией, ресурсами и численностью, разбалансирует СССР, а ее руководство создаст опасную конкуренцию общесоюзному Центру. Поэтому русских в СССР некому было защищать: союзное руководство занималось другим, а руководство национальных республик о русских и слышать не хотело. Так, в Казахской АССР местные казахские власти сделали все возможное, чтобы воспрепятствовать созданию русских округов.
«В империи позитивной дискриминации русское национальное самосознание сознательно притуплялось для того, чтобы укрепить единство многонационального советского государства», – пишет Мартин. Как это напоминает современную Россию! Это и неудивительно: фундамент Российской Федерации был заложен именно советской властью. Отсюда актуальность книги Терри Мартина: в ней рассказывается о том, как формировались основы современной российской государственности, краеугольным камнем которой является «позитивная дискриминация» русских в пользу институализированных нерусских меньшинств.
Точно. Была даже ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ. "Титульной" нации там было с хренову душу. Но ВСЕ более менее значимые посты занимали иудеи. Титульные, едрена вошь. А вот РУССКИХ национально - территориальных образований попросту не было. Теперь нам миражи и прочие исторуки толкуют о дискриминации окраинцев. Не смешно ли? В юности и молодости путешествуя по национальным окраинам поражался полным полкам продовольственных магазинов, русской литературой, свободно продающейся в книжных магазинах, где нибудь в Узбекистане. При этом молдаване и лaбycы шипели, что их притесняют. Что русские оккупанты, гнетут национальные культуры, обжирают бедных окраинцев и чухонцев. В той же Риге при Советской власти свободно проходили праздники на Певческом поле. То же было и Таллине, Вильно. Тем же литовцам Советская власть отдала их древнюю столицу - Вильно. Подарила Мемель.
> «Русские в Советском Союзе всегда были «неудобной» нацией – слишком большой, чтобы ее проигнорировать, но в то же время и слишком опасной, чтобы предоставить ей такой же институциональный статус, какой был у других крупных национальностей страны», – пишет Терри Мартин quoted1
Какой же надо быть забитой нацией, чтобы сегодня, после всего этого. После дикриминации и унижения -молиться на Сталина, молиться на СССР. Нет, я этих русских не понимаю. Действительно, этот народ нормальным, европейским умом понять невозможно. После чеченской войны, когда 200 000 тысяч русских было вырезано или выгнано с тех краев, русские обсуждают тему" Нужен ли Кадыров России?". И многие считают что нужен. Дякую, Боже, шо я нэ москаль.
коктебель (с IP 85.223.190.19) - "молиться на Сталина, молиться на СССР." = синячок, а тебе и вправду надо молиться на Сталина и СССР, или тебе прозябать и батрачить на польских панов в границах до 1939года более нравится? Ну и как вас называли пановья польские вы сами прекрасно знаете (на буквы "х" и "б" (не мат)). Между прочим правильно называли , ибо вы неблагодарные и добра не помните. омик.