Биографические сведения о казацком летописце Самуиле Величко весьма скудные, в основном это свидетельства самого Величко в летописи, но они фрагментарны. Вероятно, родился на Полтавщине около 1670 г., возможно в с. Жуки Полтавской сотни Полтавского полка, происходил из казацкого рода. Некоторые исследователи считают, что Величко был родом из Прилук. Умер по некоторым данным - после 1728 г., но официальных данных не существует. Неизвестно точно и место его захоронения, называют церковные кладбища Покровской церкви в с. Жуки возле Полтавы и Хрестовоздвиженского храма в Диканьке. Историк, автор казацкой летописи, охватывающей период от 1648 по 1700 г. Учился в Киево-Могилянской академии, знал пять языков, с 1690 года начал служить в доме генерального писаря Василия Леонтьевича Кочубея, прежде всего писарем. В. Кочубей использовал Величко для особых поручений, включая его "в нужные и секретные в то время военные дела", даже те, что шли царю и циферни (зашифрованные) к хозяевам грецкому и мунтянскому. Через Величко проходила и корреспонденция, о которой Мазепа не знал. В таком статусе прослужил 15 лет и в начале 1705 г. был введен в канцелярию Генерального войска, где пробыл старшим канцеляристом 4 года, то есть до падения гетмана Мазепы. Участвовал в его походах, в частности через Правобережную Украину со вспомогательным войском на помощь полякам (после восстания С. Палия 1701-1702 г.). Очевидно, и в Генеральном войске, и в канцелярии выполнял особые (секретные) поручения, привлекался в посольства гетмана. В конце 1708 г. арестован и заключен, предположительно в Чернигове, как приближенный И. Мазепы. Предполагают, что из заключения вышел в 1715 г. при содействии сына В.Л. Кочубея Василия. С тех пор жил в имениях Василия Кочубея в Жуках и в Диканьке на Полтавщине. В Жуках им была написана летопись, первый том которой датируется 1720 г. Здесь же учил подростков письму, а они помогали ему работе, поскольку во время работы над вторым томом летописи Величко начал терять зрение. Последняя его работа (1728 г.) – перевод книги "Космография" с немецкого на книжный украинский язык.
> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Нужно отметить что за Рускую идею это не за Русский мир.Во времена Величко украинцы -русины были руський народ.А нынешние русские это великороссы -меря ,чудь ,вятичи и прочая мордва.именно чужим названием манипулирует Кремль. quoted2
> > Это да. Например Киевские Тататры и украинске Чемерисы. Те русины 100% > > А эти не. > > >
> > > Свидомий так сказал. Верьте на слово. quoted1
Зачем на слово ?Чемерицкого языка гуцулы и бойки не знают ну впрочем как и русины Киевщины.
Узловые концептуальные моменты в летописи. – доказательства правомерности визвол. войны (см. Национальная революция 1648-1676), оправдание добровольного подданства гетмана Б.Хмельницкого московскому. царю (см. Мартовские статьи 1654), осуждение внутренних распрей и междоусобиц в украинском обществе (см. Гражданские войны второй половины 1650–первой половины 1660-х годов в Украине; Руина), обоснование идей истор., социальной и полет. исключительности казачества и идеи козац. полет. автономизма.
Историк считал козац. державу Б.Хмельницкого правопреемницей давньоруского. исторического. наследия. Казачеству отводилась нациобразующая роль. Историк подчеркивал престижности происхождения, этнокульт. и этнополит. самобытности казаков, а также укр. народа в целом. В этой связи он использовал, в частности, сарматский (см. Сарматизм) и хазарский (см. Хазары) историографические мифы происхождения украинцев, а также политически "паспортизировал" украинцев этнополитонимом "казацко-руський народ". Последовательно проводил мысль о сословном равенстве казачества и шляхты .
Положительно оценивая присоединения Украины к Московсковии, в. в то же время осуждал антиукраинскую. политику царизма – расчленение тер. Украины по Андрусовскому договору (перемирием) 1667, наступление на традиционные права руського(украинского) народа, прежде всего казачества, разрушения в мае 1709 московскими войсками по указу Петра I Запорожской Сечи и др.
В устройстве руського суспильства историк выделял конструктивную и стабилизирующую роль Запороз. Сечи, которая, доказывал он, была идеальным инструментом козац. демократии, служила противовесом гетмана-владолюбця и стояла на страже православия и целостности Отечества. Деструктивным сусп. фактором считал неспособность козац. элиты политически консолидироваться.
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> Нужно отметить что за Рускую идею это не за Русский мир.Во времена Величко украинцы -русины были руський народ.А нынешние русские это великороссы -меря ,чудь ,вятичи и прочая мордва.именно чужим названием манипулирует Кремль. quoted1
А нынешние украинцы это укры-потомки постмонголского сброда с разных земель Дикого поля и угорщин разных,а так же польских переселенцев.Которыми манипулирует Вашингтон и Тель-Авив