> Я напомню россиянцам, что в свое время Иосиф Виссарионович Сталин поставил задачу СОЗДАТЬ АТОМНУЮ БОМБУ. И эта задача под руководством Лаврентия Берия была выполнена ЗА ПЯТЬ ЛЕТ (в 1944 г.- 1949 г.) >
> Создание ракетного оружия было выполнено Советским Союзом за ДЕСЯТЬ ЛЕТ. Под руководством того же Лаврентия Павловича Берия и его сына. > > А СОЗДАНИЕ АНАЛОГОВ МАШИН МЗКТ СОВРЕМЕННОЙ РФ-ией НЕ ВЫПОЛНЕНО ЗА ДЕСЯТЬ ЛЕТ. quoted1
Ну ты, старый, и дал. Под НИОКР бабло можно пилить бесконечно. А обороноспособность? Оборона от кого? От кремлёвских воров общака-хранителей? От них то зачем. А против народа сойдёт и Наци-Гвардия.
Недавний юбилейный военный парад в Пекине продемонстрировал, что военно-промышленный комплекс КНР достиг больших успехов в создании подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) различного назначения на базе многоосных колесных шасси. По площади Тяньаньмэнь прошли пятиосные пусковые ракетные установки с баллистическими ракетами DF-17, оснащенными гиперзвуковыми боевыми блоками, и стратегическими сверхзвуковыми ракетами большой дальности DF-100.
За ними проследовали шестиосные шасси, которые несли ракетные комплексы DF-26, и восьмиосные с ракетами межконтинентальной дальности DF-31AG.
На восьмиосном шасси был размещен и самый мощный на сегодняшний день стратегический китайский ПГРК DF-41. 16 таких транспортеров замыкали колонну ракетных комплексов.
Почему подобная техника не выпускается в России?
Как и следовало ожидать, сам факт того, что Китай обогнал Россию в создании собственных многоосных шасси для стратегических ПГРК, вызвал ревнивую реакцию у большинства комментаторов, освещавших пекинский парад.
Конечно, в российской армии также имеются прекрасные многоосные шасси под ПГРК. Да вот беда: производятся они в независимой Беларуси, на Минском заводе колесных тягачей (МЗКТ). И авторы ряда публикаций выражают по этому поводу недоумение: почему подобная техника до сих пор не может выпускаться в России? Ведь уже более десяти лет на Камском автозаводе (ПАО «КамАЗ») ведутся работы по созданию семейства специальных колесных и тягачей (СКШТ) аналогичного назначения под индексом «Платформа-О». Имеющих, благодаря применению электромеханической трансмиссии (ЭМТ), если верить разработчикам, просто фантастические характеристики грузоподъемности, скорости и маневренности.
Частичный ответ на этот вопрос содержится в статье авторитетного российского автомобильного эксперта, главного редактора сайта «Автомобильный каталог» Александра Привалова «Почему буксует разработка перспективной автотехники», опубликованной в газете «Военно-промышленный курьер».
Оказывается, еще год назад на форуме «Армия-2018» врио начальника Научно-исследовательского центра автомобильной техники (НИИЦ АТ) 3-го Центрального научно-исследовательского института (ЦНИИ) Минобороны России полковник Вадим Демик заявил, что НИИЦ АТ более не рассматривает применение ЭМТ для военной автотехники ни в ближней, ни в среднесрочной перспективе.
Привалов считает такое решением оправданным, поскольку в России на сегодня нет собственных мощных дизельных двигателей, силовой электроники, колесных редукторов и ряда других важнейших автокомпонентов для автотехники с ЭМТ.
При этом он задается вопросом: почему ПАО «КамАЗ» продолжало эти разработки, причем по контрактам с Минобороны России? Хотя, если судить по результатам тестов, СКШТ семейства «Платформа-О» проигрывают технике МЗКТ.
От себя добавим, ввиду чрезвычайной уязвимости ЭМТ к воздействию электромагнитного импульса (одного из главных поражающих факторов современного оружия — и не только ядерного), применение такой трансмиссии на ракетном шасси означает его гарантированное уничтожение в условиях реальной войны.
Сегодня на полигоне НИИЦ АТ идут испытания шасси МЗКТ-79291 (колесная формула 12×12.1) с механической трансмиссией. А в Набережных Челнах, в свою очередь, работают над альтернативным ему образцом из линейки «Платформа-О» КамАЗ-78509 (12×12.1) с ЭМТ. И сравнение не в пользу изделия Камского автозавода:
— снаряженная масса МЗКТ-79291 примерно на 10 т меньше, чем снаряженная масса КамАЗ-78509;
— грузоподъемность МЗКТ-79291 приблизительно на 10 т выше, чем грузоподъемность КамАЗ-78509;
— надежность МЗКТ-79291 оказалась выше ожидаемой, в то время как у КамАЗ-78509 тяговые электродвигатели, электроника, другие узлы и оборудование многократно выходили из строя в ходе испытаний.
Возьмем на себя смелость предположить, что свою роль здесь сыграла та самая коррупционная составляющая, без которой в сегодняшней России, похоже, почти никакие дела не делаются. Эту версию подтверждают и факты, приведенные тем же Приваловым.
Из материалов проверки военного прокурора Московского гарнизона следует, что в 2015 году между Минобороны России и ПАО «КамАЗ» заключен государственный контракт на выполнение научно-исследовательской работы.
Заместитель начальника НИИЦ АТ 3-го ЦНИИ МО РФ, будучи осведомленным, что цель технического задания в полном объеме не достигнута, весной 2017 года подписал акт приемки второго этапа работ, что послужило основанием для его оплаты. Ущерб, причиненный Минобороны России, превысил 181 млн российских рублей.
Материалы проверки военный прокурор гарнизона направил в военные следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам рассмотрения возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 285 Уголовного кодекса РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
Но ведь безрезультатные работы по теме «Платформа-О» ведутся с 2008 года, и сумма выделенных на нее средств оценивается в 300 млн долларов.
Таким образом, из всего изложенного следует вывод: на создание боеспособного СКШТ России потребуются еще годы и десятки (если не сотни) миллионов долларов. И все это время российские ракетчики, скорее всего, будут использовать белорусские СКШТ.
Китайцы же своими нынешними успехами в области создания ПГРК обязаны Беларуси. В 1998 году в городе Сиогань (провинция Хубэй) было организовано совместное китайско-белорусское предприятие Sanjiang-Volat Special Vehicle Co.,LTD. по изготовлению многоосных колесных тягачей и шасси различного назначения грузоподъемностью от 20 до 75 тонн.
Учредителями СП с капиталом в 52,2 млн юаней выступили с белорусской стороны МЗКТ, доля которого в уставном фонде составила 30%, с китайской стороны — аэрокосмическая корпорация China Sanjiang Space Industry Group Co. в лице 100-процентной «дочки» — Hubei Sanjiang Space Wanshan Special Vehicle Co., Ltd (ее доля в уставном фонде составляет 70%).
МЗКТ внес свой вклад технологической документацией и комплектующими, китайцы — денежными средствами.
В соответствии с уставными документами в первые пять лет работы 70% комплектующих на конвейер СП должен был поставлять МЗКТ. В последующем долю белорусских компонентов предполагалось снизить до 30%. Правда, известные своим непревзойденным талантом копирования китайцы план быстро перевыполнили.
Превзошли они и намеченный рубеж по грузоподъемности, и оговоренную область применения изделий. Она сегодня гораздо шире, чем записанная в учредительных документах. Ведь China Sanjiang Space Industry Group Co., помимо всего прочего, является и производителем баллистических ракет как гражданского, так и военного назначения.
В обмен на ценовые льготы по энергоносителям Москва может потребовать от Минска передачи контроля над важнейшими предприятиями ВПК, такими как Минский завод колесных тягачей.
> В обмен на ценовые льготы по энергоносителям Москва может потребовать от Минска передачи контроля над важнейшими предприятиями ВПК, такими как Минский завод колесных тягачей. >
Между Россией и Беларусью назревает очень серьезный скандал, который затрагивает сферу российского комплекса ядерного сдерживания.
Александр Лукашенко, будучи матерым политиком, прекрасно знает, на какую точку следует надавить, чтобы добиться для себя наибольших преференций на переговорах по "углубленной взаимной интеграции".
Главный тренд развития Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) (не считая, конечно, работы по созданию супер-ракеты шахтного базирования "Сармат") — замена немногих сохранившихся подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) прежнего поколения "Тополь" на новые ПГРК "Ярс", обладающие существенно лучшими характеристиками. Причем улучшены не только летные характеристики ракеты и ее способность преодолевать противоракетную оборону противника, но и способность более динамичного перемещения комплексов в позиционных районах, что повышает их скрытность.
В ПГРК "Ярс" используются белорусские шасси МЗКТ-79221 с колесной формулой 16×16. Впрочем, на этом шасси размещается и модернизированный "Тополь-М". МЗКТ-79221 отличает высокая грузоподъемность — 80 тонн — в сочетании с хорошей проходимостью при мощности двигателя в 800 л.с. Максимальная скорость "Ярса" — 45 км/ч. Комплекс способен преодолевать крутые подъемы, спуски и броды глубиной более метра.
В России ничего эквивалентного на замену белорусского шасси не производится. Хоть командование РВСН периодически и заявляет о полном импортозамещении в стратегических ракетных комплексах.
И вот теперь для Лукашенко наступил прекрасный момент для торгов вокруг этого узкого места в производстве и в эксплуатации российских ПГРК. Да, и в эксплуатации тоже, потому что шасси необходимо ремонтировать и проводить на нем плановые регламентные работы, а для этого требуются запчасти. Так вот, теперь во власти Лукашенко не только взвинчивание цен на шасси и на комплектующие к ним, но и ограничение их продажи России. Вплоть до полного запрета. Такого рода заявления вполне в духе Александра Григорьевича, его репертуар ими богат.
И это не только наши схоластические предположения, но и содержание реплик в некоторых белорусских СМИ.
Надо сказать, что этот дамоклов меч уже давно висит над нашим оборонно-промышленным комплексом. Проблему начали решить еще в далеком 2008 году, когда на КАМАЗе открылась НИР «Платформа» по созданию специальных колесных шасси и колесных тягачей (СКШТ). А через два года началась ОКР «Платформа-О», результаты которой должны были положить конец зависимости от белорусской техники.
Предполагалось, что к 2016 году будет создано семейство машин различных грузоподъемностей — колесное шасси грузоподъемностью 85 т (КАМАЗ-7850), колесная формула 16×16; специальное колесное шасси грузоподъемностью 60 т (КАМАЗ-78509), колесная формула 12×12; седельный тягач для полуприцепа массой 90 т (КАМАЗ-78504), колесная формула 8×8; балластный тягач для прицепа массой 75 т (КАМАЗ-78508), колесная формула 8×8. После чего на Камском автозаводе начнется серийное производство этой техники.
Техника была задумана уникальная, превосходящая по технико-эксплуатационным возможностям белорусские шасси. Была избрана схема дизель-электрического привода с электромоторами, встроенными в ступицы колёс. Благодаря этому появилась возможность избавиться от сложной трансмиссии: нет сцепления, коробки передач, приводных волов, дифференциалов.
Таким образом, появился целый ряд достоинств, присущий такому техническому решению. Снижается вес шасси. Достигается максимальный крутящий момент сразу же после подачи питания на моторы. Колеса могут вращаться с разными скоростями и даже в противоположных направлениях. При торможении вырабатывается энергия, запитывающая аккумулятор. Повышается надежность антиблокировочной системы за счет управления каждым колесом.
Сложность реализации этого проекта состояла в том, что нигде в мире до сих пор не реализована идея с установкой электромоторов на колеса на серийной внедорожной военной технике. Хоть попытки и предпринимались, но они не давали результатов. КАМАЗу предстояло стать первым.
НИР медленно двигалась вперед, сроки окончания проекта срывались. А в 2018 году на форме «Армия-2018» полковник Вадим Демик, врио начальника Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники (НИИЦ АТ) 3-го ЦНИИ Министерства обороны, заявил, что НИИЦ АТ более не рассматривает применение электромеханической трансмиссии (ЭМТ) для военной автомобильной техники ни в ближней, ни в среднесрочной перспективе.
Однако КАМАЗ был не намерен сдаваться. Да и Главному автобронетанковому управлению МО было жаль потраченных на тот момент на разработку СКШТ трехсот миллионов долларов. Работы продолжились. Сразу же после окончания форума советник гендиректора КАМАЗа, руководитель проекта «Платформа-О» Владислав Полонский заявил, что крупносерийный выпуск высокомобильных модульных платформ с ЭМТ может начаться в 2023 году.
Но при этом выяснилось, что опытные образцы военных не радуют. Так, вес тягового электродвигателя в 5 раз превысил планку, заданную в ТЗ, и достиг 300 килограммов.
Но случилось чудо! В марте 2019 года, то есть через полгода после вынесения полковником Демиком приговора, появилось сообщение, что колесные платформы с ЭМТ успешно прошли госиспытания. И теперь ожидается их принятие на вооружение.
В армию были переданы 5 шасси для опытной эксплуатации.
Впрочем, вряд ли на них можно размещать стратегические ракетные комплексы.
Белорусы, как заинтересованная сторона, пристально наблюдают за развитием проекта «Платформа-О». И настроены они оптимистически, исходя, разумеется, из своих интересов. С ними согласны и российские эксперты насчет состояния дел и перспектив. В настоящий момент перспективные платформы имеют невысокую надежность. В процессе испытаний электромоторы часто выходили из строя из-за ударов при быстрой езде, при попадании влаги. И грузоподъемность ниже примерно на 10 тонн, чем у белорусского шасси. Соответственно, больше вес, хоть изначально предполагалось, устранив традиционную трансмиссию, облегчить машину. И это неудивительно: 16 моторов по 300 кг каждый — это почти 5 лишних тонн на шасси для «Ярса».
Эксперты считают, что довести машину до ума можно будет только через 34 года. И все это время надо будет закупать у Беларуси МЗКТ-79221.
Необходимо сказать, что параллельно на КАМАЗе велись и работы по создания большегрузных платформ с традиционной трансмиссией. Но это дело оказалось еще сложнее. Для тяжелых машин с двигателями, мощность которых превышает 500 л.с., более оправданно использовать не механическую, а гидромеханическую трансмиссию. У нас таких нет. Поэтому в конструкцию ввели трансмиссии американской компании Allison Transmission. Однако вскоре разразились санкции, и КАМАЗ закупил китайский клон трансмиссии американской компании Caterpillar. Но он оказался низкого качества.
В 2013 году, когда стало понятно, что создание СКШТ с ЭМТ — дело нескорое и трудно прогнозируемое, начались попытки покупки у Беларуси Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). Минск отвечал категорическим отказом.
В 2015 году к этому вопросу вернулись. Лукашенко согласился продать завод за 3 млрд. долларов. Москва отказалась платить непомерную цену. И тогда Александр Григорьевич «пошел навстречу», предложив бартер: я вам завод, вы мне месторождение с ежегодной добычей 10 млн. тонн нефти. Москва оскорбилась.
И вот сейчас все повторяется. Своего шасси для новых ПГРК нет. И взять его негде кроме как на МЗТК. Лукашенко потирает руки, мол, я же предупреждал…
> Такая попытка уже была — лет пять назад! > > РФ-ия получила тогда пинка коленом под зад! quoted1
Сейчас Батька под зад получит. Или с Кремлем договорится,или к китайцам побежит,о чем уже упоминалось.Возможно и к ЕС.но при любом раскладе придется что-то предложить