Московская и Литовская Русь В эпоху раскола древней Руси на Московию и Литву слово «русин» сохраняется, как и прежде. При этом оно все чаще употребляется в наднациональном значении. Это хорошо видно в "Хождении за три моря" А. Никитина, написанного в конце XV века. «Ханъ у меня взял жеребца, а увҍдал, что яз не бесермянин — русинъ «. «Русин» здесь служит антитезой «бесермянина», т. е. мусульманина. «Русинами» могли называть себя как подданные Московской, так и Литовской Руси, подчеркивая противоположность иностранному происхождению.
Автор привёл нужною ему цитату и интерпретировал её как ему было удобно. Так как "Русин" здесь служит антитезой «бесермянина», т. е. мусульманина. - абсолютно не верно !!! Русин тут как раз и есть русин — Афанасий Никитин пишет про себя, а он как раз и был русин. И уж тем более лживо утверждение что "Русинами" могли называть себя как подданные Московской, так и Литовской Руси И вот почему ! Автор почему-то постеснялся привести другую цитату, находящуюся чуть дальше по тексту: http://rushist.com/index.php/rus-literature/538... или https://librebook.me/hojdenie_za_tri_moria_afana...
И пошли мы, заплакав, на двух судах в Дербент: в одном судне посол Хасан-бек, да тезики, да нас, русских, десять человек; а в другом судне — шесть москвичей, да шесть тверичей, да коровы, да корм наш.
Из неё чётко видно, что Афанасий Никитин называет себя и своих товарищей русскими и отдельно называет москвичей и тверичей. То есть русины — это одни люди, москвичи — другие, а тверичи — третьи.
Karabas_il (Karabas_il) писал (а) в ответ на сообщение:
> То есть русины — это одни люди, москвичи — другие, а тверичи — третьи. quoted1
Афанасий Никитин был из Твери.
Это типично для того времени сосуществование РАЗНЫХ типов идентификации…. как этнических национальных, так и географических региональных и они существовали в одном человеке ОДНОВРЕМЕННО.
Интересно в ВКЛ….
Там сохранялась этническая идентификация Руси….
Русин (ед число) наверно сохранялось и мн. число русь, но по тем или иным причинам в 16 веке там появилось мн. число русинЫ….
Видимо кокое-то время сохранялись самоназвания и по локализаци…. типа черниговцы….
Но вхождение русских в ВКЛ привело к тому что русские наряду с этнонимом стали называть себя и политонимом литвин….
В ВКМ также русские и в Твери и в Москве сохраняли русское название русин (ед число)
Источники Московской Руси конца XV века и вплоть до конца XVII века фиксируют употребление этнонима «русин» в качестве самоназвания в разных по жанру памятниках — разговорниках, деловых памятниках, повествовательной литературе. Отмечалось использование термина в простонародном языке северных великорусских губерний даже в начале XX века.
и также постепенно заменили множественное число русь…. но не на русинЫ, а на «русские» от субстантивации прилагательного из усточйчивой фразы «русские люди»
Например, в Соборном уложении 1649 года более 35 раз встречаются сочетания русские люди и русский человек, однако просто русские — всего лишь два раза (Глава XX, параграф 69).
Постепенно второй компонент стал употребляться всё реже, и произошла субстантивация.
Ты абсолютно прав. Но родом он не был из Твери. Он с родителями переехал в Тверь откуда-то из- села подростком.....детали не известны. Потому он и не причислял себя к тверичам, как видимо и тверичи не считали его таковым.
Karabas_il (Karabas_il) писал (а) в ответ на сообщение:
> Потому он и не причислял себя к тверичам, как видимо и тверичи не считали его таковым. quoted1
Просто он отстранеённо перечисляет москвичей, и сразу в стык тверичей просто "как не москвичей".....
Уж сразу и не скажу это было ДО включения Твери в ВКМ или после.....
Но поскольку изначально Тверь сама хотела включить Москву в СВОЁ княжество то безусловно региональные тёрки были жёсткими.... и память о них наверняка сохранялась какое-то время и ПОСЛЕ включения тверичей в состав ВКМ..... и прибавления Владимирскими и Московскими князьями к своему титулу слов "Всея Руси".