Тео́рия разби́тых о́кон (англ. broken windows theory) — криминологическая теория, рассматривающая мелкие правонарушения не только как индикатор криминогенной обстановки, но и как активный фактор, влияющий на уровень преступности в целом. Сформулирована американскими социологами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом[1], впервые опубликована в 1982 году в журнале «The Atlantic Monthly». Название происходит от приводимого авторами типичного примера действия теории: «Если в здании разбито одно стекло и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна». Теория неоднократно подвергалась критике[2].(вики)
Социологи университета Гронингена (Нидерланды) провели шесть экспериментов по проверке истинности теории разбитых окон[8].
Первый эксперимент Первый эксперимент проводился на улице с многочисленными магазинами, у стены дома, где приезжающие за покупками гронингенцы паркуют свои велосипеды. У этой стены стоял яркий, бросающийся в глаза знак, запрещающий рисовать на стенах. Сначала стена была чистой. Экспериментаторы повесили на руль каждого велосипеда (всего их было 77) бумажку со словами «Желаем всем счастливых праздников!» и логотипом несуществующего магазина спортивных товаров. Спрятавшись в укромном месте, исследователи стали наблюдать за действиями велосипедистов. На улице не было урн, поэтому человек мог либо бросить бумажку на землю, либо повесить на другой велосипед, либо взять её с собой, чтобы выбросить позже. Первые два варианта рассматривались как нарушение принятых норм, третий — как их соблюдение.
Из 77 велосипедистов лишь 25 (32%) повели себя некультурно. Затем эксперимент повторили, при такой же погоде и в то же время дня, предварительно раскрасив стену бессодержательными рисунками. На этот раз намусорили 53 человека из 77 (69%). Выявленное различие имеет высокую степень статистической значимости. Таким образом, нарушение запрета рисовать на стенах оказалось серьёзным стимулом, провоцирующим людей нарушать другое общепринятое правило — не сорить на улицах.
Второй эксперимент Второй эксперимент должен был определить, справедлива ли теория разбитых окон только для общепринятых норм или её действие распространяется и на локальные правила, установленные для какой-то конкретной ситуации или места. Исследователи перегородили главный вход на автомобильную парковку забором, в котором, однако, была оставлена широкая щель. Рядом с ней повесили знак «Вход воспрещён, обход в 200 м справа», а также объявление «Запрещается пристёгивать велосипеды к забору». Опыт опять проводился в двух вариантах: «порядок соблюдён» и «порядок нарушен». В первом случае в метре от забора стояли четыре велосипеда, явно к нему не пристёгнутые. Во втором случае те же велосипеды пристегнули к забору. Из укромного места экспериментаторы наблюдали, как поведут себя граждане, пришедшие за своими автомобилями: будут обходить забор или пролезут в дырку. Результат оказался положительным: в ситуации «порядок соблюден» в дырку пролезли только 27% автовладельцев, а в ситуации «порядок нарушен» — 82%.
Третий эксперимент Третий эксперимент проводили в подземной парковке у супермаркета, где висело большое и хорошо заметное объявление «Пожалуйста, возвращайте взятые из магазина тележки». В ситуации «порядок соблюдён» на парковке не было тележек, а в ситуации «порядок нарушен» там находились четыре тележки. Их ручки исследователи предусмотрительно измазали мазутом, чтобы у посетителей не возникло желания ими воспользоваться. К машинам прикрепляли такие же бумажки, как в первом эксперименте. Результат получился аналогичный: в первой ситуации бросили бумажку на землю 30% водителей, во второй — 58%.
Четвёртый эксперимент Четвёртый эксперимент напоминал первый, с той разницей, что признаки «нарушения норм другими людьми» были теперь не визуальные, а звуковые. В Нидерландах закон разрешает использование петард и фейерверков только в предновогодние недели. Оказалось, что велосипедисты намного чаще бросают бумажки на землю, если слышат звук разрывающихся петард.
Пятый и шестой эксперименты В пятом и шестом экспериментах людей провоцировали на мелкую кражу. Из почтового ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого явственно проглядывала купюра в 5 евро. Экспериментаторы следили за проходящими мимо людьми, подсчитывая число краж. В ситуации «порядок соблюдён» почтовый ящик был чистый и мусора вокруг не было. В ситуации «порядок нарушен» либо ящик был разрисован бессмысленными граффити (пятый эксперимент), либо кругом валялся мусор (шестой эксперимент).
В ситуации «порядок соблюдён» только 13% прохожих (из 71) присвоили конверт. Однако из разрисованного ящика конверт украли 27% прохожих (из 60), а разбросанный мусор спровоцировал на кражу 25% людей (из 72).
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Как видно из экспериментов определенная часть населения все же предпочитает нарушить установленные правила.
Допустим, что кто-то препочел оставить графити на стене или поезде. Для чго? Что бы т на их прежде всего было видно, человек затратит силы, эмоции, а графити никто не увидит. Остановит ли его сей факт от очередной подписи / надписи на стене?
Считается, что человек, не совершающий мелких и не очень гадостей под страхом наказания- социальный инвалид. Ибо желание не провоцировать/ся на них должно исходить из внутренних социальных убеждений и норм общества, в котором лн существует. Однако , все мы люди и периодически в нас бунтуют разного рода социальные протесты(необходимо выплеснуть негатив). В США активно используют антидепрессанты, в мире развита психологичесеая помощь, в которой специалисты перенаправляют девиантное поведение в полезное русло(пытаются ) Иногда девиантное поведение становится настолько негативным, что приводит к проявлению обществом формальных и неформальных санкций. То может быть наказание или исправление нарушителя, лечение или изоляция. Однако во главе угла стоят общепринятые социумом нормы поведения, нормы дозволенного.
Однако когда нарушители общественного порядка попадают в общество похожих на них они быстро и жестко устанавливают свои четкие рамки, свою принятую в их среде норму поведения и жестоко карают за несоблюдение оной. Общественные бунтари возводят свою норму, которая не типична для общества в целом.
Ну не совсем. В этом эксперименте людям предоставлядось право самим выбирать, роли авторитета не было. Однако, соглашусь, большинству людей нужен тот, кто их поведет. Авторитет. В социуме авторитетом выступают определенные нормы поведения. <nobr>Т. е.</nobr> если человека убедить, что черное-белое он будет в большинстве случаев следовать нормам общества. А попытки воспрепятствовать жестокости будут восприняты с еще большей жестокостью и агрессией
Разбитое окно или разукрашенные стены слабенькому человеку, без внутренней культуры, дает знак, что мол тут хозяина нет и ты можешь напакостить и избежать наказания.
> Разбитое окно или разукрашенные стены слабенькому человеку, без внутренней культуры, дает знак, что мол тут хозяина нет и ты можешь напакостить и избежать наказания. quoted1
да будь проще можно будет тут уже начинается грабь, воруй, убивай и .би гусей
> Теория разбитых окон не имеет никакого отношения к мании величия и стремлению навязать всем свои понятия о миропорядке. > > Лучше глянь теорию о личных границах, как установить свои и чувствовать чужие. quoted1
интересно, а Астис знает что её политическая суть -ЗА ФЕОДАЛИЗМ?
> > Ну не совсем. > В этом эксперименте людям предоставлядось право самим выбирать, роли авторитета не было. > Однако, соглашусь, большинству людей нужен тот, кто их поведет.
> Авторитет. > В социуме авторитетом выступают определенные нормы поведения. <nobr>Т. е.</nobr> если человека убедить, что черное-белое он будет в большинстве случаев следовать нормам общества. > А попытки воспрепятствовать жестокости будут восприняты с еще большей жестокостью и агрессией quoted1
>> Ну не совсем. >> В этом эксперименте людям предоставлядось право самим выбирать, роли авторитета не было. >> Однако, соглашусь, большинству людей нужен тот, кто их поведет. quoted2
> >
>> Авторитет. >> В социуме авторитетом выступают определенные нормы поведения. <nobr>Т. е.</nobr> если человека убедить, что черное-белое он будет в большинстве случаев следовать нормам общества.
>> А попытки воспрепятствовать жестокости будут восприняты с еще большей жестокостью и агрессией quoted2
>>> В этом эксперименте людям предоставлядось право самим выбирать, роли авторитета не было.
>>> Однако, соглашусь, большинству людей нужен тот, кто их поведет. quoted3
>> >>
>>> Авторитет. >>> В социуме авторитетом выступают определенные нормы поведения. <nobr>Т. е.</nobr> если человека убедить, что черное-белое он будет в большинстве случаев следовать нормам общества. quoted3
>Авторитет может быть формальным и неформальным. > Кто на зоне авторитет? > Любопытно, кто в авторитетах у тех, кто не способен соблюдать нормы общества quoted1
на зоне ХОЗЯИН (начальник зоны)! а над им МИНИСТР! ты что этого не знаешь?
>>>> Авторитет. >>>> В социуме авторитетом выступают определенные нормы поведения. <nobr>Т. е.</nobr> если человека убедить, что черное-белое он будет в большинстве случаев следовать нормам общества. quoted3
>> >>
>>>> А попытки воспрепятствовать жестокости будут восприняты с еще большей жестокостью и агрессией quoted3