В период правления Ольгерда формируется основная территория Великого княжества Литовского и Руського и определяются сферы его влияния. Оформляется и структура этого государства, сохранившаяся в принципе и при ближайших преемниках Ольгерда. Великое княжество Литовское сложилось как федерация отдельных земель и княжеств. Степень их зависимости от центральной власти была различна. Формы этой зависимости, сложившиеся исторически (это во многом определялось обстоятельствами вхождения тех или иных земель в Великое княжество), в большей или меньшей степени обеспечивали местному боярству и городам, а иногда и представителям старых княжеских династий значительную внутреннюю автономию и, как правило, неприкосновенность социально-экономических и политических структур, сложившихся в предшествующий период.
Уже при Миндовге существовал институт вассалитета — в тот период уделы сохраняли потомки литовских племенных князей (хотя именно эта категория знати нередко подвергалась репрессиям) и некоторые Рюриковичи. Кроме того, часть литовской знати, в том числе и родственники Миндовга, взамен владений на жмудских и литовских землях получили власть над отдельными руськими городами. К числу таких крупных княжеств, сохранявших зависимость от великого князя, можно отнести Новогрудское княжение Войшелка. При Гедимине и Ольгерде продолжается вытеснение с княжеских престолов Руси потомков прежних династий (в том числе и дальних родственников самих литовских великих князей). В правление Ольгерда в большинстве подвластных ему восточнославянских княжеств сидят православные Гедиминовичи, преимущественно его сыновья (Андрей Полоцкий, Владимир Киевский, Дмитрий Брянский, Константин Черниговский). Их уделы отец, как правило, не трогает, зато племянников (особенно волынских Кориатовичей) бесцеремонно перемещает из одного княжества в другое, отнюдь не собираясь гарантировать им «вотчинные права». Фактически князья-вассалы являются наместниками великого князя. Но сохранение княжений, позволявшее найти место в политической структуре государства для многочисленных представителей разросшейся династии Гедиминовичей, не затрагивало интересы местных феодалов, гарантировало им неприкосновенность «старины». Договор, «ряд», заключаемый с наиболее влиятельной частью населения вновь присоединенных земель, определял их отношения с верховной властью на протяжении нескольких»^ веков. В XV и в начале XVI в. эти отношения великие князья оформят специальными грамотами, привилеями, пожалованными Полоцкой, Витебской, Смоленской, Киевской, Волынской землям. Бояре, высшее духовенство, горожане этих земель сохраняли значительное влияние на местные дела. «И который им будет не люб воевода, а обмовят его перед нами, ино нам воеводу им иного дати, по их воли»,— гласит, например, привилей Витебской земле 1503 г. (тот же обычай был закреплен и в полоцком привилее 1511 г.).
>>> Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
>>>> Украина руськая земля >>> Ну наконец то. ...Я думал и не прозреешь так переселятся то когда начнете ....Помощь если нужна пиши.. .барахлишко помогу перенести
Опыт Великого княжества Литовского и Руського показывает, что на восточнославянских землях было возможно создание не только азиатской деспотии Ивана Грозного, но и достаточно эффективное функционирование демократических институтов многонационального государства, в течение длительного периода довольно успешно решавшего свои многочисленные проблемы.
Итак, возможно ли все же было единство Руси?Но вплоть до XV в. подобный вариант развития восточнославянских земель был возможен лишь на основе политической программы Великого княжества Литовского и Руського. Что мог бы дать Руси предложенный Гедиминовичами вариант объединения? Быть может, иные формы государственного устройства (вместо самодержавия — сословное представительство, сохранение региональных особенностей в течение более длительного времени), свержение ордынского ига раньше, чем это произошло в действительности, выход к Балтике за три-четыре века до Петра I, более смелое включение в местную культуру западноевропейских элементов, решительное восстановление разорванных ордынским нашествием связей с Западной Европой.
Существовала ли при этом сколько- нибудь реальная угроза восточнославянской самобытной культуре? Разумеется, нет: даже в конце XVI в., после унии с Польшей, когда уже началась полонизация местного господствующего класса, новый свод законов Великого княжества — Литовский статут 1588 г. гласил: «А писар земский мает по руску литерами ) и словы рускими все листы, выписы и позвы писати, а не иншим языком и словы», и это правило сохранялось до конца XVII в. Один из составителей Статута 1588 г., потомок брянских бояр, канцлер Лев Сапега, в предисловии к нему писал, что стыдно не знать своих законов «нам, которые не обчым каким языком, але своим власным () права описаные маем ». На руськом языке велось все делопроизводство великокняжеской канцелярии, местных органов власти (в том числе и в коренной Литве). Можно себе представить, какое колоссальное влияние на культуру этого государства оказало бы присоединение к нему и Северо-Восточной Руси! Но уже в конце XV— начале XVI в. в Восточной Европе довольно четко разграничиваются сферы влияния между литовским и московским объединительными центрами. Нарастающие различия в строе этих государств и, в частности, более привилегированное положение жителей Великого княжества, и в первую очередь — местных феодалов по сравнению с феодалами Московской Руси, отнюдь не способствуют широкой популярности среди них «московской» программы объединения. Отсюда решительное нежелание признать власть московского государя, тот «государственный патриотизм», за который их почему-то упрекают современные историки. В конечном счете выдвинутая в конце XV— начале XVI в. московскими князьями программа «воссоединения» представляла собой политическую химеру, призванную обосновать аннексию пограничных земель Великого княжества.
Ситуация изменится в XVII в., в связи с обострением в Речи Посполитой религиозных противоречий в период контрреформации. Тогда Украина, где этот процесс будет осложнен национальными противоречиями в результате ее колонизации польской шляхтой, в ходе восстания Хмельницкого после долгих колебаний все же признает сюзеренитет московского государя (безуспешно пытаясь сохранить реальную автономию). В Белоруссии и Литве, как покажет ход русско-польской войны середины XVII в., власть царизма, установленная ненадолго, будет сброшена — так отторгает здоровый организм чужеродное тело. И лишь в конце XVIII в. «железом и кровью» присоединены будут белорусские и литовские земли к Российской империи. Причины непопулярности в Великом княжестве «объединительной» политики царизма, а прежде — московского великокняжеского правительства понятны: наиболее влиятельную часть местного населения (бояр-шляхту и горожан) сложившийся в этом государстве строй устраивал больше, чем централизаторская политика российских государей.
(Характерно, что через год после вступления в Смоленск Василия Ивановича в городе был раскрыт заговор с целью восстановления власти короля Сигизмунда I, в котором участвовал и местный архиепископ, за год до этого приветствовавший «православного государя».) Сложнее понять другое: почему объединительная программа Великого княжества не нашла успеха во Владимирской Руси?
Прежде всего, позиция княжеств северо-востока по отношению к Великому княжеству не была однозначной. Там, несомненно, существовали две сильные партии — пролитовская (господствовавшая в Твери и довольно сильная в Новгороде и Пскове) и промосковская. Фактически единственным последовательно «антилитовским» княжеством этого региона было Московское, добившееся лидерства и в случае победы Гедиминовичей терявшее гораздо больше, чем все остальные.
Московские князья в некоторые периоды сотрудничали с Великим княжеством Литовским и Руським, однако в конечном итоге они, как любой претендент на власть в Северо-Восточной Руси, были заинтересованы в устранении его влияния в своем регионе — влияния, способного свести на нет роль местного лидера. Аналогичную позицию занимало боярство, связавшее себя с этим политическим центром. Что особенно важно, фактически именно Москву поддерживала и церковь, что определило довольно устойчивую (за редкими исключениями) оппозицию иерархии политике Гедиминовичей. В Московском княжестве их объединительная программа встретила сильного соперника, и ее реализация натолкнулась на непреодолимые препятствия (хотя власть Гедиминовичей, гораздо менее обременительная, чем московская, устроила бы многих, в том числе и последних удельных князей, именно в Великом княжестве искавших убежища). Московская Русь в XIV в. оказалась неспособной помешать успехам Гедиминовичей на западе и юге Руси; но ее сил было достаточно для того, чтобы воспрепятствовать завершению объединения руських земель вокруг Вильно. Для того чтобы выстоять в этой борьбе, от московских князей, однако, требовалось напряжение всех сил. В отличие от правителей Великого княжества потомки Калиты проводили достаточно «жесткую» политику: репрессии, а не льготы и уступки утверждали ее власть в захваченных удельных княжествах и феодальных республиках.
Несколько веков Великое княжество Литовское и Руськое являлось для Москвы грозным соперником. В борьбе с Ордой, с Великим княжеством Литовским и Руським на северо-востоке сложился собственный, достаточно мощный государственный механизм, способный остановить натиск соседней литовской Руси. Так, в борьбе за пограничье формировались территории всех королевств и империй. Постепенно стабилизируясь, политические границы закрепляли региональные различия, способствовали формированию особых групп и народностей. То же произошло и на Руси. Великое княжество Литовское и Русское стало колыбелью украинцев и белорусов,Московская Русь — территорией формирования великорусской народности. «Две Руси» все более отдалялись, хотя сохраняли память о былом единстве. Их тяготение друг к другу проявлялось в разной форме, в том числе и в виде проектов личной унии, выдвигавшихся и в Великом княжестве, и в Москве вплоть до середины XVII в. Но в те моменты, когда шансы такого объединения казались вполне реальными (хотя бы в момент избрания на царский трон королевича Владислава в 1612 г. или оккупации Белоруссии и Литвы войсками царя Алексея Михайловича в середине XVII в.), оказывалось, что существующие государственные границы устойчивы и стабильны, что есть коренные различия в строе, обычаях, культуре этих земель...