Украинский автопром докатился до финиша Автопром Украины мертв – страна окончательно прекратила производство легковых автомобилей. Власти предпочитают обвинять в этом Россию – не без некоторых оснований. Но основные причины – в целом ряде собственных просчетов Киева, допущенных, впрочем, еще задолго до Майдана. Отсталой аграрной стране собственная автомобильная промышленность действительно не нужна. Полный ноль – это уже не оборот речи, а реальная картина состояния дел в автомобилестроении Украины. Там сегодня происходит то, чего удавалось избежать даже в 90-е годы. А именно – уничтожение отрасли, еще совсем недавно представлявшей собой весомую часть реального сектора экономики. Собственно говоря, «чистокровных» украинских легковушек на Украине не существует с 2011 года – после того, как в Запорожье из-за нерентабельности и сокращения спроса сняли с производства «Славуту» и «Таврию-пикап». Местные автопроизводители (ЗАЗ, «Богдан-Моторс», Кременчугский автосборочный завод и «Еврокар») долгие годы занимались «отверточной» сборкой российских, европейских и азиатских моделей, включая псевдоукраинские авто вроде «Богдана-2111» или ZAZ Forza, представлявшие собой «перелицовку» все тех же Lada-2111 и Chery А13. Впрочем, определенные отличия имели место. На Запорожском автозаводе за счет штамповки крупных узлов постепенно подняли использование украинских комплектующих до 50%. А «Еврокар», построенный в начале 2000-х в закарпатском селе Соломоново (в двух километрах от границы со Словакией и Венгрией), с самого начала был ориентирован на продукцию VW Group (преимущественно – выпуск «Шкод»).
Вообще первая пятилетка третьего тысячелетия оказалась очень удачной для украинского автопрома, выпускавшего тогда до 400 тысяч автомобилей ежегодно. Первый удар по его благополучию нанесло скоропалительное вступление Украины в ВТО в 2008 году. В той спешке (лишь бы опередить Россию) команда Ющенко не удосужилась отстоять льготы для отечественных автопроизводителей (что, к слову, не забыли сделать Российская Федерация, Китай, Бразилия и Южная Корея). В результате украинский авторынок в один миг оказался загружен импортом. Продажи украинских производителей упали в разы, а следом в той же прогрессии начали сокращаться объемы производства и численность работников.
При Януковиче власть сделала шаг навстречу владельцам украинских автозаводов, введя в апреле 2013 года сроком на три года пошлины на импорт новых легковых автомобилей. Это заметно оживило деятельность предприятий. Однако ответ со стороны обиженных импортеров не заставил себя ждать. После нескольких месяцев безуспешных переговоров и консультаций Япония обратилась в DSB (специальный орган по разрешению споров между членами организации). По мнению японской стороны, количество ввозимых на Украину автомашин не было критичным и не представляло серьезной угрозы для местных производителей. Рассмотрение жалобы заняло менее полутора лет (хотя обычно на это уходит два–три года), и 26 июня 2015 года ВТО поддержала жалобу Японии, рекомендовав Украине отменить спецпошлины. Подача апелляции (наверняка безуспешной) позволила бы еще месяцев на семь–восемь сохранить завышенные цены на импортные автомобили. Чем, кстати, часто пользуются участники ВТО, выжимающие из введения заградительных пошлин максимум возможного. Но, поскольку жалобу Японии поддержал Евросоюз, было бы наивно предполагать, что украинское правительство пойдет таким путем. Согласно недавнему решению Межведомственной комиссии по международной торговле, с 30 сентября Украина досрочно отменяет специальные пошлины на импорт автомобилей, введенные в 2013 году. Главная шутка впереди
Таким образом, уже через неделю единственной защитной мерой от массового ввоза автомобилей иностранного производства на Украину останется стандартная импортная пошлина. Но даже если бы случилось чудо, и правительство Яценюка оправдало самочинно присвоенное звание «команды камикадзе», дерзко отвергнув рекомендации экспертов ВТО, все это помогло бы украинскому автомобилестроению не больше, чем мертвому припарки. «К сожалению, следует констатировать, что на Украине нет не только внутреннего рынка сбыта, достаточного для существования автопроизводства, закрыт также единственный до недавнего времени внешний рынок – Российская Федерация», – заявил в интервью председатель наблюдательного совета ЧАО «Еврокар» Олег Боярин.
В свете таких проблем вообще удивительно, что ЗАЗ и «Еврокар» сумели дотянуть до начала зимы, тогда как «Богдан-Моторс» и КрАСЗ окончательно «легли» еще прошлым летом. И, судя по регулярным заявлениям и действиям официального Киева, обрубающего все торгово-экономические связи с РФ, ничего хорошего украинских автопроизводителей на этом участке фронта не ждет. Как ничего не светит им и от подписанного Порошенко год назад Соглашения об ассоциации с ЕС. Евросоюз не для того так настаивал на подписании этого документа, чтобы открывать свои рынки для украинской продукции. А вот движение в обратном направлении вполне ожидаемо – и отмена протекционистских пошлин, «продавленная» Японией через ВТО, здесь как раз кстати.
Примерно те же разочарования ожидают тех, кто возлагал надежды на военный заказ и девальвацию гривны, которая должна заставить покупателей из «среднего класса» отказаться от покупки импортных иномарок в пользу их аналогов, собранных на местных заводах. Западные кредиторы, выделяющие деньги на модернизацию украинской армии, требуют покупать устаревшую технику с натовских складов. А девальвированные гривны порядком поиздержавшийся за последние полтора года «средний класс» предпочитает тратить на автомобили б/у. Это подтверждают и в «Укравтопроме»: его специалисты предрекают продолжение обвала на авторынке Украины в последнем квартале 2015 года. Впрочем, и в этом случае кошельки граждан без внимания не останутся. Представителями провластных фракций в Верховной раде оперативно зарегистрирован законопроект о внесении в Налоговый кодекс изменений, позволяющих легализовать продажи автомобильного «секонд-хенда» через официальных автодилеров. «Принимая во внимание текущие объемы продаж и потенциал их роста, средний уровень рыночных цен на бывшие в употреблении автомобили, а также уровень маржи операторов рынка от 3 до 10 процентов, можно прогнозировать дополнительные бюджетные поступления по НДС и налога на прибыль предприятий в размере от 500 млн до 1 млрд гривен ежегодно», – подсчитали предполагаемую прибыль депутаты. «При таком производстве шутка, что на месте украинских машиностроительных предприятий скоро будут выращивать пшеницу, может оказаться не шуткой. Реформы на Украине действительно дали «положительный результат». Только явно не тот, на который рассчитывали», – предположил Александр Охрименко в своей «заупокойной» по украинскому автопрому. Но в этом уважаемый экономист, вполне возможно, оказался не прав, и рассчитывал Киев именно на это. Во-первых, глава минэкономразвития Айварас Абромавичус сразу после своего назначения честно заявил, что не считает необходимым оказывать автомобилестроительной отрасли государственную поддержку. А во-вторых, можно вспомнить годичной давности обещание премьера Яценюка превратить Украину в «аграрного гиганта», способного влиять на мировой рынок продовольствия.
Тут пазлы, как говорится, окончательно сложились. Судите сами: уже весной этого года киевские автомобилисты заметили, что на дорогах столицы практически исчезли пробки – за исключением часа пик. Да и то в пределах трех–пяти баллов, что раньше и пробками-то не считалось. Если учесть, что программа аграрной экспансии от Яценюка рассчитана на три года, то главная шутка про хлеба по пояс вместо бывших проспектов, надо полагать, еще впереди.
Охрименко Александр: Украинский автопром УМЕР Это не шутка и не выдумка. Согласно официальным данным за август 2015 года в Украине не было произведено не одного легкового автомобиля За всю историю Украины не было, такого случая, чтобы вообще не производили легковых автомобилей. Было время, когда производили мало, но производили. А теперь после того, как в Украине победил Майдан и, когда Украина подписала соглашение об ассоциации с ЕС, производство легковых автомобилей вообще остановилось. Согласно официальных данных Ассоциации автопроизводителей Украины за август 2015 года не было произведено не одного легкового автомобиля. Раньше, тоже производство слабело, но такого, чтобы вообще, не одного автомобиля не было. Всего за 8 месяцев 2015 года было произведено легковых автомобилей 2911 легковых авто, что в 8 раз меньше, чем за аналогичный период 2014 года. С начала производство ракетов и спутников рухнуло, а вместе с ним и производство самолетов, а теперь и производство автомобилей. Еще остается надежда на грузовые автомобили, но их производство тоже небольшое. За 8 месяцев было произведено грузовых автомобилей 921 штук и 383 автобуса. Это не просто мало, это ужасно мало. При таком производстве, шутка, что на месте украинских машиностроительных предприятий скоро будет выращивать пшеницу, может оказаться не шуткой. Реформы в Украине действительно дали «положительный результат». Только, явно не тот, на который рассчитывали..
СМИ: АвтоВАЗ запланировал крупнейшее в истории предприятия сокращение — 15000 сотрудников
о информации портала TLTgorod, в планах тольяттинского АвтоВАЗ в ближайшие несколько месяцев входит сокращение 15000 сотрудников. Это почти треть всего штата предприятия, на котором занято 49000 человек.
Сокращения, по сведениям ведомства, коснутся и ряда дочерних компаний: численность сотрудников Волжского металлургического завода (ВМЗ) уменьшится с 2000 человек до 400, а ижевской площадки — с 5000 до 3000. Уведомления работникам планируется начать выдавать уже в октябре, а фактические увольнения начнутся с нового года.
Чуть позже в пятницу самарский портал опубликовал новое сообщение, в котором вновь со ссылкой на источники, близкие к менеджменту АвтоВАЗа, рассказал об общем количестве сокращаемых сотрудников на головном и дочерних предприятих холдинга — 20000 человек. Никаких официальных комментариев по этой информации пока нет.
да ЗАЗ был самый удачный надежный,неприхотливый и народный сельский автомобиль. как мотоцикл только с крышей, я на нем с тайги просто нереально мешков ореха возил и картошки тоже. остальные автомобили которые выпускала украина - это если честно уже отстой,поэтому и обанкротились.
> да ЗАЗ был самый удачный надежный,неприхотливый и народный сельский автомобиль. > как мотоцикл только с крышей, я на нем с тайги просто нереально мешков ореха возил и картошки тоже. остальные автомобили которые выпускала украина - это если честно уже отстой,поэтому и обанкротились. quoted1
Я Таврию последний раз в России видал лет 10 назад.
таврии и с новые сыромятина была 90 годов-они все давно на металлоломе.
Запорожцы до сих пор встречаются но уже как раритетные автомобили и ценник на них если еще и ухоженные - конский.
А я в 2000х раньше их по 300 руб за штуку покупал с рук даже документов не оформляя. на одном гоняешь второй на запчасти хотя и тот на ходу был.
гаишники даже не останавливали никогда - штраф тогда 300р был по цене машины,знали что на лапу не обломится.проще ключи в траву выбросить и пойти купить такой же.
Pravda для всех (24756) писал(а) в ответ на сообщение:
> Я давно не ездил на этом. Шо таврии, шо Вазы. Каменный век. Если закрывают, значит так и надо. quoted1
Если закрывают авиапромышленность на Украине, значит так и надо. Если закрывают кораблестроение, ракетостроение и прочие высокотехнологичные производства, значит так и надо. Умнеешь на глазах, Олежек. Только подумай — а кому именно надо???
Отличная машина. У меня 968М до сих пор в наличии, и на ходу, в гараже стоит (всё никак не соберусь коробку отремонтировать - задняя не включается). Машина достойная - до сих пор на ней за грибами езжу. Да... а ведь было украинцам чем гордиться...
Pravda для всех (24756) писал(а) в ответ на сообщение:
Ну да... ВАЗ сокращает... или только планирует... но так ведь производство то не закрывают, наоборот - скоро вот "Весту" продавать начнут - поглядим на неё... А в "земле в ж.... и т.д." автопрому каюк... Вот вся надежда только на США и Ктай - авось действительно всё своё производство на постУкраину перенесут... вот только китайцам это на хрен? Им только земля ваша нужна...
А при чем тут автоТАЗ? Тема про украинский автопром в ветке Украина. Ты можешь ВАЗ обсуждать в другой ветке и в другой теме. Если ума хватает, конечно.