У русского читателя в массе сложился образ древнего славянина с волосами едва ли не до плеч, перехваченными выше бровей тесёмкой, с бородой лопатой и т. д. В ряде исторических романов - Б. Васильев "Вещий Олег", Ю. Никитин "Ингвар и Ольха" - бородатые славяне противопоставлены безбородым бритоголовым русам. Те же стереотипы подвигли Герасимова на придание реконструированному облику Ярослава Мудрого бородки "а ля Иван Грозный". Как мы помним, это оказалось ошибкой. Здесь видно, как стереотипы вненаучного происхождения влияют на вполне солидных учёных.
А вот описание внешности вел. кн. Святослава Игоревича у Льва Диакона (кн.9, гл. 11): "Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светлыми глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, на одной стороне её свисал клок волос - признак знатности".
Так как же выглядел славянин, русич? Начнём с облика Богов. Славянская языческая иконография (или правильнее будет сказать - идолография) практически не знает длиннобородых Богов и совсем не знает длинноволосых. Чрезвычайно распространены идолы с усами, но без бород. Собственно русы IX-X вв. поклонялись не Седобородому Одину или Рыжебородому Тору, а Перуну, у которого "ус злат". На миниатюрах Радзивилловской летописи усов не видно, как, впрочем, и бороды. Зато отчётливо виден чуб-оселедец, совсем по-запорожски спускающийся к левому уху. Любопытную аналогию летописному Перуну составляет снабжённый серебряными усами Черноглав с Рюгена. Основной кумир этого острова, Святовит, имел "волосы и бороду, острижены кратко" (в других переводах - "обриты") в соответствии "с обыкновением руян". Фигурки антских времён из знаменитого Мартыновского клада изображают мужчин с коротко остриженными волосами, усатых и безбородых.
Что до Руси, то "представление о том, что все мужчины в допетровское время носили бороды, кажется преувеличенным. До XVI в. ношение бороды… не было обязательным даже для духовенства. На древних книжных иллюстрациях часты изображения безбородых мужчин (в частности, новгородский бирич - лицо должностное - также без бороды)". На барельефах белокаменного георгиевского собора в Юрьеве-Польском изображены княжеские дружинники с подстриженными или обритыми волосами и безбородые. В русских былинах есть любопытный эпизод, как бы зеркальное отражение истории Аудуна из Западных Фиордов. Добрыня Никитич после долгих скитаний возвращается в материнский дом, где его уже считают мертвым. Когда он называет себя, то слышит в ответ:
У молодого Добрыни Никитича были кудри желтые: В три-ряд вились вкруг верховища (макушки - Л. П.) А у тебя, голь кабацкая, до плеч висят!
Т. о., именно длинные волосы были у русов признаком маргинала, бродяги. Воинская знать носила волосы, остриженные "под горшок" ("в три ряда" вокруг макушки). Запустившего себя, позволившего волосам отрасти Добрыню в буквальном смысле родная мать не узнала! Неизвестно ни одного русского эпического или исторического персонажа, в прозвище которого отразились бы борода и её свойства (сравни прозвища викингов - Бьёрн Синезубобородый, Бродди бородач, Бьяльви Бородач, Гнуп Борода, Грим Мохнатые щёки, Сигтрюгг Шёлковая борода и т.д.), зато: Василий Ус, Усыня-богатырь из сказок, Белоус, Сивоус и т. д. Собственно к русам относится имя-прозвище Синеус, не выводимое из скандинавского именослова, а нелепая попытка "перевести" его, как "Син хауз" (свой дом) встретила отпор со стороны самих норманистов. Зато если просто, не мудрствуя, прочесть его как славянское прозвище, получится достойный "ответ" Торвальду Синей Бороде исландских саг.
> > Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Изображение князя Святослава работы Федора Солнцева по описанию Льва Диакона, 1869 quoted2
>Шо за Лёва? Не Хинштейн, или Абрамович? > Что-то с портретиков свойства не значительные quoted1
Лев Диа́кон (до 950, селение Калоя (ныне Келез) у истоков Каистра (Кучук-Мендерес), Малая Азия — ок. 1000) — византийский писатель, историк, принадлежал к придворным кругам.
Его хорошая осведомлённость в вопросах придворной жизни и политики того времени делает Льва Диакона ценным источником по истории Византии, Болгарии и Руси (балканские войны князя Святослава).
Арабы и византийцы, сталкивавшиеся с восточными славянами, оставили нам свои описания внешнего вида «русов».
Они румяные, с русыми волосами (Абу-Мансур, Ибн-Фадлан), «крепкие телом» (Казвини), «ростом высоки, красивы собой» (Ибн-Даста или Ибн-Росте), крепко сложенные, с голубыми глазами (описание Святослава у Льва Диакона), «рыжи», с «совершенными членами», уподобляющими их «пальмовым деревьям» (Ибн-Фадлан).
В представлении арабов «сакалиба», т. е. славяне, это – вообще светловолосые люди, и даже светловолосых представителей неславянских племен они называют «сакалибами». Арабский термин «сакалиб» означает светловолосого, русого человека вообще и славянина в частности. Таким образом, русоволосость в представлении арабов была типичным признаком славян.
Русы бреют бороды (Лев Диакон, Ибн-Хаукаль), красят их желтой или черной краской (Аль-Джайгани, Ибн-Хаукаль) или свивают (Ибн-Хаукаль), татуируются (Ибн-Фадлан), стригут или бреют голову, оставляя на одной стороне чуб (Лев Диакон, Аль-Джайгани). Так описывают арабы и византийцы тех русов, которых им пришлось видеть далеко за пределами их родины. В данном случае речь идет, очевидно, о господствующей, дружинной и купеческой прослойке русов, а не о сельском населении древней Руси. Обычай красить или брить бороды, брить головы, отпускать чуб, татуироваться был распространен среди господствующих слоев Руси.
> > Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Лев Диакон оставил колоритное описание внешности Святослава quoted2
>…Для візан¬тійців Пріска та Лева Диякона «оселедці» Аттіли й Святослава слу¬жили чіткою прикметою їх високого лицарського статусу. > (Олександр Галенко. Лук та рушниця в лицарській символіці українського козацтва:
> парадокси козацької ідеології і проблема східного впливу // Mediaevalia Ucrainica: ментальність та історя ідей, № 5.) > http://www.ukrhistory.narod.ru/texts/galenko-1.... > ВООБЩЕ ТО Я ВСТРЕЧАЛ ТОКА РАССУЖДЕНИЯ УКРОВ НА ЭТИ ТЕМУ.. quoted1
История бород и волос в восточно- и западнохристианском мире претерпела множество изменений. И именно духовно-нравственный аспект, толкуемый в ту или иную сторону, оказывал влияние на окончательное решение вопроса "брить или не брить". Это была часть религиозной культуры, ментальности и даже просто моды, в пылу споров часто приобретавшая форму религиозного догмата и чуть ли не символа веры.
Те же процессы происходили и на Руси. На заре ее христианской истории существовало как бы два полюса: Киевская Русь и северные Новгородские земли. По свидетельству византийского автора Льва Дьякона, а также целого ряда арабских путешественников, южные славяне брили свои головы и ощипывали бороды. Первые киевские князья-христиане мало чем отличались от внешнего вида типичного запорожского казака. Вот как описывал одного из них Лев Дьякон: "Безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода".
На холодном же севере возобладала иная мода. Бритая голова была признаком полного падения и обнищания, унизительным и постыдным зрелищем, а слово "безбородый" - поводом для кровной мести. Не только обритие бороды, но даже прикосновение к ней было смертельным оскорблением. Под влиянием викингов и датчан, которые были крещены раньше Руси, на Северо-западе, в Новгороде, имевшем особо тесные связи со Скандинавией, и сохранилась мода на длинные волосы, особенно популярная в боярской среде. "И святыни всякой лишать:"
По-видимому, какое-то время обе эти традиции соседствовали без особых проблем. Так, например, великий князь Владимирский и Московский Василий III, отец Иоанна Грозного, бороды вовсе не носил. Но, к сожалению, Русь, подобно своим соседям на Западе и Востоке христианского мира, не избежала столкновений по вопросу о бородах и длине волос. Настоящая битва началась в конце XVII века, в эпоху патриарха Адриана. Он выпустил специальное "Окружное послание ко всем православным о небритии бороды и усов". Хотя свои аргументы Адриан и строил на каноническом и догматическом фундаменте, причиной такой ненависти к вопросу о бородах была его полемика с католиками, чье духовенство брилось и стриглось.
Патриарх повелевал по всей стране, невзирая на лица, отлучать "гордых и упорных брадобрийц от Церкви, при встрече с ними благословения им не подавать, в церковь не пускать и святыни всякой лишать". Именно тогда, как "вершина" подобного богословия, и появилось утверждение, что "образ Божий в бороде, а подобие в усах".
Можно много критиковать эпоху Петровских реформ, которые последовали сразу же за вышеизложенными событиями, но в одном они точно имели положительное значение. В послепетровскую эпоху Русская Церковь навсегда избавилась от подобной богословской узости и нетерпимости к чисто культурным явлениям.
Эпилог Как мы увидели, в одни времена борода и длинные волосы воспринимались как символ языческой культуры, в другие становились синонимом христианского благочестия. Но ни язычество, ни христианство человека не определяется тем, что у него растет на лице или на голове. Это всё были процессы моды и культурной риторики.
Сегодня православные христиане спокойно могут бриться, а католики вольны отпускать бороды. Усы, бакенбарды, гладковыбритые щеки или прическа под полубокс не являются более препятствием на пути в храм Божий. Ведь Бог, которого Священное Писание называет Богом Любви, нелицеприятным и зрящим в сердце человеческое, будет судить нас не по волосяному покрову, а по нашему умению любить и понимать. И настоящее христианское понимание исторических и культурных контекстов заключается в том, чтобы не путать вещи преходящие, временные с подлинной догматикой, с настоящим Откровением Божьим о человеке и мире. Как говорится, "Божие - Богу, а Кесарево - Кесарю" (Мф 22:21). Из этой формулы и проистекает христиан-ская оценка всего: культуры, истории и моды. Где всему полагается свое место - достойное, правильное и без фальшивого преувеличения.
Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
> Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода quoted1
Писал человек совершенно не понимающий сути оселедца. Рассказываю. У первобытных народов есть ритуал совершеннолетия - инициация. На русской равнине пройти инициацию - стать взрослым одновременно означало стать охотником, добытчиком. Инициация могла длиться несколько лет. Он должен был добыть определённое количество определённых животных (дичи). Если он выполнял это задание считалось что он прошёл инициацию, и стал полноправным членом племени. И вот здесь важный нюанс - за весь период инициации инициируемый не имел права стричь волосы. Но по прохождении инициации все спокойно стриглись. Позже инициация - получение статуса взрослого (полноправного члена общества) изменила свою цель. Подросток становился не охотником, а воином. И уже надо было не дичь добыть, а убить n-ное количество врагов. Так же изменилась немного традиция с волосами. Можно стало в принципе бриться и стричься, но не полностью, а некий участок оставлять не тронутым. Эти инициируемые организовывались в так называемые молодёжные союзы (орды). Они летали по степи и занимались разбоем и грабежом. Как правило, многие выполнив условия инициации срезали оселедец, оседали, женились. Но многим так нравилась такая жизнь в молодёжном союзе, что они не срезали оселедец и после выполнения условий инициации. Именно они и есть те кого принято называть гуннами. То есть князь - правитель определённой территории не мог быть с оселедцем. С ним мог быть предводитель такой орды, но, повторяю, не князь.
Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
> Вот как описывал одного из них Лев Дьякон: "Безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода". quoted1
А КТО БЫЛ ЛЕВ ДИАКОН? и носил ли Святослав именно такую причёску всегда? ведь кроме описания того же Диакона других собственно нет? Гравюры например рисуют совсем другую картину..
> > Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода quoted2
>Писал человек совершенно не понимающий сути оселедца. Рассказываю.
> У первобытных народов есть ритуал совершеннолетия - инициация. На русской равнине пройти инициацию - стать взрослым одновременно означало стать охотником, добытчиком. Инициация могла длиться несколько лет. Он должен был добыть определённое количество определённых животных (дичи). Если он выполнял это задание считалось что он прошёл инициацию, и стал полноправным членом племени. И вот здесь важный нюанс - за весь период инициации инициируемый не имел права стричь волосы. Но по прохождении инициации все спокойно стриглись. > Позже инициация - получение статуса взрослого (полноправного члена общества) изменила свою цель. Подросток становился не охотником, а воином. И уже надо было не дичь добыть, а убить n-ное количество врагов. Так же изменилась немного традиция с волосами. Можно стало в принципе бриться и стричься, но не полностью, а некий участок оставлять не тронутым. Эти инициируемые организовывались в так называемые молодёжные союзы (орды). Они летали по степи и занимались разбоем и грабежом. Как правило, многие выполнив условия инициации срезали оселедец, оседали, женились. Но многим так нравилась такая жизнь в молодёжном союзе, что они не срезали оселедец и после выполнения условий инициации. Именно они и есть те кого принято называть гуннами. > То есть князь - правитель определённой территории не мог быть с оселедцем. С ним мог быть предводитель такой орды, но, повторяю, не князь. quoted1
А чего вдруг не князь?Ведь известный факт что клок волос-оселедець родовой знак ария.
> > Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Вот как описывал одного из них Лев Дьякон: "Безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода". quoted2
>А КТО БЫЛ ЛЕВ ДИАКОН? и носил ли Святослав именно такую причёску всегда? ведь кроме описания того же Диакона других собственно нет? Гравюры например рисуют совсем другую картину.. quoted1
Ну да .Гравюры написаны религиозными служителями для которых борода была святой.То они и ослу ее пририсуют.
> Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода quoted2
>Писал человек совершенно не понимающий сути оселедца. Рассказываю....... > > То есть князь - правитель определённой территории не мог быть с оселедцем. С ним мог быть предводитель такой орды, но, повторяю, не князь. quoted1
Это описание Святослава не оспаривается никем... Лев Диакон был такой в конце 1-го тысячелетия нашей эры в Византии... Лев Диакон. «История» в переводе М. М. Копыленко. Книга 9-я. Комментарии М. Я. Сюзюмова и С. А. Иванова
На острове Мальта в часовне Арагона есть интересным надгробием Большого магистра Мальтийских рыцарей Николо Котонера, выполненный скульптором Доменико Гвиди (1628—1701). Один из Атлантов, что поддерживает это надгробие, похожее на запорожца, который разрывает путы. Искусствоведы сходятся в мнении, что это изображение литовского князя Радивила (смотри рисунок), который был гребцем на галере в турецком плену, и которого позже освободили мальтийские рыцари. И опять вопрос: почему у князя казацкая прическа?
Шведский историк Йоган Гербиний в описании давнего мира вспоминает борисфенитив-косоносцев (жителей бассейна Борисфена-Днепра). Неизвестный персидский автор 9-го века н.э. в труде «Книга границ мира» описывает русов: «народ русов воинственен. Они воюют со всеми неверными и всегда выходят победителями, среди них есть группа из моровват (рыцарей). Они шьют шаровары приблизительно из 100 гязев ткани, которые надевают и вращают выше колена...они шьют шапки из шерсти с хвостом (шлыком)». Полное описание казака в шароварах и в шапке со шлыком. В целом следы распространения оселедца в мире заметны по мере расселений арийских племен из Надднепрянщины. В Мизине, на берегу реки Рось, украинские археологи нашли старейшее в мире антропоморфное изображение с чубом, вырезанное на кости мамонта. Возраст изображения — 20 тысяч лет. Но историографией даже вспоминать об этом изображении не желает. Ведь эта находка убедительно доказывает, что родиной арийских племен была именно эти земли. У арийских племен, которые в давние времена переселились в Индию, эта прическа была признаком военной касты — кшатриев. Кшатрии носили ее еще четыре тысячи лет назад. У них она имела название „шикхандака" и была она свойственна индийскому богу ветра, Кришне (как символу воинства). Считается, что эта прическа символизировала солнечный луч, знак солнца. Кроме того, чуб, который формой напоминает шлык на казацкой шапке, свидетельствовал о пренебрежении кшатрия к смерти. Ведь через чуб бессмертная душа его поднимется к солнцу.
Лишить чуба казака считалось наибольшим позором. О чрезвычайно высоком статусе этой прически у запорожцев свидетельствует и сурово регламентированный способ ношения чуба, закрученного именно за левое ухо. Чуб непременно носили за левым ухом, как все отличия и награды саблю, шпагу, ордена и др. носят слева, то и чуб, как знак рьяного и отважного казака, следует также носить слева". В Украине существовал даже специальный термин „чуприндир" — храбрый, как запорожец, который носит чуб на голове.
Нет ни единого сомнения, что первые казаки были язычниками, но потом, неизвестно при каких обстоятельствах, часть приняла христианство. И еще одна мысль,- Государство наших предков, которое европейцы называли РУСЬ никто не мог завоевать, тогда решили расколоть ее внутренне и ввели христианство, которое втолковывает нам с детства, что мы рабы божьи!...