Да не, это сатира на свидомость. Ось Проня Прокоповна ведь вылитая свидомая, сейчас такие это цэеврпейцы, тогда были цэрусские. Жаль тема кружевных труселей в фильме не раскрыта, в 1961-м это было аморале.
>>> Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение: >>>> а кто за мову был,гноили в тюрьмах. >>> Факты, факты пожалуйста.... quoted3
>> >> Василий Семёнович Стус (укр. Василь Семенович Стус; 1938 — 1985) — украинский поэт, диссидент, политзаключённый. Герой Украины (2005 — посмертно). >> >> >> >> >> >> 4 сентября 1965 года вместе с И. М. Дзюбой и В. М. Черноволом перед общественным просмотром фильма «Тени забытых предков» в киевском кинотеатре «Украина» публично выступил с протестом против волны арестов украинской интеллигенции. В результате Стуса исключили из аспирантуры, и он был вынужден искать временную работу.Стус активно протестовал против реставрации культа личности. Известны его письма к президиуму СПУ, редактору «Літературної України» Л. Дмитерку с острой критикой его выступлений против Ивана Дзюбы (1969), в ЦК КПУ и КГБ, в Верховный совет УССР, где он доказывал вредность ущемления демократии, ущемлений прав человека. >>
>> 12 января 1972 года был арестован одновременно с рядом других украинских диссидентов. В сентябре состоялся суд с обвинением по ст. 62 УК УССР «Антисоветская агитация и пропаганда». Отбыв пять лет лагерного заключения в Мордовии и два года ссылки в Магаданской области, поэт в сентябре 1979 года вернулся в Киев, где продолжил свою деятельность, выступая при поддержке западных организаций в защиту «узников совести».Уже в начале 1980 года Стуса задержали во второй раз. >> >> «Назначенным» адвокатом Стуса был молодой юрист В. В. Медведчук,(Кум Путина) впоследствии украинский политик. Стус в нарушение процедуры был лишён последнего слова и удалён из зала суда; приговор ему был зачитан в его отсутствие: он получил 10 лет принудительных работ и 5 лет ссылки. В лагере Пермь-36 близ села Кучино Пермской области продолжал писать и переводить. В 1983 году администрацией лагеря ему было запрещено присылать стихи и переводы в письмах родным. Умер 4 сентября 1985 года после объявленной 27 августа голодовки в карцере. После его смерти написанные в последние годы стихи и переводы не были переданы родственникам; сохранились ли они, неизвестно. quoted2
>А при чём тут диссиденты? Их по всему Союзу много было. Где факты запрета украинского языка на Государственном уровне? quoted1
А диссиденты это кто?Их за украинский язык и сажали.
5 ноября 1968 Макух сжег себя в знак протеста против русификации
Он, в знак протеста против коммунистической тоталитарной системы, колониального положения Украины, политики русификации и агрессии СССР против Чехословакии, совершил акт самосожжения на Крещатике в Киеве.
5 ноября 1968 Киев готовился к встрече самого большевистского праздника - годовщины Октябрьской революции. Город украшали портретами "вождей", лозунгами и красными флагами. Милиция и переодетые в гражданское кагебисты несли патрульную службу, обеспечивая общественный порядок. Крещатик был переполнен людьми.И вдруг прохожие увидели, как из подъезда дома 27 (у бессарабскую рынка) выбежала охвачена огнем фигура и проспектом зазвучали слова: "Долой оккупантов!", "Да здравствует свободная Украина!".
Живой факел, а был это Василий Макух, привлек внимание всех, кто тогда оказался на Крещатике. Милиционеры пытались погасить огонь, но это им не удалось. Грубо начали разгонять людей, чтобы было как можно меньше свидетелей этой беспрецедентного события. Наконец, обессилев от боли, фигура упала. Кто прикрыл ее шинелью. Примчалась карета скорой помощи. В больнице медики получили приказ от кагебист - любой ценой спасти жизни жертвы самосожжения. Не потому, что для них жизнь этого человека мало какой-то вес, а для того, чтобы выведать, принадлежала она к какой националистической организации.
Но врачам не удалось ничего сделать. Василий Макух, так и не приходя в сознание, 6 ноября 1968 умер. Свидетелем этого события был Николай Мазур, уроженец Кирова, который именно в это время как сержант срочной службы войск КГБ нес патрульную службу на Крещатике.
А тогда, 5 ноября вечером зарубежные "враждебные" радиостанции на весь мир сообщили примерно следующее: "Гражданин Украины Василий Макух, протестуя против коммунистического тоталитаризма, порабощения украинского народа и агрессии СССР против Чехословакии, совершил в Киеве акт самосожжения. Перед мужественным поступком украинском -патриота склоняет голову вся прогрессивная мировая общественность ... ".
>Да не, это сатира на свидомость. > Ось Проня Прокоповна ведь вылитая свидомая, сейчас такие это цэеврпейцы, тогда были цэрусские. > Жаль тема кружевных труселей в фильме не раскрыта, в 1961-м это было аморале. quoted1
Не .Проня это то что хотела сделать Москва со всех украинцев.А настоящие украинцы это те кто пиндюлей Голохвостому надавали.
Опубликовано в журнале: «Звезда» 2003, №6 МНЕНИЯ выдержка из статьи "Догматы полемики и этнический мир"
...в 1953 году я начал работать учителем в станице Шкуринской (бывшего кубанского казачьего войска), и вот оказалось, что некоторые школьники 8-го класса не говорят по-русски. Мне отвечали по учебнику наизусть. Кубанцы — потомки запорожцев, их родной язык — украинский, но за семь лет можно было чему-то выучиться... Я решил обойти родителей наиболее косноязычных учеников и посоветовать им следить за чтением детей. Начал случайно с девочки, у которой была русская фамилия. Допустим, Горкина. Мать ответила мне на нелитературном, с какими-то областными чертами, но бесспорно русском языке. С явным удовольствием ответила, с улыбкой. “Так вы русская?” — “Да, мы из-под Воронежа. Нас переселили в 1933 году вместо вымерших с голоду”. — “Отчего же не выучили дочку своему родному языку?” — “Что вы, ей проходу не было! Били смертным боем!”
Оказалось, что мальчишки лет пяти, дошкольники, своими крошечными кулачками заставили детей переселенцев балакать по-местному. В школе это продолжалось. За каждое русское слово на перемене — по зубам. По-русски только на уроке, учителю. Запрет снимался с 8-го класса. Ученики старших классов — отрезанный ломоть, они собирались в город, учиться, и им надо говорить на языке города. Действительно, к 10-му классу мои казачата уже сносно разговаривали. Вся эта автономистская языковая политика стойко продержалась с 1933-го (когда была отменена украинизация) до 1953-го и продолжалась при мне, то есть до 1956-го. Дальше не знаю.
Я не думаю, что сопротивление было сознательно организовано взрослыми. Организацию выбили бы в 1936–1939 годах или в 1944-м, во время ликвидации неблагонадежных, сотрудничавших с немцами. Нет, никакой организации не было. Было казачье самосознание, которое дети чувствовали, — и детская самодеятельность...
> Он, в знак протеста против коммунистической тоталитарной системы, колониального положения Украины, политики русификации и агрессии СССР против Чехословакии, совершил акт самосожжения на Крещатике в Киеве. > > 5 ноября 1968 Киев готовился к встрече самого большевистского праздника - годовщины Октябрьской революции. Город украшали портретами "вождей", лозунгами и красными флагами. Милиция и переодетые в гражданское кагебисты несли патрульную службу, обеспечивая общественный порядок. Крещатик был переполнен людьми.И вдруг прохожие увидели, как из подъезда дома 27 (у бессарабскую рынка) выбежала охвачена огнем фигура и проспектом зазвучали слова: "Долой оккупантов!", "Да здравствует свободная Украина!". > > Живой факел, а был это Василий Макух, привлек внимание всех, кто тогда оказался на Крещатике. Милиционеры пытались погасить огонь, но это им не удалось. Грубо начали разгонять людей, чтобы было как можно меньше свидетелей этой беспрецедентного события. Наконец, обессилев от боли, фигура упала. Кто прикрыл ее шинелью. Примчалась карета скорой помощи. В больнице медики получили приказ от кагебист - любой ценой спасти жизни жертвы самосожжения. Не потому, что для них жизнь этого человека мало какой-то вес, а для того, чтобы выведать, принадлежала она к какой националистической организации. >
> Но врачам не удалось ничего сделать. Василий Макух, так и не приходя в сознание, 6 ноября 1968 умер. Свидетелем этого события был Николай Мазур, уроженец Кирова, который именно в это время как сержант срочной службы войск КГБ нес патрульную службу на Крещатике. > > А тогда, 5 ноября вечером зарубежные "враждебные" радиостанции на весь мир сообщили примерно следующее: "Гражданин Украины Василий Макух, протестуя против коммунистического тоталитаризма, порабощения украинского народа и агрессии СССР против Чехословакии, совершил в Киеве акт самосожжения. Перед мужественным поступком украинском -патриота склоняет голову вся прогрессивная мировая общественность ... ". quoted1
Ну псих, чего ещё сказать. Ты ж не такой? Сжигать себя во имя Чехословакии не будешь? Хотя уже и страны такой нету...
Свидомый, а если я сейчас приеду в Киев и начну на мове доводить до сведения громадян, что Крым и Донбас, а заодно и Харьков цэ Россия, а Львов цэ Польша, а Порошенко ла-ла-ла-ла. Меня за такую мову не посадят?
220 лет назад на Кубань прибыла первая партия украинских переселенцев. Как бывшие запорожцы сначала стали черноморцами, а затем — кубанскими казаками? Почему колонизированные ими земли не были присоединены к Украине? Рассказывает историк Дмитрий Белый из Донецка, кубанец по происхождению.
После ликвидации Запорожской Сечи несколько казацких старшин — Антон Головатый, Захарий Чепига и Савва Билый — дождались момента, когда князь Григорий Потемкин добавил себе к титулу слово «гетьман». Он сам — один из участников разрушения Сечи. Но это уже было время перед грядущим разделением Речи Посполитой, требовалась пиаракция, чтобы показать Правобережной Украине: мол, у нас казачество возрождается.
С другой стороны, Потемкин сам владел огромной причерноморской территорией — так называемой «Новороссией», и ему было нужно на кого-то там опереться. Старшины бывшего Войска Запорожского обратились к Потемкину с петицией: предложили создать из запорожцев «охочекомонные» — добровольные — команды, которые стали бы его опорой. Взамен он должен был вернуть им прежние права и вольности. Постепенно эти команды набирали силу.
А потом пришла русско-турецкая война 1787-1792 годов. Ее ареной, кроме Западного Кавказа, было Придунавье: Россия завоевывала остатки нынешней Южной Украины. Нужна была кавалерия, которой россияне не имели, легкая кавалерия, пластуны-разведчики, люди, хорошо знавшие местность. Начали набирали бывших запорожцев. Их во время той войны оформили как Черноморское казачье войско. Оно получило от царицы Екатерины II клейноды — и с ними официальный статус. После войны им предоставили территорию нынешнего Приднестровья — Слободзея, Каменка и другие поселения. Они должны были там жить, восстановить свои паланки и развивать структуру. Потому что вернуться на Днепр уже не могли — бывшие сечевые земли распределили между собой русские вельможи. Но вскоре после войны возникло несколько проблем. Приднестровье оказалось тесным, и не было уверенности, что и эти земли у казаков не отберут. И самое главное — умер сам Григорий Потемкин, их покровитель. Казаки выбрали кошевым Захария Чепигу и, по выражению историка Федора Щербины, решили «искать себе земель в Петербурге».
К тому времени брат Потемкина был наместником Кавказа, который Россия получила после ликвидации Крымского ханства. На левом берегу реки Кубань жили черкесы — или адыги, как они себя называли. А правый надо было осваивать. Вот черноморцы и заинтересовались правами на правобережную Кубань, чтобы можно было начать ее колонизацию. Сначала разузнали все о той территории. Отправили эдакую казацкую научную экспедицию во главе с есаулом Мокием Гуликом. Те тщательно обследовали край и подали черноморской старшине подробный статистический отчет о нем — почвы, климат, качество воды, растения, животные и т.п..
Казацкие атаманы, возглавляемые Антоном Головатым, в марте 1792 года прибыли в Петербург и за большие взятки добились аудиенции у императрицы Екатерины Второй. Перед ней Головатый с бандурой начал говорить речь: благодарил за возрождение казацкого войска, намекнул на его теперешнее нищенское положение, и что следовало бы ему выделить земли на Тамани — полуострове на правобережной Кубани. А потом спел песню о покойном фаворите царицы Григории Потемкине: «Встань, Грицько, речи нам слово». Екатерина расчувствовалась. И выписала грамоту, которой передавала Черноморскому казачьему войску «Тамань с окрестностями». А там «окрестности» — 28 тысяч квадратных верст! И начали черноморцы готовиться к переселению.
Первая партия переселенцев прибыла на Кубань 220 лет назад: 25 августа 1792 года к полуострову Тамань причалил десант из казацкой гребной флотилии — пять десятков судов с более тремя тысячами человек. Миновав Крым, они прибыли к берегам Кубани. Вел казацкую эскадру полковник Савва Билый. Три другие колонны двигались из Приднестровья по суше. Одну из них вел атаман Захарий Чепига. Это была эпическая картина — на Кубань переселялись 18 000 человек: походные церкви, грузы, рождаются в дороге дети, их крестят, кто-то умирает. Все было организовано очень тщательно. Первый, главный, этап переселения закончился в 1794 году — за два года.
Одним из условий вступления в Черноморское войско была женитьба. Хотя уже последние запорожцы имели семьи, скелет еще оставался «холостяцкий». Был создан проект интеграции казацкого войска в милитарную структуру Российской империи. Чтобы были женаты и обладали землями на договорных правах. Запретили казакам избирать кошевых атаманов — их должны были утверждать в Санкт-Петербурге. Но если бы не было притока следующих колонн переселенцев из Украины, те из первой волны там бы все и вымерли. Ведь что такое 18 тысяч? Бойцов из них — пять тысяч. Необходимо было осваивать землю в новых климатических условиях.
Украинцы расселялись вдоль реки Кубань, образуя курени (казацкие поселения — "А«№), которые, скорее, напоминали крепости, окруженные валами, с пушками. Да и над самой Кубанью построили оборонительную линию с форпостами и вышками. Сам Екатеринодар — нынешний Краснодар — был основан как Новая Сечь. И строили его по типу Запорожской Сечи — с куренями, провели сохой борозду, возвели церковь. Где была первая улица вдоль борозды — там сейчас улица Красная. Но уже нельзя было строить по принципу единого крепостного центра. И название Новая Сечь русская администрация не позволила, термин «запорожец» был официально запрещен. Курени разбросали по территории Кубани. Их названия, по наименованиям бывших запорожских, — это сейчас названия станиц: Каневская, Уманская, Полтавская, Медведовская, Новодеревянковская и т.п.. До 1842 года они назывались «куренями», позже «слободами», а после российское правительство ввело унифицированное название для всех казацких поселений — «станицы».
После 1794 года было еще несколько крупных волн украинской колонизации Северного Кавказа: как стихийное переселение отдельных семей и смельчаков, бежавших от крепостного права, так и организованные властью в 1809 — 1811 годах, 1821 — 1822 годах, в 1848-м, когда из Украины переселились 100 000 человек. Главным образом из Полтавской, Черниговской губерний и Слобожанщины. И это были именно казаки — по метрикам до конца XIX века «малороссийским казаками» числились около миллиона человек.
Итак, переселялись в Черноморию — так сначала украинские поселенцы называли Кубань — лица казацкого состояния, хотя много и обычных крестьян прибывало. Но со второй половины 1860-х правительство запретило переводить крестьян, которые добирались до Кубани, в казаки. Волны колонизации и дальше шли, но новоприбывшие не входили в казацкие станичные общины, а становились уже «иногородними», «городовиками». Это — украинцы, крестьяне, которые не могли становиться казаками и селиться в станицах. По разным данным, не менее 200 000 украинцев оказались на Кубани на протяжении XIX — начала ХХ века.
Еще в начале ХХ века украинский композитор Александр Кошиц собирал по просьбе наказного атамана Кубанского казачьего войска Якова Малами народные казацкие песни черноморцев. По его рассказам, все старые казаки рассказывали о Кубани как о «нашей Украине». То есть, они не считали себя выселенными из Украины, для них Кубань была ее частью. Атаман Яков Кухаренко писал в ссылку Тарасу Шевченко: «Приезжай на нашу Черноморскую Украину». Такое было представление. Сохранялся и украинский язык, потому что он свидетельствовал о принадлежности к состоянию: я — казак, следовательно, говорю на казацком языке. Это был очень сильный стимул. И не только для сохранения языка, но и культуры в целом.
Кавказский наместник в 1844-1856 годах граф Михаил Воронцов писал в Петербург, что казаки-черноморцы считают себя отдельной нацией, ненавидят мос калей-каца пов, и поэтому надо их разбавить великорусским элементом — линейными. Последние — потомки донских и гребенского казаков, среди которых украинцев было процентов 15-20. И разбавили: при создании в 1860 году Кубанского казачьего войска — до того оно называлось Черноморским — украинских казаков объединили с линейными.
В 1920-х хотели или создать украинскую автономию в составе России, или присоединиться к Украине. Ведь перепись 1926 года показала, что на Кубани большинство составляют именно украинцы. Вообще, согласно этой переписи в Северо-Кавказском крае украинцев было 3 миллиона 106 тысяч человек. Скажем, в Кубанской округе они составляли 62,2 процента населения, а в ее бывший «черноморской части» — около 80 процентов.
Тогдашний нарком Советской Украины Николай Скрипник специально ездил в Москву, вел переговоры о присоединении Кубани. После 1925 года он добился начала «коренизации», а по сути — украинизации в регионе. Стихийная «украинизация» в черноморских станицах началась еще в 1918 году — по решениям общин школы переводили на украинский язык обучения. До 1925 года власть это сильно тормозила. А вот с того года позволили «украинизацию». На Кубани открыли около тысячи украинских школ, 16 украинских педагогических техникумов, украинские газеты, радиовещание. Украинцы вели официальную документацию, печатали книги. Нынешний Краснодарский университет, например, — это бывший Северо-кавказский украинский педагогический институт имени Скрипника.
Но территориальные изменения делать боялись. Во-первых, в Москве понимали, что Кубань в 1920-х, как и «материковая» Украина — центр антибольшевистского движения. Были тысячи повстанцев и агитаторов против советской власти. Ясно, что присоединение Кубани к УССР только усилило бы это движение. Во-вторых, это было бы достижением национал-коммунистов в Украине, чего Сталин не мог допустить. И, в-третьих, присоединение Кубани, или даже создание украинской автономии на Северном Кавказе, закрывало России выход к Черному морю.
Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
> 5 ноября 1968 Макух сжег себя в знак протеста против русификации > и проспектом зазвучали слова: "Долой оккупантов!", "Да здравствует свободная Украина!" quoted1
И даже его последние слова были на русском А мог бы просто мошонку гвоздём к мостовой приколотить, как цивилизованные люди делают - тогда дожил бы до наших дней, муйдану порадовался.
На Кубани, особенно в ее «черноморской» части, вымерли от 25 до 30 процентов населения, а в некоторых городах — и до 60-70 процентов. Некоторые же станицы, как, например, Уманскую и Полтавскую, в полном составе выселили в Сибирь за «петлюровские» настроения. Параллельно пошла тотальная русификация. Все украинские книги реквизировали, украинские учебные заведения закрыли, украинских преподавателей репрессировали. Кубанский Украинский педагогический институт, например, однажды окружили солдаты и всех преподавателей и студентов арестовали и отправили в лагеря.
Когда в 1932-1933 годах проводили паспортизацию, на Кубани всех украинцев просто записали русскими. Тогда никто даже не спрашивал о национальности. Если по переписи 1926 года на Северном Кавказе украинцев было более трех миллионов, то во время переписи 1947 года их насчитали около 100 тысяч. И то — только тех, которые переехали из Украины. Автохтонным населением украинцев уже не признавали. Даже меняли фамилии при переписи. У меня есть родственники, которые носили фамилию Гас (буквально — керосин — «А»). Когда им давали паспорт, спрашивают: что это такое? То, что горит, отвечают. Ну, будете Поленовы.
Сейчас на Кубани остро стоит проблема самоидентификации, национальной идентичности. Вот я рос в станице и с 18-19 лет уже сознательно говорил: я — кубанский казак. Не русский, не украинец, а кубанец. Лишь потом, начав изучать историю, осознал, что это общий этнос с украинским. Там говорят «балачкой» — на местном диалекте, он — украинский язык. В то же время, официальный язык — русский. Люди знают, что их предки из Украины. Говорить, что они «русские» — не могут, потому что #####ей там еще недолюбливают. Эта региональная идентичность. Мы как бы и русские, но одновременно и отличаемся существенно, имеем другую историю, культуру, язык, традиции. Отождествлять себя с человеком в косоворотке и с балалайкой кубанцы не хотят.