Правила форума | ЧаВо | Группы

Украина

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

Быть киевлянином во времена Гетманщины

Свідомий
45 454 09:11 11.08.2018
   Рейтинг темы: +2
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
Быть киевлянином во времена Гетманщины

Гетманщина — период военного и политического управления запорожских казаков начиная со времен восстания Богдана Хмельницкого в 1648 году и заканчивая реформированием сотенного управления в имперские губернии в 1782 году. Что же означало быть киевлянином 370 лет назад в эпоху казачества?





Быть свободным

Киев получил Магдебургское право в 1497 году — горожане выбирали пожизненного городского судью (войта) и бургомистра, получили в управление магистрат и свою судовую систему. Никакой повинности, никакой барщины (крестьяне должны были отработать на пана до пяти дней в неделю), никаких предоставлений возов для армии и натурального оброка — заплатил налоги и спи спокойно. Двенадцать лавочников с войтом составляли городской суд — оспорить его решение мог только королевский суд. Да и то убийц и насильников могли в рамках дознания предать пыткам и казнить, с апелляцией успеть получалось не у всех.





Колонна Магдебургского права

Войт получал 80 ведер водки, персональную землю на Оболони, четверть всех штрафов города и до 10 тысяч грошей в год (для сравнения поросенок обходился в восемь грошей) — уйму денег. В магистрат избирались до 24 человека райцев вместе с писарем. Ими управлял бургомистр — это был распорядительный орган, что-то вроде КГГА сегодня. На деньги города нанимали палача, пристава, комиссара, занимавшегося межеванием земли и городничего, занимавшегося вопросами ЖКХ — от рынков до бань. Свобода производить спиртные напитки, свобода ярмарок, рыбалка без разрешения местных властей, освобождение от ремонтных работ стен и многострадального киевского замка. Если учесть, что в городах Гетманщины жило только 6−7% населения, а в Киеве до 15 тысяч людей из трех миллионов жителей Гетманщины, то это было круто. Оазис свободы, без вариантов.

«Дойдя под Ружин из Махновки увидели мы совсем другой край, будто землю обетованную полную хлеба и пасек, копны на полях, достаток всего и обилие скота»

Кампания под Белую Церковь, дневник польских офицеров.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
09:13 11.08.2018
Поднимать ВВП

Из переписи 1666 года сохранилась только часть данных: из 684 мещан с подворий треть была купцами, а треть работала на «производстве». Казацкий КВЭД был впечатляющим — горожане варили мыло, вырезали гребни из кости, обрабатывали кожи, шили одежду. По рядам ходили калачники с выпечкой, на Подоле работали семь мясников, один слесарь и один специалист по саблям, три кузнеца и до десятка пекарей. Были специальные объединения мастеров — цеха. Колбасный, колесный, швейный, бочарный (больше двух десятков, включая экзотику вроде овчинного), без оплаты цеховых сборов, работающих ждал штраф — 10 злотых, цена хорошей коровы.





Выдубицкий монастырь

Существовало солодовое производство, несколько частных винокурен и городской пивовар «на балансе» бюджета. Под Киевом в Выдубицком монастыре организовано свое стеклодувное производство, множество горожан в пригородах держали пасеки, была у киевлян своя воскобойня, кирпичный завод под эгидой доминиканцев. Половина злотого «с дыма» (одного двора с печью) в год налога, цеховые сборы, шинкари платили особый налог на шинок, если в нем был погреб для меда и вина — почти 4,5 золотых карбованца в год (после подписания Переяславского договора в Гетманщине ходили и злотые, и червонцы). После хорошей работы хорошо отдыхали — в корчмах и шинках, заказывая «горячее вино», наливки и нехитрую снедь.

«Грунт к Днепру за бернардинами подле грунту Лейзора арендатора жида. Там был деревянный типографский двор между сим #####м и садом Кучовского, где ведьмы слетались. С сего грунта мы сбирали чиншу тридцать злотых»

Петр Развидовский, монах доминиканец о Киеве до восстания Хмеля.
Нравится: aquarius580 37699
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
09:16 11.08.2018
Служить в армии





реестровые казаки

Попасть в реестровое казачество тогда было социальным лифтом для городской бедноты и бобылей. Богатые мещане не спешили записываться в армию выбираясь в магистрат и промышляя торговлей — мельники владеющие мельницами, греческие торговцы с Портой, чумаки, шинкари, кузнецы производящие пушки или колокола старались стать, если не райцами и судьями, то получить место писарей, канцеляристов, переводчиков, часовщика, вырвать преференции на торговлю или производство. Бедняки и середняки записывались в казачество — в Киеве и окрестностях стояло 17 сотен Киевского полка, 1792 человека и 186 бойцов полковой сотни.





вид Замковой горы (Киселевки) в XVII веке

В общей массе это немного, в тех же крохотных Черкассах было приписано 13 сотен, к тому же Хмель своим универсалом освободил киевлян от кормовых повинностей и подвод, поэтому столичные военные как сыр в масле не катались. Годовая зарплата реестрового казака была меньше, чем стоил средний конь под седло, но зато вывод из-под юрисдикции всех судов, кроме полкового и запорожского, и освобождение от налогов стоили выделки.





Богдан Хмельницкий

Суды за места под покос или выпас скотины, различные тяжбы за землю и пригородные села, жалобы мещан на требования корма для коней. Говорят, что военная администрация пользовалась неподсудностью в городском суде на все 100% - сам киевский полковник Жданович вроде как «отжал» у магистрата мельницу в Котырях. Казаки торговали и военной добычей — киевлянин Дмитрий Федорович привез на рынок Калуги изысканную посуду, часы и полпуда серебряного лома, а после того, как царь в 1649 году освободил запорожцев от налогов, казаки скупали соль, селитру, закупали самопалы в Оружейной палате, часто расплачиваясь посудой, украшениями и оружием с камнями.





памятник Богдану Хмельницкому
Ссылка Нарушение Цитировать  
09:18 11.08.2018
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> . Что же означало быть киевлянином 370 лет назад в эпоху казачества?
quoted1

Ничего кроме собственного позора.

Киев был настолько мал, что у него даже не было собственного полка.

Киевская сотня входила в Белоцерковский полк.

До 1648 року, за «Реєстром» 1636 p., Київська сотня входила до складу Білоцерківського козацького полку Речі Посполитої.

При Петре першем, даже само мисто Куево не было сотенным городом, Киевска сотня имела писарство в Броварях.
Нравится: Izhik
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
09:18 11.08.2018
Сражаться за свободу

«…В то ж время выгорел весь город с немногими останки, в первых церковь соборная каменная Пресвятыя Богородицы, торг, лавки, ратуш, пивоварня, клеть с зелием, хлебницы, важня, дом гостинный, дворы ратушные, дворы шляхетские, а в церкви все книги старовечные на данье земель… подтверженья и подлинные привилея…»

Запись Киевского магистрата после взятия Киева князем Радзивиллом.

В начале августа 1648 года киевляне поддержали восстание Хмельницкого — бургомистр Киева с отрядом мещан и казаков разгромил группу монах доминиканцев, отбил у них 28 тысяч злотых и отправил эти деньги на Сечь. 11 декабря горожане вырезали гарнизон, заняли обветшалый замок, захватили ратушу на Подоле — поддерживающий католиков войт Андрей Ходыка сбежал из города, чудом не отведав днепровской воды. Киевский полк вел тяжелые бои на севере Киевского воеводства, сражался с литовскими войсками в Вышгороде, принимал участие в обороне от великого гетмана Радзивилла. Под давлением мещан и митрополита полковник Жданович вывел войска из города — литовцы пообещали не предавать Киев мечу. В июле 1651 года оккупанты подожгли Подол, разграбили шесть церквей, сняли с них колокола и оправили Днепром в Литву. В сентябре того же года после удачной битвы у Белой Церкви Хмель выбил врага из города, а 1654 году киевский полк, мещане и прибывшие на помощь стрельцы из Московии возвели на Старокиевской горе крепость с насыпными валами и пушками, чтобы не допустить повторения трагедии.





«Въезд Богдана Хмельницкого в Киев»

Жить в одном из самых богатых и свободных городов страны, хорошо зарабатывать, участвовать в разборках за землю и бизнес, защищать свой дом от врагов — это история про Киев в любом веке. Полторы тысячи лет — полет нормальный.
Нравится: И 23318, aquarius580 37699
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Георгиу
Георгиу


Сообщений: 52718
09:20 11.08.2018
Современное фото Колонны Магдебургского права совсем недалеко от Днепра.


Нравится: aquarius580 37699
Ссылка Нарушение Цитировать  
  сергей кротов
анимон


Сообщений: 38338
09:21 11.08.2018
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> Быть
quoted1
А где у вас в коллективе под ником свидомый был такой весёлый писатель типа Гриши, так смешил, а твои исторические фейки скучны.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  сергей кротов
анимон


Сообщений: 38338
09:22 11.08.2018
Георгиу (Георгиу) писал (а) в ответ на сообщение:
> Современное фото Колонны Магдебургского права совсем недалеко от Днепра.
quoted1

Смотри ты, я про Гришу вспомнил, а он тут как тут, вы в одном кабинете что ли?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  dmitrudo
dmitrudo


Сообщений: 229
09:24 11.08.2018
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> Полторы тысячи лет — полет нормальный.
quoted1


«через жопу" — это ненормально…
Вы Крым потеряли, ваще-то…
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
09:26 11.08.2018
Магдебургское право и экономическая жизнь в Киеве.

Вся полнота власти в Киеве принадлежала воеводе, представлявшему великого князя. В его обязанности входили командование народным ополчением, собиравшемся на случай войны или кочевнического набега, а также верховный, в частности, судебный надзор над тем, что происходило в городе и его округе.

Одновременно он был и комендантом крепости. Киевский воевода, таким образом, сосредоточивал в своих руках военную, административную, финансовую и частично судебную власть. Он активно вмешивался в хозяйственную жизнь города.

О роли воевод свидетельствует уже то, что они имели право раздавать земли шляхте «до воли господа руской», то есть с последующим утверждением великого князя. По поручению воевод специальные «служебники» собирали налоги, мыта (таможенные сборы) и различные пошлины. Так, в 1488 г. русский посол Еропкип жаловался великому литовскому князю на киевского воеводу Гаштовта, что тот в свою пользу завышал мыта. Киевские воеводы имели целый штат «служебников»: справцев, наместников, маршалков, каштелянов, тивунов и др.

С ростом населения Киева, развитием ремесла, промыслов и торговли горожане начинают принимать все более активное участие в политической жизни. Как и в других городах Украины, находившихся под властью феодалов Великого княжества Литовского, мещане Киева упорно стремятся к самоуправлению, становясь таким образом естественным союзником великокняжеской власти в борьбе против засилья и произвола крупных феодалов, не желавших ей подчиняться и дезорганизовывавших страну. Хотя сама великокняжеская грамота, предоставившая Киеву магдебургское право, не сохранилась, ученые пришли к выводу, что это произошло между 1494—1497 гг. В челобитной киевских мещан 1497 г. правительству названы войт, бурмистры, радцы, что было основным признаком самоуправления, но магдебургскому праву, а в 1499 г. великий князь Александр в своей грамоте напоминал киевлянам: «Есмо дали вам право немецкое» (то есть магдебургское).

Магдебургское право Киева не раз подтверждалось великими князьями литовскими в течение XVI в. Подробно изложены права и обязанности горожан в подтвердительной грамоте великого князя Сигизмунда 1514 г. Б преамбуле этой грамоты подтверждается, что магдебургское право дано киевлянам князем Александром в конце XV в. Далее перечисляются привилегии горожан. Прежде всего, жители Киева освобождались от юрисдикции «воевод и от судей и от всиж посполите (вообще) врядников» великокняжеских. Городскими делами ведал магистрат, состоявший из двух коллегий: рады, являвшейся административным органом и исполнявшей обязанности суда по гражданским искам, и лавы, расследовавшей уголовные дела. За все проступки «мещане места Киевского, — говорилось в грамоте, — мают о том отповедати перед их войтом».

Согласно грамоте на самоуправление горожанам Киева предоставлялось право строить беспрепятственно клетки, ятки, мясные лавки и другие помещения для торговли, содержать в свою пользу воскобойню «со всими пожитками и доходы», но с непременной уплатой пошлины. Было разрешено также «шинковать» с тем, чтобы доходы от винного промысла употреблялись на городские нужды. Этой же грамотой в Киеве учреждалась ярмарка. Она собиралась дважды в год. За право самоуправления киевские мещане были обязаны отдавать в княжескую казну («господарский скарб») доходы с городской весовой («важницы»), платить также регулярную денежную подать —"серебщину", «как и ипшии места наши, — указывал великий князь, — мають нам платити».

Горожане должны были «подле давного обычая» содержать «польную стражу», то есть пограничные войска, устремляться в погоню за уходившими с награбленным добром татарами «конне и збройне, каждый своею головою». Киевских мещан вынуждали ремонтировать ведущую в замок дорогу, доставлять материалы для его строительства и реставрации и питьевую воду. В обязанности киевлян входила также замковая служба. «На замку нашем киевском, — указывал великий князь, — мають они в ночи стеречи и кликати подле стародавного обычая». Из люстрации 1552 г. известно, что горожане должны «па службу военную ездити збройно при воеводе», а когда создавалась угроза вражеского вторжения, киевляне выступали «подлуг можности своей збройно, конно, як до войны надлежит».

Однако большинство льгот, полученных жителями Киева от властей по магдебургскому праву, осталось на бумаге. Горожане не полностью освободились от зависимости со стороны местных феодалов. Абсолютное большинство мещан было устранено от управления городом. Члены магистрата (войт, бурмистры, радцы) формально избирались, а по существу назначались исключительно из среды богатого мещанства. Многие должности передавались по наследству. Воевода и его подручные собирали с горожан «законные» и незаконные поборы в свою пользу. Так, киевские ремесленники были вынуждены давать воеводе: лучники два раза в год по луку, стрельники по десять стрел, кузнецы по топору, сапожники по паре сапог и все это — «подлуг давного обычая». Еще большее количество ремесленных изделий попросту присваивалось воеводами и его помощниками.

История Киева с конца XV в. изобилует фактами непрерывной борьбы горожан против воеводы и его урядников, притеснений магистрата и своеволия крупных и мелких феодалов. Центральная власть, видевшая в киевлянах, как и в населении других городов, естественного союзника в наступлении на феодальную оппозицию, оказалась тем не менее не в состоянии обеспечить проведение в жизнь тех скромных привилегий, которые были дарованы жителям Киева грамотой на магдебургское право.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
09:26 11.08.2018
dmitrudo (dmitrudo) писал (а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


>
> "через жопу" — это ненормально…
> Вы Крым потеряли, ваще-то…
quoted1

Та Крым вернется. Вы две империи потеряли и их не вернуть. Вот это ваще…
Нравится: И 23318
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
09:27 11.08.2018
сергей кротов (анимон) писал (а) в ответ на сообщение:
> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Быть
quoted2
>А где у вас в коллективе под ником свидомый был такой весёлый писатель типа Гриши, так смешил, а твои исторические фейки скучны.
quoted1

Скучны твои комменты. Кого волнует то что ты написал?
Нравится: aquarius580 37699
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
09:29 11.08.2018
капитан Себастьян Пере… (Бранко) писал (а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> До 1648 року, за «Реєстром» 1636 p., Київська сотня входила до складу Білоцерківського козацького полку Речі Посполитої.
>
> При Петре першем, даже само мисто Куево не было сотенным городом, Киевска сотня имела писарство в Броварях.
quoted1

На счет позора.





Московские князья перед хазяином.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
09:36 11.08.2018
Образование в Казацком государстве.

Украинская история бурных XVII — первой половины XVIII веков является достаточно богатой разнообразными событиями политического, военного, дипломатического характера — поражения и победы украинского оружия, успехи и неудачи украинской дипломатии… Однако далеко не последнюю роль для воссоздания целостной картины того, что происходило на землях Украины во времена Гетманщины, играет важная сфера культуры — образование





Именно качественное и универсальное образование было одной из главных причин того, что в раннемодерной Европе знали и уважали лидеров украинского казачества, гетманов и старшину — Terra Cossakorum. Весомый вклад в это был сделан центром украинской духовности и образования, о котором пойдет речь далее.
Общеизвестно, что просветительным заведением первой величины в Украине XVII—XVIII вв.еков была Киево-Могилянская академия, истоки которой восходят к 1615 г. — времени основания школы при Богоявленском братстве в Киеве. Преобразованная в 1632 г. в коллегию, а в 1701 г., согласно указу русского царя Петра I, в академию, она фактически до основания Московского университета в 1755 г. была единственным в Восточной Европе учебным заведением высшего типа

Славу Могилянке создавали, в первую очередь, ее руководители и преподаватели, среди которых было немало выдающихся ученых и писателей, составляющих цвет украинской интеллектуальной элиты того времени. Это, прежде всего, Сильвестр Косов, Йоаникий Галятовский, Варлаам Ясинский, Йоасаф Кроковский, Лазарь Баранович

Введенные Петром Могилой в преподавание науки читались там и позже. Языком изложения была латынь, оставался и польский язык. К преподаванию добавлялись также немецкий, греческий, старославянский языки, позже — французский и русский.
Академия была двигателем преобразований, изменений в традиционном мировоззрении, переориентации на научное познание мира. Это стало возможным благодаря синтезу научных достижений Запада и Востока Европы. Западные идеи и наработка ученых переосмысливались в соответствии с потребностями собственной культуры, ее традиций, вероисповедания. Было бы хорошо поучиться этому и современным отечественным деятелям образования, которые, к сожалению, в основном некритически воспринимают наработки своих зарубежных коллег, механически перенося их в украинскую почву с соответствующими последствиями.
Интересно отметить, что в плане приема на учебу выходцев из разных сословий академия была достаточно демократичным учреждением — здесь учились представители почти всех сословий украинского общества, светские люди преобладали над выходцами из духовенства. География мест, откуда прибывали на учебу в Академию спудеи, была чрезвычайно широкой — от Перемышля на Западе до берегов Северского Донца на Востоке, хотя московский царь Алексей Михайлович относился к выходцам из Правобережной Украины в коллегиуме резко негативно.

В разные времена в Академии преподавала целая плеяда выдающихся украинских ученых — первый преподаватель философии Иосиф Кононович-Горбацкий, возможный автор «Синопсиса» Иннокентий Гизель, Георгий Щербацкий.
Не будучи университетом в классическом значении этого слова, академия была своеобразной «подготовительной ступенью» для украинской молодежи, которая желала продолжить свое образование за рубежом. Культурно-образовательный обмен — фактически, прообраз Болонского процесса, который позволял свободное получение или продолжение образования в любой стране Европы, был внедрен уже в те времена.
Интересно, что на учебу за границу ездили дети не только зажиточных старшин — землевладельцев, но и мещан, простых казаков — украинцев, в отличие от Московского государства, где зарубежные поездки были фактически запрещены духовной властью, чтобы молодежь не подхватила западной «культурно-религиозной заразы». Зато на учебу в Академию, которая была очагом культуры не только для Украины, съезжались представители стран славянского мира, родственных с Украиной культурно. Эпохой наивысшего расцвета Академии было время гетманства Ивана Мазепы, который лично выделял на содержание учебного заведения большие средства, построил новое помещение для него — корпус, который позже назвали Мазепинским. В конце XVII в. здесь училось около 2000 студентов ежегодно.

Знаковым является тот факт, что почти все выдающиеся украинские деятели XVIII в. вышли из Киевской академии — гетманы, генеральная старшина, канцеляристы Генеральной военной канцелярии. Необходимо здесь вспомнить об авторе монументального произведения украинского историописания первой половины XVIII в. — «Летописи» Самийла Величко, который также учился в Академии. Достаточно показательным является то, что большое количество высшего русского духовенства с 1700 по 1762 года состояло из украинцев, учеников Могилянки. Учился здесь и известный русский ученый, инициатор основания Московского университета, академик М.В. Ломоносов.

После получения статуса Академии, она приобщилась к образованию коллегий в Чернигове (1700), Харькове (1726), Переяславе (1730) и других городах Украины, таким образом, посодействовав образованию сети средних школ в Украине.
Во всех этих учебных заведениях, с незначительными различиями, преподавались все те же предметы, что и в Академии — грамматика, синтаксис, пиитика, риторика, философия.
Высоко ценилось образование в Запорожской Сечи — об этом свидетельствует хотя бы то, что, как пишет наш выдающийся историк, академик Дмитрий Яворницкий, большинство сечевого общества было грамотным и собственноручно подписывалось на всевозможных письмах, ордерах и других документах. В Запорожской Сечи существовали и свои школы, которые разделялись на монастырские, сечевые и церковно-приходские. В сечевой школе преподавалось пение, чтение и письмо. По разным данным, численность учеников в школе достигала 80 человек.
Монастырская школа существовала при Самарско-Николаевском монастыре. В ней преподавали грамоту, молитвы, Закон Божий и письмо. Церковно-приходские школы существовали при всех приходских церквях запорожцев, которые проживали в слободах, зимовках.

Процент грамотности, учитывая уважение общества к образованным людям и поощрение казачества к учебе даже в старшем возрасте, был достаточно высок.
Об этом свидетельствует интересный документ, который вспоминается в «Истории запорожских казаков» Д.И. Яворницкого, — Расписка от 1763 года об обязанности выполнять все порядки внутреннего благоустройства, в которой подписывались «кто по простоте крестами, а кто может — письмом». Согласно этой расписки, на 13 неграмотных сечевиков в одном курене приходились 15 грамотных. Нужно согласиться с авторитетным мнением ученого, что подобного уровня грамотности на то время не наблюдалось у высших слоев великороссийского народа.

Не порочила Казацкое государство и начальная, народная школа. Она содержалась на собственные средства украинского населения и по его собственной инициативе. К середине XVIII века на территории семи полков Гетманщины существовало 866 народных школ, что в сопоставлении с плотностью населения равнялось одной школе на 1000 человек. В 1767 году только в одном Черниговском полку существовало 143 школы, по одной на 746 человек.
Понимая, что распространенность и качество образования в Украине — Гетманщине — одна из главных преград на пути к ее окончательному закрепощению, Русская империя постепенно принимает меры по сокращению количества школ в Украине, добиваясь этого разными средствами. Вследствие этого уже в конце существования Гетманщины на одну школу в среднем приходилось по 6750 учеников.
Такая деятельность имперской администрации не могла не отразиться на положении украинцев в государстве. Потеряв возможность учиться в своих учебных заведениях, украинство ослабело культурно, экономически, потеряло остатки воли к противоборству, осознание своей независимости. Уже некому было защищать те остатки автономии, которыми еще пользовалась Гетманщина после правления императрицы Елизаветы.

Без осознания сегодняшними украинскими власть имущими той истины, что без всеобъемлющего, качественного национального образования всех звеньев — начального, среднего и высшего — будущее Украины как независимого и действительно европейского государства всегда будет под вопросом
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Задум
zadum44


Сообщений: 20063
09:40 11.08.2018
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> Быть киевлянином во времена Гетманщины
quoted1
хорошо что написал киевлянином, а не украинцем.
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Быть киевлянином во времена Гетманщины
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия