Правила форума | ЧаВо | Группы

Украина

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Быть киевлянином во времена Гетманщины

  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
09:43 11.08.2018




На киевских приднепровских склонах, состоящих в основном из песка и затвердевших глинистых пород, еще в XI столетии зародилась пещерная жизнь. Монахи, которые искали одиночества, поселялись в заброшенных пещерах либо же копали себе новые.

В «Повести временных лет» под 1051 годом говорится, что какой-то мужчина из города Любеча, что на Черниговщине, подался на Афон в Грецию, где был пострижен в монахи под именем Антоний, после чего вернулся на родину и оказался в Киеве. Тут, после долгих скитаний по монастырям, он поселился в пещере, выкопанной пресвитером Илларионом, который позже стал митрополитом.

Вскоре Антоний прославился своей пещерной жизнью и нашел среди монахов много последователей. Когда их стало уже двенадцать, Антоний назначил им игуменом Варлаама, а сам подался на соседнюю гору и выкопал там вторую пещеру, которую сейчас называют Ближней. Там-таки, согласно свидетельствам летописца, основатель монастыря и умер.

Оставленная Антонием монашеская община быстро разрасталась. Со временем ее игумен обратился к великому князю Изяславу Ярославовичу с просьбой, вымаливая у него надпещерную гору. Когда князь удовлетворил эти мольбы, монахи построили там надпещерный монастырь с церковью, кельями и другими строениями.

По утверждениям летописца, это было начало существования монастыря, а поскольку раньше монахи жили в пещере, то он «прозвался Печерский монастырь».Отметим что на языке древних жителей Киева пещера называлась печерой.





Итак, согласно «Повести», Печерский монастырь как монашеская община со всеми строениями сформировался во времена игуменства Варлаама при активном участии Антония.

Самая давняя история Печерского монастыря неотъемлема и от имени Феодосия, который был игуменом после Варлаама. Феодосий достроил и упорядочил обитель, установил суровые правила монашеской жизни по Студийскому уставу. При Феодосии началось формирование местной школы храмового зодчества, по-настоящему расцвела украинская иконопись. Источники свидетельствуют, что до Феодосия все иконы, включая чудотворный образ Успения Богородицы для Великой Церкви, были привезены из Византии и Балкан. Феодосий украсил подземные (пещерные) и надземные церкви «множеством икон», написанными в Киеве. Феодосий строит новую церковь в честь Богородицы, позднее названную «церковью Феодосия», куда со временем перенесли его нетленные останки. Он сооружает кельи, склады, потому что пещеры были уже перенаселенные, да и не все монахи хотели жить в пещерах.

Самые ранние надземные сооружения в Печерском монастыре были деревянными. В 1073 году был заложен фундамент первой мурованной Великой Церкви, собора Успения Божьей Матери. Возведения длилось 16 лет. После окончания строительства в 1089 году началась отделка его интерьера. Монументальные росписи исполнялись в мозаике и фресках.





Давние летописцы свидетельствуют, что храм Успения Пресвятой Богородицы был настоящим украшением монастыря. Со всех сторон были видны его позолоченные бани, увенчанные большим крестом из чистого золота. Около церкви был возведен каменный забор и двое также каменных ворот. Через одни входили цари, князья и духовенство, а через другие — народ и мертвых на похороны вносили.

Киево-Печерский монастырь был активным проповедником христианской религии, введенной на Руси-Украине в 988−989 годах. Он сыграл важную роль в политической истории Древней Руси, активно вмешивался в государственные дела, осуждал княжеские усобицы, выступал за независимое развитие православной церкви на Руси.





В монастыре готовились кадры высшего духовенства, которые занимали должности епархиальных начальников и игуменов монастырей.

То, что в Киево-Печерском монастыре было много талантливых людей, а также его необычайное богатство сопутствовало тому, что он стал одним из ведущих центров древнерусской культуры и образования. С ним связан начальный период руського летописания. Никон, один из игуменов монастыря, дал начало пещерному летописанию. В шестидесятые года XI века он продолжил «Древнейший киевский летописный свод», а около 1073 года составил второй летописный свод.

С 1062 года Печерская летопись начинает точно датировать события, указывается год, месяц, число и день.

В 1093 — 1095 годах в Киево-Печерском монастыре создается новый, или «Начальный», летописный свод.

Прославился в веках и выдающийся летописец Печерского монастыря Нестор, который как историк сформировался под влиянием Никона.

С XI века монастырь стал называться Лаврой — такой почетный титул присваивался самым значимым мужским монастырям.

В шестидесятых годах XII века по инициативе игумена Акиндина в монастыре возобновилось летописание. В двадцатых годах XIII столетия тут был составлен «Патерик» — выдающийся литературный шедевр древности.



Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
09:47 11.08.2018
Постоянные войны между князьями, распад древнерусского государства на отдельные княжества подорвали военное могущество Киевской Руси. Воспользовавшись этим, монголо-татарские орды пошли на Русь, неся с собой массовые грабежи и убийства. В декабре 1240 года они сломали оборону и захватили Киев.

Про судьбу Киево-Печерского монастыря летописцы ничего не пишут. Есть только упоминание о том, что монголо-татары все монастыри огнем зажгли, их ценности ограбили, людей посекли без счета, а остальных в плен повели.

Но, несмотря на разрушение, монастырская жизнь вскоре возобновилась. Лавра жила бедно. Но она, как и раньше, привлекала грамотных, образованных людей. В монастыре развивалось книгописание, отделка книг.

Киевское рукописное Евангелие 1393 года, Киевский рукописный Псалтырь 1397 года — выдающиеся шедевры полиграфии и миниатюры, исполненные в монастырских кельях Киево-Печерской лавры. В подземельях были мастерские для изготовления крестов и чаш, златоткачества и вышивки, тонкой ювелирной работы, резьбы и рисования. В изделиях лаврских мастеров выразительно просматриваются традиции украинского народного искусства, в частности, в орнаменте книжных закладок, где традиционное византийское плетение постепенно вытесняется растениями и цветочными мотивами.





Во время пребывания Киева под литовским протекторатом (1362 — 1569 года) Киево-Печерская лавра пережила ужаснейшие нападения монголов и татар. Особенно разрушительным было разворовывание Лавры ордой татарского хана Менгли Гирея в 1482 году по заказу московских князей. Литовские защитники плохо исполняли свои обязанности и часто сами не пропускали момента поживиться за счет украинских и белорусских православных монахов.

Самое ценное наследие Лавры после нашествия монголов и татар — это духовные сокровища. В Лавре развивалось искусство велеречивой проповеди, совершенствовалось и обогащалось церковное пение. В монастырском селении Киево-Печерской лавры возникли новые «изобразительные формы» отправление священных таинств и народных потребностей — от крещения до похорон. В XVII веке великий реформатов Украинской православной церкви Петро Могила усовершенствовал эти традиции в своем монументальном труде «Великий Требник». Новые поколения монахов Лавры с большим уважением относились к истории собственного монастыря. С 1409 до 1462 года некоторые изменения внес постриженец Лавры Арсений, который позднее стал епископом Твери. После создания в 1303 году второй Православной Митрополии Галицкой и отмены в 1471 году Киевского княжества ослабел византийский контроль за богослужебной и культурной деятельностью монахов Лавры. Ослабление грекофильства открыло дорогу для большего проникновения элементов украинской культуры в сферу жизни монастыря. В XVI веке — это период расцвета рукописной книги. Переписанные в Лавре книги ценились выше, чем в других монастырях и местах, поскольку считалось, что Лаврские списки были без ошибок, к тому же написанные красивыми буквами и, как правило, украшенные рисунками.





Если проанализировать все, что написано про Киево-Печерскую лавру, про ее почти десятивековую историю, то, очевидно, около 80−85% написанного будет периода XVII — XVIII веков. Это была вершина духовной и культурной миссии Лавры на фоне шести предыдущих и двух последующих столетий. Это был «золотой век» монастыря, когда он далеко превзошел все, что мы обычно подразумеваем под словом «монастырь».

Киево-Печерская лавра с ее традициями начинает исполнять роль общенационального духовно-культурного центра. Можно выделить такие основные направления миссии Киево-Печерской лавры периода «золотого века»:
— в Лавре возобновилось капитальное храмовое строительство, она становится ведущим центром передовой архитектурной мысли в отрасли сакральной архитектуры и базой становления нового национального стиля;
— в Лавре открыта первая в Центральной (Надднепрянской) и Восточной Украине типография, положено начало изданию и образцовому оформлению книг;
— художественные мастерские иконописи, гравюры, рисунка, разных ремесел приобретают общественный и международный статус;
— в Лавре впервые в Украине исполнена гравюра на металле;
— в Лавре написаны самые важные богословские труды, литературные произведения разных жанров, полемические трактаты и религиозно-политические документы;
— Лавра была одной из основательниц первого высшего учебного заведения в Восточной Европе — Киево-Могилянской академии, которая возникла в 1632 году;
— Лавра стала одним из мировых центров межконфессионального православно-католического диалога и православной богословской мысли. Твердо отстаивая духовные ценности православия, образованные богословы Лавры не разделяли позиций агрессивного католичества, призывая к христианской веротерпимости и взаимопониманию между двумя наиболее историческими ветвями единой Церкви Христа.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
09:51 11.08.2018
Ликвидация Петром I Московского патриархата, ограничение прав Киевской митрополии, распространение в Киеве и на Киевщине греко-католических парафий не коснулись Лавры. Репрессии Петра I против Украины, его грубые вмешательства в церковную жизнь, аж до того, какие книги должны печататься в монастырской типографии. По отношению к Лавре и Киево-Могилянской академии царь Петр проводил политику «кнута и пряника». Жестокие законы сменялись такими проявлениями царской «милости», как построение Печерской башни (1706 — 1723 года), которая защищала монастырь от вражеских нападений и грабителей, поднесения в подарок Лавре новых населенных пунктов, других монастырей в Киеве и далеко за его пределами, денежные пожертвования и дарение драгоценных икон, чаш, риз. Лаврские монахи хорошо понимали, что все эти «милости» должны быть оплачены их свободой, что перед ними заискивают, чтобы сильнее «прибрать к рукам» их всемирноизвестный монастырь. Они пользовались царскими благами, но расставаться со свободой выбора и свободой действий не спешили. Используя впоследствии возможности поддерживать зарубежные связи, руководство Лавры в XVIII столетии укрепило свои отношения с православным Востоком и Балканами.





К сожалению, со второй половины XVIII века гармония была нарушена. В 1767 году немка царица Екатерина II отменила гетманство в Украине, и Украина стала колонией Российской империи.

Постепенно, шаг за шагом, все украинское вытеснилось из Лавры. Были ликвидированы связи Лавры с духовными православными центрами Востока и Балкан. Отчуждение Лавры от духовно-культурных связей с христианским Югом и Востоком усилились тем, что в монастыре была уничтожена художественная и просветительская деятельность. Упадок образованности, богословской и философской мысли и наоборот — рост невежества, фанатизма среди новых поселенцев Лавры стали ощутимыми. В начале XIX столетия правительство распорядилось закрыть старейшее высшее учебное заведение в Восточной Европе — Киево-Могилянскую академию. Для Лавры Академия на протяжении двух столетий была резервом образованного монашества, инструментом связи с интеллектуальными кругами славянского мира. Теперь Лавра оказалась отрезанной не только от внешнего мира, а и от знаний, от передовой мысли. Несмотря на тревожные события в Украине в XVII и XVIII веках, Лавра вела тогда капитальное строительство, полностью обновила храмы, построила новые. В начале XIX столетия архитектор Андрей Меленский соорудил в стиле классицизма южную арку, которая объединила Верхнюю и Нижнюю Лавру. На склонах Печерских холмов строились отели, которые давали монастырю прибыль.

С увеличением количества монахов, паломников из Украины, Московии и всего мира в конце XIX столетия встал вопрос о расширении и реконструкции жилищного и коммунального фонда монастыря. Строятся новая трапезная, больница, новые отели, водонапорная башня, электрическая станция, в начале XX века — церковь для киевских митрополитов. Но эти новострои изуродовали архитектурное лицо Лавры, которое уже сложилось.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
09:55 11.08.2018




XIX и XX столетия обозначены упадком художественных ремесел в Лавре. Мастерские, за исключением иконописной, закрыты.

Именно мастерская икон сохранила аж до XX века традицию киевской иконы, высокий профессионализм ее исполнения, иконографическое своеобразие, красоту ликов святых.

К сожалению, этого нельзя сказать о новых монументальных росписях Успенского собора, Трапезной церкви и палаты. Согласно «высочайшему повелению» императора Александра III были уничтожены стенописи Успенского собора Лавры, исполненные в двадцатых-тридцатых годах XVIII столетия мастером Лубченко. Новые росписи в соборе (1893 — 1896 года), сделанные несколькими малоизвестными художниками в академической манере, были посредственные и неинтересные.

Общий упадок искусства в Лавре не обошел и типографию. Она работала только на литургические потребности. Научное богословие, христианская философия оставались за пределами внимания. Зато регулярно печатали книги, брошюры и листовки для прославления «деяний» российский императоров и господствующей идеологии. Переворот в России в 1917 году положил конец власти императора. Насильственным путем была установлена диктатура большевиков. Для Киево-Печерской лавры этот период можно назвать трагическим завершением ее девятисотлетней истории. Богоненавистный гнев «новой» власти в первую очередь был направлен против таких центров христианской веры и культуры, как Лавра.





Правительство УНР (22 января 1918 года) и возрожденная в 1918 году Украинская православная церковь прилагают усилия для укрепления монастырей, их участия в духовном и культурном возрождении Украины. Лавра тоже переживает короткий период возрождения. Со второй половины двадцатых годов началось гонение на Украинскую православную церковь. В 1926 году под предлогом «сохранения исторических и художественных ценностей» большевистское правительство Украины оглашает Лавру «государственным историко-культурным заповедником», что фактически означает конец монастыря. В подземных пещерах и некоторых надземных кельях разрешено доживать свой век лишь старым монахам. Вся церковная утварь, ценности отошли в казну или стали музейными экспонатами. Среди основанных в Лавре музеев главным был… антирелигиозный.

Тяжелые утраты ожидали Лавру в начале Второй мировой войны. 20 сентября немцы заняли Лавру, установив тут свои батареи зенитной артиллерии и разместив в кельях солдат. 3 ноября 1941 года после обеда взрывом огромной силы Успенский собор после восьми с половиной веков истории был превращен в груду камней.

Разрушение гласной святыни Киево-Печерской лавры в 1941 году было наибольшей катастрофой. Если в 1718 году после пожара Лавра была живым организмом Церкви, то в середине XX столетия Лавра уже не существовала как монастырь, все ее храмы, пещеры, кельи превратились в пустые оболочки бывшего величия, хотя в годы войны и на протяжении 16 послевоенных лет монахи старались возродить монастырь.

Во времена правления воинственного атеизма, гонений на христианство пребыванию монахов в Лавре был положен конец.

Несмотря на катастрофы, которые пережила Лавра, многоразовые грабежи, часть ее сокровищ сохранилась. В некоторых помещениях действуют музеи.

С наступлением периода независимой Украины жизнь возвратилась в храмы и кельи монастыря. Киево-Печерская лавра (уже который раз!) возродилась. Но остался последний шаг к возвращению Святыни в руськое лоно. Нужно изгнать московскую секту из руських святынь.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
09:55 11.08.2018
Чуваки спасибо.
Нравится: aquarius580 37699
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
09:57 11.08.2018
Задум (zadum44) писал (а) в ответ на сообщение:
> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Быть киевлянином во времена Гетманщины
quoted2
>хорошо что написал киевлянином, а не украинцем.
quoted1

Так за слово кияни череп лепят при этом не брезгуют говорить Печерская лавра, а не пещерская.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
09:59 11.08.2018
Гетманщина никогда не была деревней. Слова деревня в украинском языке нет)))
Ссылка Нарушение Цитировать  
  pietarilaine
25915


Сообщений: 15517
10:09 11.08.2018
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> Слова деревня в украинском языке нет
quoted1
Поскольку и деревень у древних укров не было?
А что у них было? Кочевья?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
17:18 11.08.2018
pietarilaine (25915) писал (а) в ответ на сообщение:
> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Слова деревня в украинском языке нет
quoted2
>Поскольку и деревень у древних укров не было?
> А что у них было? Кочевья?
quoted1

А чего ты тут? Бранко там тему для вас создал.

Деревень не было .Были поселения или селения, отсюда и слово село.

Самое интересное что даже разрушенный монголами Киев оставался центром. религиозной .культурной и научной жизни. В то время когда в улусе Москва не было даже обычной школы в Киеве была Академия мирового масштаба. Вот московиты постоянно твердят что ордынский прихвостень Невский выбрал Восток вместо Запада и то выдают за благодать .но начиная от Петра Первого вся элита Российской империи пыталась выдать свое происхождение из пруссов, а не как от азиатов. Почему же так? Петр Первый всеми усилиями старался продвинуть границы Европы до Урала. Но почему не на оборот?.Российское дворянство тюрское своим происхождением, переписывало свое родословие на западное происхождение. Петр ненавидел само слово Московия и запретил его употреблять. И требовал от своих послов дабы они продвигали мысль что государство называлось Российским, а не Московским. Столица империи была построена на берегах Невы немцами и голландцами руками украинского казачества и холопов великороссов. вот как раз Москва и была на долгие годы деревней. И только большевики сделали ее столицей испугавшись немцев у стен Питера.

В то время когда Киев. Львов, Вильно были центрами книгопечатания, просвещения, науки, литературы в мракобесной Москве жгли книги, а самих печатников, просветителей и неугодных священников варили в кипятке и сажали на кол.

-------------
Сообщение было проверено модератором. Вам объявляется замечание за это сообщение. Пожалуйста, следите за тем, что Вы пишете.

Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
17:33 11.08.2018
На Афоне обнаружили невероятную находку, которая имеет прямое отношение к Украине





На Афоне обнаружили старинную рукопись — памятник украинской казацкой старшины XVII ст., которая щедро жертвовала на афонские монастыри

. В рукописи записаны роды казацких ктиторов, в частности гетманы Иван Самойлович, Иван Мазепа, Павел Полуботок, Даниил Апостол, известные казацкие полковники Семен Палий, Яков Лизогуб, Василий Кочубей и много много других. Самое интересное, что на имя каждого представителя казацкой старшины записаны полные перечни их родов, благодаря чему эта рукопись становится ценным источником еще и по генеалогии украинской казацкой старшины. Этот памятник планируется переиздать, чтобы этот ценный источник был доступным для отечественных исследователей.
P. S. На фото памятник раскрыт на страницах, где записаны роды гетманов Ивана Самойловича и Ивана Мазепы.







Ссылка Нарушение Цитировать  
  pietarilaine
25915


Сообщений: 15517
17:45 11.08.2018
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> На Афоне обнаружили старинную рукопись
quoted1
Свиду, а ссылку на репринт Пересопницкого Евангелия дать можешь? Я где-то видел, но сейчас не помню.
Надо его внимательнее посмотреть и создать тему, в которой я тебя потаскаю мордочкой по украинам.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
17:50 11.08.2018
pietarilaine (25915) писал (а) в ответ на сообщение:
> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
>> На Афоне обнаружили старинную рукопись
quoted2
>Свиду, а ссылку на репринт Пересопницкого Евангелия дать можешь? Я где-то видел, но сейчас не помню.
> Надо его внимательнее посмотреть и создать тему, в которой я тебя потаскаю мордочкой по украинам.
quoted1

Не потаскаешь ты меня мордочкой, своей уткнешься. Спор решается очень просто. Берешь вставляешь слово Украина или краина в любой переводчик на любом языке и смотришь ответ. Затем тоже проделываешь с словом окраина и….молча смываешь дерьмо со своего личика.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
17:51 11.08.2018
да и еще важно. Слово украина и окраина пишутся по разному.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
17:55 11.08.2018
Одна из ключевых имперских мистификаций — тезис о том, что нынешняя Россия якобы имеет какое-то отношение к истории Киевской Руси, кроме того, что отдельные ее территории когда-то были подконтрольны Киеву.

Во времена СССР упрямо замалчивался элементарный факт, что во времена Киевской Руси, Русью была исключительно территория Центральной Украины, то есть нынешних Киевской, Черниговской, Житомирской, Сумской, а также частей Винницкой, Черкасской и Полтавской областей.

С конца XII века Русью начинает называться еще и Западная Украина. Доказательств этому такое количество, что советская историография просто не знала, что с ними делать, и издавала «пересказы» летописей, а не их оригиналы.

Что же касается летописей, то в них читаем следующее.

Таких упоминаний в летописях очень много, и каждый читатель при желании может легко найти еще пару сотен.

Между тем, никогда в летописи не упоминаются ни «Суздальская Русь», ни «Залеская Русь», ни «Московская Русь» — все это поздние выдумки имперских идеологов. Русь всегда была одна — Киевская.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
17:56 11.08.2018
Русью не была не только Северо-Восточная окраина, но и другие подчиненные Киеву земли.

Все эти данные абсолютно четко и однозначно свидетельствуют о том, что Суздаль и вся Северо-Восточная окраина Киевского государства, ни Смоленск, ни Новгород, ни во время пребывания под властью Киева, ни после сепарации, не называлась Русью.

Русь — это территория современной Центральной, а с конца XII века — и Западной Украины, и никак иначе.

Этот факт для ученых — общеизвестный «секрет Полишинеля».

Так, русский ученый Робинсон писал, что «среди всех случаев употребления понятия „Русская земля“ в „Слове о полку Игореве“ нет ни одного, который говорил бы за то, что в нем выражено представление автора обо всех восточнославянских княжествах».

Другой русский историк Ключевский небезосновательно считал суздальского князя Андрея Боголюбского первым собственно русским князем: «С Андреем Боголюбским великоросс впервые вышел на историческую арену».

Менее добросовестные русские идеологи долго пытались создать миф о том, что, якобы, столица Руси «переехала» из Киева.

Теория о массовом переселении была сформирована русским ученым Погодиным, но даже в советские времена она была признана ненаучной.
Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Быть киевлянином во времена Гетманщины. киевских приднепровских склонах, состоящих в основном из песка и затвердевших глинистых пород, ...
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия