Современные общественные и политические настроения направлены в сторону использования экологически чистых, либо безвредных способов получения энергии.
В 21 веке роль электроэнергии всё больше возрастает, и она становится залогом благополучия граждан развитых и развивающихся стран. Вот основные её задачи:
- Электрификация личного транспорта;
- Электрификация общественного транспорта;
- Переход к цифровой экономике;
- Развитие водородной энергетики.
Со всеми этими и многими другими энергоёмкими технологиями человечество входит в информационную эру своего развития.
И всё это должно питаться от мощного, стабильного, безопасного и экологически нейтрального и условно бесконечного источника энергии .
Но вот беда: энергетические технологии не поспевают за новыми требованиями, предъявляемыми людьми для обеспечения сытой и счастливой жизни в будущем.
С 1970-х ходов всем миром надеялись освоить термоядерный синтез в качестве источника энергии (по самым пессимистичным прогнозам, это должно было случиться уже к 2000 году).
Но не сложилось, и теперь сроки внедрения термоядерной энергетики предсказать невозможно (подробнее об этом я писал у статье "Почему мы до сих пор не смогли построить термоядерный реактор? И сможем ли это сделать вообще?").
С 1990-х годов начала развиваться некая замена термоядерным электростанциям в виде альтернативной энергетики.
К 2020 году всем стало очевидно, что надёжность поставок электроэнергии с помощью альтернативной энергетики крайне низка.
Причём даже в специально созданных тепличных условиях альтернативная энергетика не смогла заменить традиционную углеводородную энергетику.
В это же время в мировое сообщество вновь стало интересоваться развитием атомной энергетики. Япония осуществляет перезапуск ядерных реакторов, ранее остановленные из-за аварии на АЭС "Фокусима-1"; США продлили срок эксплуатации своих АЭС ещё на 40 лет; Китай активно начал развивать ядерную энергетическую промышленность; Англия, Франция, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Словения намерены развивать атомную энергетику.
Даже Евросоюз, который ранее видел своей целью отказ от атомной энергетики, разместил на своей странице в интернете доклад научного центра, где прямо доказывается, что экологическое воздействие АЭС на всём своём жизненном цикле (от добычи урана, то утилизации АЭС вместе с радиоактивными отходами) равна экологичности солнечно-ветровой энергетики.
Доклад научного центра ЕС был подтверждён независимыми экспертными группами ЕС по радиационной безопасности и здоровью человека.
Сегодняшние технологии строительства АЭС делают реакторы поколения 3/3+ самыми безопасными источниками электроэнергии в пересчёте на каждый выработанный кВт*ч.
Однако,назвать атомную энергетику абсолютно безопасной сегодня нельзя.
В принципе, всё, что сегодня вырабатывает электроэнергию, не является безопасным источником энергии. Более того, ядерное топливо является сверхплотным по концентрации потенциально запасённой в нём извлекаемой энергии, что несёт в себе огромную разрушительную силу при определённых обстоятельствах (атомные бомбы - тому подтверждение).
Но современная атомная энергетика – это единственная энергетическая отрасль, которая удовлетворяет самым жёстким критериям по эффективности и экологичности. АЭС не выбрасывают в атмосферу СО2 во время своей эксплуатации, а сам жизненный цикл АЭС удовлетворяет всем экологическим нормам ЕС по воздействию на окружающую среду.
Эффективность АЭС – это стабильная её работа независимо от внешних условий. Как показало время, в современном обществе наиболее востребованным является мощный, прогнозируемый, и подконтрольной человеку источник энергии.
Всё потому, что развитие альтернативных источников энергии начало дестабилизировать энергетические сети как отдельных регионов, так и целых стран.
Так, например, жителям Калифорнии (штат США - лидер по количеству выработки солнечной энергетики) предписано соблюдать режимы использования электроэнергии, то есть пользоваться мощными электроприборами, в том числе и кондиционерами, или заряжать свои электромобили в отведённое для этого время.
Но как сделать ядерную энергетику самым безопасным и перспективным источником энергии на единицу выработанной мощности? Как оказалось, это физически возможно, но требует замыкания ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ).
ЗЯТЦ - наиболее перспективное энергическое направление, благодаря которому возможно в полной мере осуществить планы по электрификации транспорта, цифровизации мировой экономики и внедрению водородной энергетики, то есть все шансы прийти к миру того самого светлого будущего.
Но есть одно НО. По всей видимости, озвученные планы интересует в большей степени Россию, а не остальной мир. Россия - единственная страна, которая довела технологию реакторов на быстрых нейтронах до промышленной безаварийной реализации.
Реакторы на быстрых нейтронах – необходимое звено в реализации ЗЯТЦ.
В рамках программы «Прорыв» к 2029 году будет запущен первый в мире ядерный реактор "БРЕСТ-ОД-300", обладающий естественной физической безопасностью.
БРЕСТ-ОД-300 расшифровывается как Быстрый Реактор Естественной безопасности со Свинцовым Теплоносителем, Опытный Демонстрационный, электрической мощностью 300 МВт.
Конструктивные особенности этого реактора таковы, что даже в случае гипотетического разрушительного воздействия на реактор произойдёт естественная консервация его активной зоны с полным поглощением радиоактивного излучения и естественной изоляцией реактора в свинцовой чаше.
Теплоносителем реактора "БРЕСТ-300" является свинец - один из лучших поглотителей ионизирующего излучения.
В качестве топлива реактор будет использовать смесь изотопов плутония, урана-238 и высокоопасные радиоактивные актиноиды с периодом полураспада в десятки тысяч лет (нитридное уран-плутониевое топливо).
Эти самые актиноиды будут утилизироваться в активной зоне реактора, что снизит их период полураспада до приемлемых 100-500 лет. При этом реактор будет выжигать до 80 кг актиноидов за одни цикл своей работы. Включение в состав топлива изотопа урана-238 позволит мировой ядерной энергетике на века забыть о разработке урановых месторождений, поскольку урана-238 уже добыто столько, что его хватит миру на 2500 лет при нынешнем темпе потребления урана. А учитывая разведанные запасы урановой руды, топлива для АЭС будущего хватит на 7000 лет.
Реакторы на быстрых нейтронах рассматриваются "Росатомом" как предмет экспорта в 2030-2040 годах.
Почему тогда только Россия разрабатывает подобный проект атомной энергетики будущего, где ректоры больше не производят долгоживущих радиоактивных отходов (а наоборот утилизируют уже произведенные), обладают естественной безопасностью и не требуют добывать для них топливо из рудников?
Потому, что Россия — это единственная страна в мире, способная это сделать.
Вот и делаем то, что для всего остального мира является фантастикой.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
> Сегодняшние технологии строительства АЭС делают реакторы поколения 3/3+ самыми безопасными источниками электроэнергии в пересчёте на каждый выработанный кВт*ч. quoted1
Простой вопрос: А аварии в Чернобыле и Фукусиме и другие аварии на ядерных объектах — превзошли по стоимости выгоду от получения такой халявной энергии или нет? а то может быть пока атомщики в ноль работают? тем более на преодоление последствий аварий до сих пор тратятся деньги.
А успокаивающие заявления о самых безопасных технологиях мы слышали и перед Чернобылем и перед Фукусимой и перед Три-Майл-Айлендом, а между тем цивилизация сейчас проходит через процесс утраты былых технологий — заменяя их мультфильмами. Где и когда рванёт не известно.
Эффективность АЭС — это стабильная её работа независимо от внешних условий. Как показало время, в современном обществе наиболее востребованным является мощный, прогнозируемый, и подконтрольной человеку источник энергии.
>> Сегодняшние технологии строительства АЭС делают реакторы поколения 3/3+ самыми безопасными источниками электроэнергии в пересчёте на каждый выработанный кВт*ч. quoted2
> > Простой вопрос: > А аварии в Чернобыле и Фукусиме и другие аварии на ядерных объектах — превзошли по стоимости выгоду от получения такой халявной энергии или нет? а то может быть пока атомщики в ноль работают? тем более на преодоление последствий аварий до сих пор тратятся деньги. > > А успокаивающие заявления о самых безопасных технологиях мы слышали и перед Чернобылем и перед Фукусимой и перед Три-Майл-Айлендом, а между тем цивилизация сейчас проходит через процесс утраты былых технологий — заменяя их мультфильмами. Где и когда рванёт не известно.
> > Эффективность АЭС — это стабильная её работа независимо от внешних условий. Как показало время, в современном обществе наиболее востребованным является мощный, прогнозируемый, и подконтрольной человеку источник энергии. > Время показало нечто совсем противоположное! quoted1
что чернобыль что фокусима - всему виной человеческий фактор с его нарушением инструкций и нормативных документов. следуя твоей логике - нужно запретить автомобили.
Ничего подобного. Уровень защиты сегодня доведен до 10 в минус шестой, это один раз на миллион, а вероятность отказа системы безопасности 10 в минус седьмой. И это что касается реакторов поколения 3+
Конечно, старые блоки и особенно те, которые эксплуатируют сверх срока требуют повышенного внимания, но в целом без атомной энергии в будущее не уедешь. Дровами современный уровень жизни не обеспечить.
Что касается Чернобыля, то реакторы такого типа на Украине более не используются, там остались только ВВЭР. В Японии старый американский реактор рванул, но там сами японцы на системе безопасности экономили. Ну а первая авария в США, там вообще седая старина, первый опыт. Тогда системы безопасности вообще основательно уступали современным.
Атом не прощает безалаберности, это так. Но сегодня используются только проверенные временем режимы. Ну а, например, новый реактор БРЕСТ вообще спроектирован так, что взорваться не может. Эту возможность исключили, заложив в конструкцию новые принципы еще на этапе разработки.
>> Сегодняшние технологии строительства АЭС делают реакторы поколения 3/3+ самыми безопасными источниками электроэнергии в пересчёте на каждый выработанный кВт*ч. quoted2
> > Простой вопрос: > А аварии в Чернобыле и Фукусиме и другие аварии на ядерных объектах — превзошли по стоимости выгоду от получения такой халявной энергии или нет? а то может быть пока атомщики в ноль работают? тем более на преодоление последствий аварий до сих пор тратятся деньги. > > А успокаивающие заявления о самых безопасных технологиях мы слышали и перед Чернобылем и перед Фукусимой и перед Три-Майл-Айлендом, а между тем цивилизация сейчас проходит через процесс утраты былых технологий — заменяя их мультфильмами. Где и когда рванёт не известно.
> > Эффективность АЭС — это стабильная её работа независимо от внешних условий. Как показало время, в современном обществе наиболее востребованным является мощный, прогнозируемый, и подконтрольной человеку источник энергии. > Время показало нечто совсем противоположное! quoted1
Верно. Лучше бы ничего и не строили. А гроши….Гроши поделить. Поровну!
> что чернобыль что фокусима — всему виной человеческий фактор с его нарушением инструкций и нормативных документов. > следуя твоей логике — нужно запретить автомобили. quoted1
А автомобиль это мизерные последствия от аварий. Прошёл час и по дороге где произошло смертельное ДТП катят другие машины.
>Ничего подобного. Уровень защиты сегодня доведен до 10 в минус шестой, это один раз на миллион, а вероятность отказа системы безопасности 10 в минус седьмой . И это что касается реакторов поколения 3+ > Конечно, старые блоки и особенно те, которые эксплуатируют сверх срока требуют повышенного внимания, но в целом без атомной энергии в будущее не уедешь. Дровами современный уровень жизни не обеспечить. quoted1
Что то я сомневаюсь что при современной упадке инженерной школы новоиспеченные инженеры могут считать такие цифры безопасности! - как всегда наверное имиджмейкеры про уровень безопасности написали - с них то если что никто не спросит! Все будут на МЧС уповать - а какое прыткое у него руководство мы теперь знаем!
>> что чернобыль что фокусима — всему виной человеческий фактор с его нарушением инструкций и нормативных документов. >> следуя твоей логике — нужно запретить автомобили. quoted2
> > А автомобиль это мизерные последствия от аварий. Прошёл час и по дороге где произошло смертельное ДТП катят другие машины. quoted1
А на кладбище ежегодно дополнительно ежегодно появляется несколько десятков тысяч могил. От АЭС такого количества жертв небыло никогда.