Поражает своей бедностью и скандинавский археологический материал Новгорода. Из 233 украшений X—XI вв. к скандинавским относятся только 7. Исследователи отмечают «отсутствие сколько-нибудь заметного влияния скандинавской культуры на новгородскую» [Покровская Л. В. Ювелирные украшения Новгорода X—XI вв. (по материалам Неревского и Троицкого раскопов. В кн.: Великий Новгород в истории средневековой Европы. М., 1999. С. 63].
Новгородское Городище (ставшее «Рюриковым» только в XIX в .) может похвалиться семью-восемью десятками орнаментированных металлических предметов и приблизительно 30 амулетами и другими предметами культа, имеющими аналогии в древностях Скандинавии — и это почти за полтораста лет существования! Восточнославянский характер архитектуры Городища и местный, «ладожский» тип керамики признают сами норманисты.
Кстати, скандинавской керамики на Руси вообще не обнаружено [Арциховский А. В. Археологические данные по варяжскому вопросу. В кн.: Культура Древней Руси. М., 1966. С. 38]. А между тем в шведской Бирке доля славянской керамики составляет 13% и, однако, шведские археологи почему-то не рассуждают о «славянских погребениях» и «славянской колонизации».
И самое главное, на Городище нет ни одного скандинавского захоронения.
Мечей так называемого скандинавского типа (точнее будет сказать — клинков франкского производства с рукоятями, орнаментированными в «скандинавской» традиции) на территории бывшего СССР найдено всего 87 (в одной Норвегии их обнаружено более 1500), причем значительная их часть была извлечена из курганов Прибалтики, остальные сосредоточены на окраинах древней Руси — в Приладожье, Поднепровье и Поволжье [Дубов И. В. Новые источники по истории Древней Руси. Л., 1990. С. 107−108; Чернышев Н. А. О технике и происхождении «франкских» мечей, найденных на Днепрострое в 1928 г.//Скандинавский сборник. Вып. VI. Таллинн, 1963. С. 212]. Наиболее распространены мечи с клеймом мастерской «Ульфберт» (найдено 15 таких клинков), находившейся на среднем Рейне.
А. Комар: «к сожалению, на сегодня у нас нет реальных фактов, подтверждавших бы существование Киева во второй трети IX в. … Поселения культуры Луки-Райковецкой на Замковой горе, Детинке и Кудрявце возникают во второй пол. IX в., но после 860 г. или раньше — сказать пока невозможно. Лишь в 80-х гг. IX в., когда возникает Подол, подчиняются и частью переселяются в Киев северяне, а на Старокиевской горе начинает формироваться курганный могильник, в Киеве наконец-то археологически вычленяются 'русы'» [Комар А. К дискуссии о происхождении и ранних фазах истории Киева // Альманах історії та археології Східної Європи RUTHENICA. Киев, 2005. № 4. С.136−137].
Украинский историк Ф. А. Андрощук: «Ключевую позицию в торговле с Византией занимало Шестовицкое поселение, возникновение которого совпадает со временем правления Льва VI Мудрого (886−912 гг.). Кроме монет этого императора, найденных в одном из погребений (№ 83), с территории поселения происходит печать „Льва примикария, императорского протоспафария и логофета геникона“, а также конусная византийская печать времени Константина Багрянородного. В свете этих находок ранний Киев (конца IX — начала X в.) занимает второстепенное положение и его возникновение, вероятно, связано с функциями перераспределения товаров и судов, спускавшихся по Десне в Днепр» [Ф.А.Андрощук. Гнёздово, Днепровский путь и финал Бирки, Гнёздово: 125 лет исследования памятника. Труды ГИМ 124. Москва, 2001. С.126−133].
В целом, археологические источники свидетельствуют о том, что на месте Киева до последней четверти IX в. города как такового не было, а существовало лишь несколько небольших славянских поселений [Каргер М. К. Древний Киев. Москва, Ленинград, 1958. Т. 1. С. 112; Мюлле Э. К вопросу о начале Киева / Вопросы истории. Москва, 1989. № 4. С. 118−127; Комар А. К дискуссии о происхождении и ранних фазах истории Киева // Альманах історії та археології Східної Європи RUTHENICA. Киев, 2005. № 4; Цукерман К. Два этапа формирования Древнерусского государства // Археологія. Киев, 2003. № 1].
Таковы археологические доказательства норманистов в пользу их утверждения, что сотни тысяч жителей Новгородской и Киевской земель «прозвашася русью» от скандинавов.
При рассмотрении вопроса о «колонизации», разумеется, нельзя обойти молчанием данные антропологии. А они говорят, что: «население Приладожья… относится к славянам и финнам»; «в курганных могильниках Владимирщины также не отмечаются скандинавские черты в облике населения»; "пребывание норманов на территории Северо-Западной Руси не оставило сколько-нибудь заметного следа в ее населении"; в облике населения древнего Киева «никаких германских черт… не обнаруживается». Смешение же славянских и германских черт прослеживаются только в двух краниологических сериях: из могильника в Старой Ладоге (урочище Плакун, XI в.) и из Шестовицкого некрополя (X-XI вв.) [Алексеева Т. И. Славяне и германцы в свете антропологических данных. Вопросы истории. 1974. N 3. В кн.: Славяне и Русь: Проблемы и идеи: Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении/Сост. А. Г. Кузьмин. 2-е изд., М., 1999*].
> А. Комар: «к сожалению, на сегодня у нас нет реальных фактов, подтверждавших бы существование Киева во второй трети IX в. … Поселения культуры Луки-Райковецкой на Замковой горе, Детинке и Кудрявце возникают во второй пол. IX в., но после 860 г. или раньше — сказать пока невозможно. Лишь в 80-х гг. IX в., когда возникает Подол, подчиняются и частью переселяются в Киев северяне, а на Старокиевской горе начинает формироваться курганный могильник, в Киеве наконец-то археологически вычленяются 'русы'» [Комар А. К дискуссии о происхождении и ранних фазах истории Киева // Альманах історії та археології Східної Європи RUTHENICA. Киев, 2005. № 4. С.136−137]. >
> Украинский историк Ф. А. Андрощук: «Ключевую позицию в торговле с Византией занимало Шестовицкое поселение, возникновение которого совпадает со временем правления Льва VI Мудрого (886−912 гг.). Кроме монет этого императора, найденных в одном из погребений (№ 83), с территории поселения происходит печать „Льва примикария, императорского протоспафария и логофета геникона“, а также конусная византийская печать времени Константина Багрянородного. В свете этих находок ранний Киев (конца IX — начала X в.) занимает второстепенное положение и его возникновение, вероятно, связано с функциями перераспределения товаров и судов, спускавшихся по Десне в Днепр» [Ф.А.Андрощук. Гнёздово, Днепровский путь и финал Бирки, Гнёздово: 125 лет исследования памятника. Труды ГИМ 124. Москва, 2001. С.126−133]. > > В целом, археологические источники свидетельствуют о том, что на месте Киева до последней четверти IX в. города как такового не было, а существовало лишь несколько небольших славянских поселений [Каргер М. К. Древний Киев. Москва, Ленинград, 1958. Т. 1. С. 112; Мюлле Э. К вопросу о начале Киева / Вопросы истории. Москва, 1989. № 4. С. 118−127; Комар А. К дискуссии о происхождении и ранних фазах истории Киева // Альманах історії та археології Східної Європи RUTHENICA. Киев, 2005. № 4; Цукерман К. Два этапа формирования Древнерусского государства // Археологія. Киев, 2003. № 1]. quoted1
Черт с ним с Киевом — пусть хоть в 20 веке его основали))) В Украине полно других городов
Словом, скандинавская археология в европейской России не прибавляет ничего нового к тому, чего бы не было известно ранее. Напротив, она подтверждает, что в IX—X вв. знакомство скандинавов с Русью ограничивалось русским северо-западом (Старая Ладога, Новгород, Гнездово), и лишь к концу X в. немногочисленные шведские наемники появились в гарнизонах северо- и юго-восточного русского пограничья (Чернигов, Тимерево). И само собой, несколько десятков викингов не могли в IX в. прозваться «народом рос» и «русью», особенно в тех местах, где их в это время и в помине не было. Периферийная, служебная роль скандинавов в русской истории очевидна. А знание этих исторических реалий требует, в свою очередь, коренного пересмотра точки зрения на скандинавский археологический инвентарь.
bandera_donbass (bandera_donbass) писал (а) в ответ на сообщение:
> Словом, скандинавская археология в европейской России не прибавляет ничего нового к тому, чего бы не было известно ранее. Напротив, она подтверждает, что в IX—X вв. знакомство скандинавов с Русью ограничивалось русским северо-западом (Старая Ладога, Новгород, Гнездово), и лишь к концу X в. немногочисленные шведские наемники появились в гарнизонах северо- и юго-восточного русского пограничья (Чернигов, Тимерево). И само собой, несколько десятков викингов не могли в IX в. прозваться «народом рос» и «русью», особенно в тех местах, где их в это время и в помине не было. Периферийная, служебная роль скандинавов в русской истории очевидна. А знание этих исторических реалий требует, в свою очередь, коренного пересмотра точки зрения на скандинавский археологический инвентарь. quoted1
Правильно. Русью было сословием из скандинавов финнов и славян
Большинство предметов скандинавского происхождения безусловно должно быть отнесено к продуктам обмена. Таково мнение и знатока скандинавских древностей Гуревича, который пишет: «Бесспорно норманских погребений за пределами Скандинавии известно сравнительно немного; вещи скандинавского происхождения, которые подчас встречаются в могилах в Англии, Ирландии, Франции или на территории СССР, — далеко не всегда доказательство норманской принадлежности погребенных» [Гуревич А.Я. Избранные труды. Т.1. М.; СПб., 1999. С. 170]. Вряд ли можно считать случайностью, что в то время, когда источники действительно свидетельствуют о значительном наплыве норманов в Киев и другие русские земли (первая половина XI в.), скандинавские находки здесь наоборот резко уменьшаются в числе и практически сходят на нет. Этот факт можно объяснить только одним и притом очень простым образом: скандинавское вышло из моды, а сами шведы окончательно выбыли из числа торговых посредников между Русью и Западом.
В отношении же «скандинавской колонизации» России следует признать, что полету фантазии норманистских баронов Брамбеусов мог бы позавидовать другой знаменитый барон, однажды откушавший вишен с дерева меж оленьих рогов.
> bandera_donbass (bandera_donbass) писал (а) в ответ на post:
>> Словом, скандинавская археология в европейской России не прибавляет ничего нового к тому, чего бы не было известно ранее. Напротив, она подтверждает, что в IX—X вв. знакомство скандинавов с Русью ограничивалось русским северо-западом (Старая Ладога, Новгород, Гнездово), и лишь к концу X в. немногочисленные шведские наемники появились в гарнизонах северо- и юго-восточного русского пограничья (Чернигов, Тимерево). И само собой, несколько десятков викингов не могли в IX в. прозваться «народом рос» и «русью», особенно в тех местах, где их в это время и в помине не было. Периферийная, служебная роль скандинавов в русской истории очевидна. А знание этих исторических реалий требует, в свою очередь, коренного пересмотра точки зрения на скандинавский археологический инвентарь. quoted2
> > Правильно. Русью было сословием из скандинавов финнов и славян quoted1
Недоказуемо))) Ни летописи (Русь — скандинавы) ни Археология (что такое Русь археология не раскрывает) этот факт не подтверждает