> юрист Лусников М. А. (Lusnikov) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Вот эти принципы: >> - патриархально-патерналистская концепция государства, в которой государство уподобляется большой семье, а власть императора над подданными – отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами; quoted2
> > Извесный принцип в РИ. Может рос. императоры и были конфуцианцы. Только зачем это в современном мире? quoted1
В современном мире патриархальную идею (семейный принцип) Конфуция в экономике успешно использует Япония. В Японии, несмотря на рост числа не постоянно занятой молодежи (так называемых фриттеров), значительную долю в экономике составляют предприятия использующие систему пожизненного найма работников https://pikabu-ru.turbopages.org/turbo/pikabu.ru...
При этом производственные отношения в какой-то степени приравниваются к семейным (постоянным) отношениям.
юрист Лусников М. А. (Lusnikov) писал (а) в ответ на сообщение:
> При этом производственные отношения в какой-то степени приравниваются к семейным (постоянным) отношениям. quoted1
А каков смысл использования "семейного" в качестве "постоянного" после существенной утраты «деньгами" своих исконных, древних свойств хранения благополучия своих обладателей?!
Мастер дефиниций (Распознающий) писал (а) в ответ на сообщение:
> А каков смысл использования "семейного" в качестве "постоянного" quoted1
Конфуцианский принцип патриархальности или принцип построения общественных отношений, похожих на отношения в семье, предполагает распределение полученных в обществе доходов справедливо и без наживы одних над другими, но сообразно заслугам более опытных членов общества (предприятия).
В моей семье, например, более почетное место за столом отец всегда отдавал моей бабушке - своей тёще, которая воспитывалась ещё при Домострое (она родилась в 1871 году). Бабушка пользовалась большим уважением в нашей семье хотя бы потому, что во всем поддерживала моего отца, а не свою дочь (мою мать). В этом проявлялась её жизненная мудрость, обоснованная правильным дореволюционным воспитанием.
Рузвельт получил от американского общества большое уважение (четырехкратное избрание на свой высокий пост) по своим заслугам, вытащившим США из Великой депрессии.
Великий менеджер Ли Якокка, назначивший себе зарплату в один доллар, получил всемирное признание по своим заслугам, вытащившим компанию Крайслер из банкротства.
Но когда политический или хозяйственный менеджер требует себе очень высокую якобы достойную зарплату, а в результате возглавляемая им страна или предприятие попадает в предбанкротное состояние, то это как раз и противоречит названному конфуцианскому принципу.
юрист Лусников М. А. (Lusnikov) писал (а) в ответ на сообщение:
> Конфуцианский принцип патриархальности или принцип построения общественных отношений, похожих на отношения в семье, предполагает распределение полученных в обществе доходов справедливо и без наживы одних над другими, но сообразно заслугам более опытных членов общества (предприятия). > quoted1
. Вы сделали любопытную вещь: из сохранившихся в вашей памяти фрагментов "истории человечества" собрали КАЖУЩУЮСЯ "ОБЩЕЙ" картинку происходящего в мире, окружающем вашу "личность"?!
Это породило сомнение в моей голове, привыкшей во всём сомневаться, и в результате появились вопросы, которые обращаю не только к вам как к "личности", но и к аудитории ПФ.
Вот эти вопросы:
В какой степени визуализованная картинка получилась, действительно, ОБЩЕЙ?
Сможет ли любой юзер данной аудитории использовать её в своей виртуальной практике здесь, на ПФ или ему придётся поискать другие ресурсы в рунете?
Что означает понятие "СПРАВЕДЛИВО" и в какой степени оно важно при повседневном общении людей и, в частности, при коллективном рассмотрении какого-либо проблематичного вопроса?
Что следует понимать под "наживой" в семейных отношениях?
Как можно определить степень опытности членов предприятия?
Насколько корректен или оправдан умозрительный переход от семейных отношений к участию в предприятии?
И, пожалуйста, не подумайте, что я придираюсь к вашим утверждениям; на мой взгляд, каждый стремящийся к здравомыслию человек должен уметь ответить за все употреблённые им слова; в противном случае ему, всё-таки, лучше лишний раз промолчать.
Мастер дефиниций (Распознающий) писал (а) в ответ на сообщение:
> каждый стремящийся к здравомыслию человек должен уметь ответить за все употреблённые им слова quoted1
Вы правы в том, что любая попытка толкования Конфуция по-своему может быть подвергнута острой критике. Поэтому лучше опираться на нравственные заповеди Конфуция. Например, на эту: «Основная нравственная заповедь политической этики конфуцианства – "взаимность" ("шу") гласит: "Не делай другим то, чего не желаешь себе".
Возможно, с помощью этой заповеди можно решить многие проблемы.
юрист Лусников М. А. (Lusnikov) писал (а) в ответ на сообщение:
> Поэтому лучше опираться на нравственные заповеди Конфуция. Например, на эту: «Основная нравственная заповедь политической этики конфуцианства – "взаимность" ("шу") гласит: "Не делай другим то, чего не желаешь себе". > > Возможно, с помощью этой заповеди можно решить многие проблемы. quoted1
. Возможно, когда-то это и было справедливо... но не теперь, в 21-м веке; слишком много воды утекло с тех пор.
Полноценная «взаимность» может быть обеспечена лишь "взаимопониманием", - общим языком толкования всего, происходящего в окружающем нас мире.
Нежеланием невозможно многого добиться, гораздо больше сулит страстное, целенаправленное, не иссякающее желание достичь поставленной стратегической цели.
Мастер дефиниций (Распознающий) писал (а) в ответ на сообщение:
> Полноценная «взаимность» может быть обеспечена лишь "взаимопониманием", - общим языком толкования всего, происходящего в окружающем нас мире. quoted1
Прекрасное высказывание! Однако очень сложно найти СЛОВА для общего толкования той же справедливости, поскольку каждый понимает это слово по-своему. Поэтому мне также нравится Ваше предыдущее высказывание: «человек должен уметь ответить за все употреблённые им слова; в противном случае ему, всё-таки, лучше лишний раз промолчать». И только проверенные историей фразы, типа высказывания Конфуция: «Не делай другим то, чего не желаешь себе» - не должны никем забалтываться.
юрист Лусников М. А. (Lusnikov) писал (а) в ответ на сообщение:
> И только проверенные историей фразы, типа высказывания Конфуция: «Не делай другим то, чего не желаешь себе» - не должны никем забалтываться. quoted1
. Попробуем разобраться в вашем отклике.
Для того, чтобы в этом деле сопутствовала удача, нам необходимо априори выбрать такую "точку отсчёта", чтобы континуум её определений содержал всё множество формулировок, возможных для её личностных интерпретаций в будущем, пока тёмном для нас.
Короче, так - множество допустимых формулировок должно быть "открытым", чтобы постепенно расширяться по мере взросления человеческого интеллекта.
Для этого удобно выбрать в качестве общего названия понятия - слово "Справедливо" и затем наполнять смыслом то, что мы назовём "начальным значением" этого термина.
Нас вполне может устроить такая аксиоматическая формулировка - "СПРАВЕДЛИВО всё происходящее..."
Она позволит нам всё постепенно, без спешки расставлять по своим "текущим" местам в потоке Времени.
Далее рассмотрим такую формулировку - "проверенные историей фразы", кажущиеся выхваченными в спешке движения мысли откуда-то "с потолка".
На мой взгляд, пока удобно полагаться на такое предположение - "уроки истории ничему не учат человечество", так как УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО обосновать противоположное уже стало невозможно, хотя попробовать было бы поучительно, если есть к тому желание.
Но вернёмся к нашей фразе - «Не делай другим то, чего не желаешь себе».
Если определить мечту как "идеализованное желание", то сразу вспомнится справедливое утверждение - "мечтать не вредно".
В действительности, чрезвычайно полезным оказывается процесс идеализации размытых, неверно толкуемых, сумрачных представлений человека, что позволяет ввести в качестве необходимого условия обретения "общего языка" между людьми понятие "ДОЛЖНОЕ"...
юрист Лусников М. А. (Lusnikov) писал (а) в ответ на сообщение:
> Поэтому мне также нравится Ваше предыдущее высказывание: «человек должен уметь ответить за все употреблённые им слова; в противном случае ему, всё-таки, лучше лишний раз промолчать». quoted1
А мне больше нравится "человек должен уметь спросить с популиста за все употреблённые им слова". Только такой человек может научить других умению отвечать за все свои слова. Самоучек не бывает.
юрист Лусников М. А. (Lusnikov) писал (а) в ответ на сообщение:
> Но когда политический или хозяйственный менеджер требует себе очень высокую якобы достойную зарплату, а в результате возглавляемая им страна или предприятие попадает в предбанкротное состояние, то это как раз и противоречит названному конфуцианскому принципу. quoted1
Как то незаметно с монархического патриархата вы вышли на необходимость финансовой справедливости. В СССР не было монархии, было равенство полов и это не помешало фин. справедливости.
Мастер дефиниций (Распознающий) писал (а) в ответ на сообщение:
> Для этого удобно выбрать в качестве общего названия понятия - слово "Справедливо" quoted1
Очень сложно каким-то одним словом определить основу какой-то идеологии. Но можно попробовать. Но только не избитое слово «справедливость», поскольку это слово, как и слово «правда» присутствуют в обосновании многих противоречащих друг другу идеологий. А вот конфуцианское понятие «взаимность», как краткое содержание его (Конфуция) фразы: «Не делай другим то, чего не желаешь себе» - вполне может подойти для обоснования чуть ли ни всего конфуцианства.
А вот марксизм-ленинизм, как в начале своего становления, так и в сегодняшнем его толковании некоторыми философами, можно попытаться охарактеризовать как антиконфуцианство, одним словом «борьба» (...покой нам только снится).
юрист Лусников М. А. (Lusnikov) писал (а) в ответ на сообщение:
> Очень сложно каким-то одним словом определить основу какой-то идеологии. > > Но только не избитое слово «справедливость», поскольку это слово, как и слово «правда» присутствуют в обосновании многих противоречащих друг другу идеологий. quoted1
.
Справедли́вость — понятие о должном[1], содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния[2]: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём[1]. Википедия.
Более или менее понятно, о чём идёт речь в "Свободной энциклопедии".
В математике — в ходу слово "справедливо" в значении "верно", а о "несправедливом" там речи нет.
В качестве пояснения — эта наука считается наиболее точной по сравнению с другими и если мы не хотим быть «святее папы римского", то вполне можем довериться математике в отношении смысла понятия "справедливо».
Все-таки справедливость может по-разному толковаться в свою пользу даже антагонистами. Например, этот недочеловек Гитлер обосновывал своё изуверское нападение на СССР якобы справедливой защитой от какой-то выдуманной им потенциальной агрессивности Советского Союза.
Мастер дефиниций (Распознающий) писал (а) в ответ на сообщение:
> На мой взгляд, пока удобно полагаться на такое предположение - «уроки истории ничему не учат человечество» quoted1
Я бы несколько иначе изложил Ваше предложение: «Уроки истории не всегда воспринимаются российской властью». Может быть, потому что мы не дорожим своей древней культурой и постоянно бросаемся из стороны в сторону при движении нашей страны по исторической дороге.
Сначала русичи изменили своей первородной культуре и пригласили на княжение ИНОЗЕМЦЕВ - варягов.
Потом согласились брать разрешение (ярлыки) на княжение у татаро-монголов, хан которых (не помню имени) долгое время был также КИТАЙСКИМ ХАНОМ.
Потом семибоярщина пригласила в Смутное время на царствование ПОЛЯКОВ.
После прихода к власти РОМАНОВЫХ, а затем - большевиков, Россия ориентировалась то на Германию, то на Францию, то на Антанту, то опять на Германию (до Второй Мировой войны главным иностранным языком в советских школах был немецкий язык), то на США, которых считали даже партнерами (теперь считаем главным врагом).
Сегодня Россия повернула на исторический путь тесного сотрудничества с Китаем.
Но с КАКОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ мы идём к сотрудничеству с китайцами? И КАК МЫ ОЦЕНИЛИ И УСВОИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ ОТКАЗА БОЛЬШЕВИЗМА ОТ МНОГОВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ?
Кто мы сегодня? Приверженцы идеологии Третьего Рима (Второго полюса мира)? Приверженцы идеологии марксизма-ленинизма, взятой на вооружение первой в мире страной, выступившей против мирового империализма и победившей всемирное зло - нацизм? Или приверженцы какой-то НОВОЙ, но самой справедливой идеологии?
У китайцев же нет никаких сомнений в приверженности своей древней истории и в приверженности своей древней идеологии - конфуцианству.
Можно ли в связи с этим сказать, что китайцы прекрасно усвоили свои исторические уроки?
Ниже привожу цитату: «В последние десятилетия в Китае возрождается традиция конфуцианства, великий ученый и философ уже стал символом китайской культуры и цивилизации»
> Как то незаметно с монархического патриархата вы вышли на необходимость финансовой справедливости. quoted1
Я лишь пытаюсь с помощью форумчан больше понять учение Конфуция. Например, как можно понимать эту цитату из Конфуция: «В хорошо устроенной стране бедность – это то, чего нужно стыдиться. В плохо устроенной стране богатство – это то, чего нужно стыдиться».
Стыдятся ли своей бедности китайцы? Стыдятся ли своего богатства российские олигархи?