> Как факт, стоит вас, расистов, копнуть, пробы ставить негде. Такие вот дела. quoted1
Сработанный, этот Ставр--опольчанин. Защитой не владеет, фюрерства полная запазуха. Подхваченные, как грипп, глупости за собственный опыт. Ему защиту ставите? А он рыкает, аки может.
> Справедливость, (читай тему Неоппозиционное движение) > ЭТО. Кто ЭТО сформулирует, тот ведет хозяин положения в политике. > Понимаете об ЭТО? quoted1
такой вариант на рассмотрение представлю: ЭТО: Временное чуство удовлетворенности, внушенное временным хозяином положения. Хозяин положения - субъект, способный заставить не только делать как он хочет, но и думать как он хочет.
> Сработанный, этот Ставр--опольчанин. Защитой не владеет, фюрерства полная запазуха. Подхваченные, как грипп, глупости за собственный опыт. > Ему защиту ставите? А он рыкает, аки может. > > Посмотрите здесь, Николай Сергеевич, > Научный фантаст попробовал в теме: \"Ненависть русских\"
Подмога эНэС-у? В глухой обороне, господа..... российские националисты? С интересом только личность оппонента обсуждаете. Чем-то вы св иеговы напоминаете, .... те тоже,... заученными штампами отбрехиваются. Скучно с вами, ей богу.
> Временное чуство удовлетворенности, внушенное временным хозяином положения. > Хозяин положения - субъект, способный заставить не только делать как он хочет, но и думать как он хочет. quoted1
Хорошая тема. У меня нет ответа на этот вопрос. На вопрос, что есть справедливость? То что автор имеет в виду под социальной справедливостью, есть распределительная справедливость или справедливость по заслугам. С ней гораздо легче. Гроций называет её- justitia attributrix.
А меня интересует общее понятие справедливости. Вот есть такой взгляд на справедливость.
Панова Н.А. (аспирант кафедры философии Воронежской лесотехнической академии) г. Воронеж СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК РАВЕНСТВО И КАК ПРАВДА
Категория справедливости является одной из основополагающих в этике. Будучи одной из четырех кардинальных добродетелей, выделенных еще в античности, справедливость, как полагал Аристотель, есть полная добродетель, так как способна охватывать все остальные - мужество, умеренность, мудрость и т.д. Для большинства этиков понятие справедливости связано с идеей мерности, т.е. соизмеримости благ и бедствий этой жизни с добродетелью и порочностью конкретного человека. В этическом словаре, например, справедливость определяется как понятие морального сознания, выражающее общее соотношение между ценностями и их конкретное распределение между индивидами1. Е.В. Золотухина-Аболина определяет справедливость как мерную характеристику человеческих отношений. Справедливость, по ее мнению, означает такой должный порядок, при котором существует соответствие между деянием и воздаянием, достоинством и вознаграждением2. Происхождение справедливости как мерной характеристики П. Кропоткин связывал с идеей сохранения целостности. Справедливость - восстановление нарушенного равновесия, гармоничного целого3. В этических концепциях справедливости, делающих акцент на мерной характеристике данной категории, авторы понимают справедливость как равенство. При таком понимании справедливость оказывается рассудочной категорией, выполняющей функцию соизмеримости усилий и вознаграждений, нарушений и наказаний. В данном аспекте она является понятием скорее социально-правового значения, нежели этического. Такая позиция представлена, например, теорией справедливости Джона Ролза.
В основу идеи справедливости Джоном Ролзом положен принцип честности, в отличие от принципов утилитаризма, либо перфекционизма. Справедливость как честность в свою очередь предполагает такие принципы, \"которые свободные и рациональные индивиды, преследующие свои интересы, в исходном положении равенства примут в качестве определяющих фундаментальные соглашения по поводу своего объединения\"4.
Ключевую роль равенства в понятии справедливости подчеркивает также С.П. Суровягин8. Равенство, полагает он, соответствует сущностно родовому в социальной природе человека, являясь основой единства противоположностей личного и общественного. Суровягин рассматривает различные соотношения понятий справедливости, нравственности и равенства, выделяя при этом ошибочные соотношения: 1) внешнее эклектическое соединение справедливости и нравственности, 2) справедливость полностью уводится от нравственности, 3) справедливость полностью сводится к нравственности. В качестве внешнего соединения справедливости и нравственности автор приводит теорию Д. Юма. По Юму, справедливость есть взаимное принятие себялюбивого равенства, когда другой признается равным мне ради того, чтобы это правило распространялось благотворно и на меня. Второй тип соотношения Суровягин находит у Гегеля. В триаде ступеней развития личности: \"абстрактное право - мораль - нравственность \" - сущностью права Гегель полагает справедливость, заповедь которой гласит: \"будь лицом и уважай других в качестве лиц\", так как в личности разные лица равны между собой. Третий вид, в котором справедливость сводится к нравственности, автор раскрывает в воззрениях Дж. Ст. Милля. Справедливость у Милля \"есть не что иное, как естественное чувство мести, морализировавшееся через принятие в себя требований общественного блага\"9. Всеобъемлющее чувство симпатии и разумный эгоизм прекращают, по Миллю, \"скотское желание мести\" в нравственное чувство. Из перечисленных выше примеров взаимосвязи справедливости и нравственности вырисовывается проблема - относится ли справедливость к нравственной категории и какова роль понятия равенства в решении этого вопроса. С.П. Суровягин размышляет по этому поводу следующим образом. Справедливость есть общий признак, выражающий идею равенства. Правовая же и нравственная справедливость представляют собой специфические виды этого признака.
Правовая справедливость является таким типом равенства, при котором утверждение личного блага происходит обязательно с учетом равенства с \"другим\". Это своеобразное правило признавать равенство других с собой, чтобы в свою очередь требовать для себя блага не меньшего, чем у других. Такая справедливость нейтральна в плане нравственности как добродетели, но и эгоизмом, по мнению автора, ее также нельзя назвать. Эгоизм есть нарушение равновесия, есть перевес личного, когда \"я\" пожелал себе блага большего, чем есть у другого, а вреда меньшего. Нравственной же справедливостью будет считаться такое стремление поделиться поровну, которое имеет целью исключительно благополучие другого, в противоположность стремлению поделиться поровну за счет другого, имея в виду свое собственное благополучие. Таким образом, различие нравственной и правовой справедливости С.П. Суровягин усматривает в противоположной направленности вектора в установлении равновесия между своим благом и благом другого. Сущность же справедливости остается в уравнительности. Процедура уравнивания позволяет ограничить явления бескрайнего себялюбивого эгоизма, с одной стороны, а с другой - отделяет справедливость от морального самопожертвования, полностью отрицающего собственную выгоду. В эволюционном развитии нравственности человека автор выделяет следующие этапы: 1) эгоизм как \"подвал\" человеческой жизни, развивающийся на \"просторе\" низменного общественного устройства, 2) \"первый этаж\" человеческой социальности - правовая и нравственная справедливость, 3) \"второй этаж\" - моральность10.
Более глубокий смысл справедливости раскрывается через категорию правды. Справедливость трактуется при этом как жизнь по правде или жизнь с правдой. Под правдой же подразумевается некий высший, образцовый порядок бытия и человеческих отношений. Идея правды выражает чисто нравственное содержание - существует ли в мире нравственный порядок, и если да, то в чем он состоит и как обеспечивается. Именно в аспекте правдоискательства справедливость может считаться важнейшей этической добродетелью. Справедливость как жизнь по правде основывается не на идее равенства, а на идее иерархии. Так, по мнению Н.Н. Алексеева, \"глубочайшей основой идеи справедливости является мысль о том иерархическом порядке, в котором стоят по отношению друг к другу ценности\"12. Выше рассмотренная концепция равенства выгод и воздаяний отражает лишь один строго определенный, но не совсем нравственный \"порядок\" - порядок индивидуализма, где каждый человек есть самодовлеющее существо. Если над человеком нет ничего высшего, тогда идея равенства, как отмечает С.Л. Франк, вытекает из абсолютной ценности человеческой личности, из обоготворения каждого человека. Все люди равны, потому что они имеют равные права и притязания. Равные \"самодержцы\" естественно и справедливо требуют соблюдения и уважения своих прав при взаимном уважении прав другого13.
Принцип же иерархии предполагает соподчинение. Следование высшей правде есть служение ей. И тогда люди равны не в своих правах и привилегиях, а в праве на соучастие в общем служении правде. Каждый человек имеет равное достоинство, когда он занимает надлежащее ему место в иерархической лестнице и потому выполняет \"единственное основание равенства - определенное ему служение\"14.
Согласно Ф.М. Достоевскому, правда как высший идеал общественного устройства не поддается логическому ряду мышления, но в ней чувствуется сверхлогическая высшая справедливость. Вл. Соловьев подчеркивает, что в конце своей жизни Достоевский открыл для себя следующие три истины: 1) отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства; 2) общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится в народном чувстве; 3) эта правда имеет значение религиозное и необходимо связана с верой Христовой, с идеалом Христа17. По мнению Достоевского, в том обществе, где господствует правда как высший нравственный идеал, будут господа и слуги, но не будет рабов. Слуги и господа будут, но господа уже не будут господами, а слуги не будут рабами. \"Были бы братья, - замечает он, - будет и братство\"18. И наоборот, если нет братьев, то никакими учреждениями не получишь братства.
Такие рассуждения возможны, если не знать иной правды - правды Христовой, правды прощения. Следование этой правде служит не идеалу равенства, а спасению человеческой души. Это милость сердца (милосердие), сострадание, а не разумный расчет. Как писал Е.В. Спекторский, Христос проповедовал не взыскание своего, согласно специальным юридическим добродетелям, а прощение. Собственным живым примером он показывал, что умелым прощением можно возродить человека не только морально, но и физически. По мнению автора, и социальная солидарность и братство людей скорее могут быть достигнуты таким прощением, чем борьбой за права, которая ведет к судебной волоките21. Правда Христова едина и неделима. Ее нельзя с чем-то сравнивать и измерять. В христианской этике проблема соотношения этико-правовой справедливости и нравственной правды выражается через антиномию закона и благодати. Закон и благодать противоположны и не противоположны одновременно. Как говорил сам о себе Христос, он пришел не нарушить закон, а исполнить. Это означало, что Он явился не бороться с существующим до него правопорядком, но нисколько не стремился и укрепить его. Иногда Он считался с ним и даже подчинялся ему, когда это было неизбежно. Это возможно в силу того, что правда Христа принципиально иная правда. Она не способна соперничать с правдой закона, так как у них нет общих оснований. Закон основан на разуме, благодать - на духовно-интуитивном видении.
Христос не принес нового закона, новых моральных норм. Он принес новую правду, которая всегда будет казаться \"сверх\". Для тех, кто ее не принимает и не понимает, она будет выглядеть иррациональной, парадоксальной, даже безумной, внезаконной; для тех, кто ее принимает - сверхрациональной, сверхзаконной. Она угадывается не по правилам и нормам, а интуитивно, и потому может подчиняться правилам, а может и не подчиняться им.
Таким образом, в понимании справедливости можно выделить две позиции - справедливость как равенство и справедливость как правда. Концепции справедливости - равенства акцентируют внимание на мерной характеристике рассматриваемой категории. Различные виды уравнительного и распределительного равенства действительно имеют большое значение для политического и правового регулирования поведения человека, обоснования демократических прав и свобод и т.д. Они нуждаются в тщательном сборе информации, разумном взвешивании всех обстоятельств, но в них нет нравственности как таковой. Где проблему можно решить точным расчетом, там уже нет надобности в добродетели. Знание законов, инструкций и правил поведения заменяет мучительный и не подвластный одному разуму моральный выбор. Совсем иная картина имеет место при стремлении человека жить по правде. Справедливость в этом случае обретает онтологический статус - она выражает соответствие образа жизни одного человека или целого народа высшим ценностям бытия. Зов правды - это зов онтологической, а не гносеологической истины. Однако разума здесь не достаточно. Поэтому только через сердце, через духовно-интуитивный опыт постигается сверхрациональная природа справедливости. Знание дополняется верой, а стремление к справедливости определяется уже не возмущением обиженного самолюбия, а искренним желанием человека понять и исполнить свое назначение в мире. Именно эта жажда справедливости характерна для русского народа, в отличие от модной на Западе борьбы за уравнительную справедливость.
Предки рыцарями были у господина stavr ? Есть, что сказать против единства Российского народа, кроме как ссылки давать на вечно в России битых авторитетов завоевателей?
Таким образом, в понимании справедливости можно выделить две позиции - справедливость как равенство и справедливость как правда
надо же придумать стока мертвых категорий... любая справедливость, это вывод...некое вычисление своего положения, относительно некой нормы... а норма, по любым параметрам, хранится не внутри человека, а снаружи...вот что снаружи , в обществе, считается нормой, то и будет справедливо...это логический вывод человека...
справедливым может считаться все что угодно, лишь бы имело логическую основу... а логику некой справедливости можно построить на имеющихся категориях...(терминах)
а термины...вы посмотрите на наши термины....на них можно построить логику справедливости чего угодно...ну почти чего угодно... далеко ходить не надо...взять божью волю...и все ...в связи с ней можно назначить справедливым все...
внутри людей нет ничего, кроме калькулятора...вычисляющего свое положение относительно...того что в общесве..категориями которые есть в обществе...
> Предки рыцарями были у господина stavr ? Есть, что сказать против единства Российского народа, кроме как ссылки давать на вечно в России битых авторитетов завоевателей? quoted1
Опять камлаете, любезный моему сердцу Николай Сергеевич? И опять мимо,... (бубен наверно отсырел) Бросьте вы это дело, не вытанцовывается у вас (мешает что-то наверное ).
И где оно, единство российского народа, утопист вы мой? Единство кого с кем? Где предмет обсуждения? Вы, со своей \"россиянской\" утопией, как в своё время коммунисты со своей интернациональной, ныне либералы, со своими \"общечеловеками\", только гробите русский народ, не давая ему сплотиться и самоопределиться, нащупать выбитую почву из под ног. И только. Происходит это от вашей простоты душевной, или сознательно, мне без разницы, бо простота хуже воровства бывает. Проблема России не в том, что кого-то там притесняют по религиозному или национальному признаку, а в том, что государство-образующий народ потерял эти самые признаки, утратил чувство общности, и такие, как вы, volens nolens, всячески мешают их вновь обрести. А вообще-то, к вашему сведению, тема о справедливости, но я не удивляюсь вашей зацикленности на \"больной\" для вас теме. Обычное явление для людей ограниченных одной навязчивой идеей.
> Таким образом, в понимании справедливости можно выделить две позиции - справедливость как равенство и справедливость как правда > > надо же придумать стока мертвых категорий... > любая справедливость, это вывод...некое вычисление своего положения, относительно некой нормы... > а норма, по любым параметрам, хранится не внутри человека, а снаружи...вот что снаружи , в обществе, считается нормой, то и будет справедливо...это логический вывод человека... > > справедливым может считаться все что угодно, лишь бы имело логическую основу... > а логику некой справедливости можно построить на имеющихся категориях...(терминах) > > а термины...вы посмотрите на наши термины....на них можно построить логику справедливости чего угодно...ну почти чего угодно...
> далеко ходить не надо...взять божью волю...и все ...в связи с ней можно назначить справедливым все... > > внутри людей нет ничего, кроме калькулятора...вычисляющего свое положение относительно...того что в общесве..категориями которые есть в обществе... quoted1
Собственно,.... вы выбрали одну из обозначенных вами \" мёртвую категорию\", а именно ... \"равенство\", как мерную характеристику.
Собственно,.... вы выбрали одну из обозначенных вами \" мёртвую категорию\", а именно ... \"равенство\", как мерную характеристику.
вы правы...выбрал...одну...причем произвольно...как это люди обычно делают... тока с одним исключением...что если убрать эту одну категорию мерности, относительно всего, уровня правды (качества связи), уровня равенства, который тоже есть вычисление........то и деятельности не будет никакой...значит не так уж она и мертва.. значит тока эта категория в основе процессов...кстати почти всех социальных и психологических....что в принципе одно и тоже... остальное так или иначе вторично...
>А вообще-то, к вашему сведению, тема о справедливости, но я не удивляюсь вашей закисленности на \"больной\" для вас теме. Обычное явление для людей ограниченных одной навязчивой идеей.
Самокритично
Понятие справедливости, тема не философии, уводящей от решения. Понятие справедливости, это договор о действии. Так что разговор о российском единстве, это здесь, в этой теме о справедливости, более всего уместен.
stavr
> гробите русский народ, не давая ему сплотиться и самоопределиться, нащупать выбитую почву из под ног.
Крутое заявление, громкое, на надрыве. Вот если бы оно еще было бы подкреплено положительным опытом нацико-сепаратистов мирного устройства жизни. Но вот таких историй нет. Большая Россия, много местечковых националистов и расистов всех цветов и оттенков, но положительных примеров нет. Отрицательных примеров, много.
Местечковый национализм, это явление организованное. Организованное теми, кто на этом делает свой бизнес. Небольшой, г-нный, но бизнес. Примеры можно привести на господах хохлах, например господине Лукашенко, и прочих \"героев\", которых в России не мало. Есть такие \"герои\" и за рубежом, которые и в России хотели бы свои бренды покрутить и денег заработать. Например расисты, и европейские и восточные.
Это все напрямую имеет отношение к справедливости, то есть к Договору, к причинам его отсутствии среди Российского народа.
> > вы правы...выбрал...одну...причем произвольно...как это люди обычно делают...
> тока с одним исключением...что если убрать эту одну категорию мерности, относительно всего, уровня правды (качества связи), уровня равенства, который тоже есть вычисление........то и деятельности не будет никакой...значит не так уж она и мертва.. > значит тока эта категория в основе процессов...кстати почти всех.. > остальное так или иначе вторично... quoted1
Под идеей правды, как я понял, имеется в виду первичность в справедливости нравственного начала (в отличии от\"мерного\" материалистичного). Именно, не отрицание \"мерности\", а первичность нравственности. Нравственность зависит от Веры, и характеристика вне-логичная, но подкреплённая многовековым опытом и традицией. Равенство, мерность, характеристика логичная, но, на мой взгляд, труднодостижимая, из за необходимости учёта бесконечного множества параметров.