Pashutka (Pashutka) писал (а) в ответ на сообщение:
> А вот этнически русский парень, прошедший гиюр, что далеко не просто и оставшийся жить в России, мне не понятен. > Какой-то он мутный, я таких не люблю. > quoted1
Мне кажется, что просто еще наивный. Избавился от противоречий русской среды, но еще не познал противоречий среды еврейской. Но то, что русские люди переходят в ислам или другие религии — это показатель неблагополучия их духовного мира.
Агеевы были не первыми герами из России, появившимися в Палестине и делившими все трудности жизни с местными евреями: стычки с враждебно настроенными арабами, малярию в заболоченных устьях ручьев и речушек, изнуряющий физический труд на соляных разработках Мертвого моря, скудный паек неоперившихся еще работяг.
Здесь уже «сели на землю» семьи Дубровиных, Куракиных, Филиных, Адамовых, Орловых.
"Согласно легенде, переходящей из поколения в поколение, однажды дьякон Гапон Куракин, поднимаясь на колокольню церкви в деревне Солодники, услышал глас Б-жий, повелевший ему перейти в иудаизм.
Стремясь к выполнению основных заповедей иудаизма, семья Куракиных переселилась на Землю обетованную. Девять лет назад в Израиле произошло удивительное событие: здесь воссоединились две ветви Куракиных — крестьянская и княжеская.
Оказывается, потомки князей Куракиных (один из них упоминается в романе Л. Толстого «Война и мир») приняли иудаизм задолго до дьякона Гапона"
(«Российская газета», 23 сентября 1999 года).
Легенда легендой, но сын Гапона Куракина Ицхак (1858−1951, Израиль), был одним из создателей первых еврейских сторожевых отрядов на севере Эрец Исраэль для обороны поселений от нападения арабов.
И дальше, в следующем поколении, Куракины следовали военной стезе. Йосеф, внук Гапона, занимал одну из высших командных должностей в подразделении морских коммандос-подводников. Несколько лет тому назад Израиляон пал смертью героя при выполнении боевого задания на территории Ливана. Став легендой Израиля.
Связали свою жизнь с армией и отпрыски семейного ствола Адамовых.
Генерал Йекутиэль (Кути) Адам дослужился до должности заместителя начальника Генерального штаба Армии обороны Израиля и в каденцию премьер-министра Менахема Бегина был рекомендован соответствующими правительственными инстанциями на пост руководителя Службы внешней разведки «Моссад».
Буквально за несколько дней до вступления в новую должность Кути Адам погиб в ходе боевой операции, в стычке с террористами. Сын Йекутиэля генерал Уди Адам до недавнего времени занимал пост командующего Северным военным округом.
Наивысшей ступени армейской иерархии достиг отличавшийся беспримерной личной отвагой «бывший русский», генерал Рафаэль Эйтан (Орлов), возглавивший Генеральный штаб в 1978 году, именно он был начальником Генерального штаба ЦАХАЛа в Первую Ливанскую войну.
Род Дубровиных прославился на ином поприще: на протяжении полувека ферма Йоава Дубровина является символом процветающего сельскохозяйственного центра.
"В наших документах упоминается «крестьянин села Пришиба Антон Дубровин», который в октябре 1888 года защищал секту иудействующих в публичном собеседовании с миссионером Шапошниковым в г. Царёве"
(Отчет Астраханского Кирилло-Мефодиевского Общества за 1888 год, Астраханские епархиальные ведомости, 1889, № 21, стр. 131).
В 1873 году Антон Петров Дубровин написал прошение министру внутренних дел, в котором жаловался на волостное правление, которое, с его точки зрения, неверно определило его конфессиональную принадлежность и на этом основании не выдавало ему паспорт для отлучки из села:
"…признаёт меня секты иудейской. Напротив того я состою на законе еврейском талмудистов с 1865 года. Признаю себя и семейство мое в еврейском законе и содержу оный в точности по день смерти моей. Предки мои и отец мой содержали секту молоканскую, а я, как сказано выше, обязуюсь содержать еврейский закон".
Pashutka (Pashutka) писал (а) в ответ на сообщение:
> Слишком уж ты категоричен, дорогой мой товарищ. > > Современный иудаизм — явление неоднородное. quoted1
Это не имеет значения. Любой верующий в бога, злых духов, приметы и т.д. - является психически не здоровым человеком. В какой степени ? По разному! Одни больше, другие меньше. Один верит в некоторые приметы и не более. Другой стремясь к 72 гуриям в раю взрывает автобус с детьми. Степень "запущености" болезни у всех разная.
> Pashutka (Pashutka) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Слишком уж ты категоричен, дорогой мой товарищ. >> >> Современный иудаизм — явление неоднородное. quoted2
> > Это не имеет значения. > Любой верующий в бога, злых духов, приметы и т.д. - является психически не здоровым человеком. > В какой степени ? > По разному! > Одни больше, другие меньше.
> Один верит в некоторые приметы и не более. > Другой стремясь к 72 гуриям в раю взрывает автобус с детьми. > Степень "запущености" болезни у всех разная. quoted1
Ты абсолютно прав, только ошибаешься в одной мелочи - не верующий является психически нездоровым,.. а наоборот - неверующий! Вот тогда всё верно!
> Pashutka (Pashutka) писал (а) в ответ на сообщение:
>> А вот этнически русский парень, прошедший гиюр, что далеко не просто и оставшийся жить в России, мне не понятен. >> Какой-то он мутный, я таких не люблю.
> > Мне кажется, что просто еще наивный. Избавился от противоречий русской среды, но еще не познал противоречий еврейской среды. > Но то, что русские люди переходят в ислам или другие религии — это показатель неблагополучия их духовного мира. quoted1
Это не русская и не еврейская среда, это среда - авраамических вероучений. А точнее - среда библейского информационного поля.
Karabas_il (Karabas_il) писал (а) в ответ на сообщение:
> Любой верующий в бога ....... - является психически не здоровым человеком. quoted1
Ярополк (Константин2017) писал (а) в ответ на сообщение:
> Ты абсолютно прав, только ошибаешься в одной мелочи - не верующий является психически нездоровым,.. а наоборот - неверующий! quoted1
Конечно наш товарищ Ярополк прав.
Если открыть Вики, то там написано так:
Большинство жителей Земли являются религиозными, исповедуя ту или иную форму религии.
Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33 %.
Второй мировой религией считается ислам (23 % населения мира).
Численность неверующих и атеистов является весьма дискуссионной и оценивается различными исследованиями в 11—16 % населения планеты.
Немалую долю в населении мира составляют индуисты (14—15 %), буддисты (7 %) и сторонники традиционных религий.
Трудно представить себе современный мир, где от 84 до 89 % населения являются ненормальными !
Родион Агеев, пришедший к иудаизму позже своих единомышленников, не уступал им в твердости характера и стремлении к намеченной цели.
Рассказывает внук Родиона Агеева 66-летний Илан Гай:
– Я взялся за изучение русского языка и истории нашей семьи несколько лет тому назад, после смерти отца: хотелось побольше узнать о нашем прошлом, о тех местах, где жили мои предки и откуда они начали свой путь в Эрец Исроэл. Начинать надо было с поездки в Косачёвку, с поисков дальней родни. Нетрудно понять мое волнение, когда я увидел крохотную деревушку, оставленную жителями в трудные перестроечные годы.
Вскоре вслед за тем здесь разразился пожар и смел Косачёвку с лица земли. Но Агеевых я все же обнаружил в соседних селениях, они радушно меня приняли – почти как «своего». То были открытые, трудовые люди, ведущие куда как нелегкую жизнь. Они пережили большевистский произвол, гитлеровскую оккупацию, разруху и голод – но выжили, сохранив чистоту и доверчивость души.
Сколько мы с ними выпили водки, я никогда в жизни так много не пил! Между нами установились теплые, дружеские отношения.
Вернувшись домой, я продолжил занятия «семейной археологией», собирал документы, книжные публикации о том крае и тех временах, составлял генеалогическое древо. Множество вопросов прояснились для меня по ходу этой увлекательной работы, но основной вопрос – что именно побудило моего деда Родиона к обращению в иудаизм – остался без ответа.
Я лишь могу предполагать, угадывать причину… Возможно, это была духовная неудовлетворенность, несоответствие догм и заповедей христианства практике безжалостного кровопролития и взаимного истребления людей одной веры на полях войны.
А, может – кто знает? – встретился Родиону Агееву на его пути какой-то мудрый и вдумчивый человек, перевернувший все мировоззрение моего деда, и эта встреча привела всех нас сюда, сделала евреями и израильтянами. Я отношу этот перелом к 1915 году, когда дед, лежа в московском госпитале после второго ранения, читал и перечитывал Библию, испещряя ее поля своими заметками и комментариями.
Родион (Элиша) Агеев в центре. Слева от него брат Иван (Енох). Строительство памятника на Старом кладбище Тель-Авива, часть мемориала на братской могиле 47 евреев, убитых арабами во время яффского погрома 1 мая 1921 года.
В те дни погромы распространились из Яффы на другие территории. Сотни людей были убиты в течение трех дней, в самой Яффе погибло 55 человек. В том же году в Яффе был убит писатель-переводчик Йосеф-Хаим Бреннер – идеолог мирного сосуществования с арабами. Многие из яффских евреев бежали в Тель-Авив, похоронив надежды на добрососедство.
> Иваны превратились в Енохов — это вам ответ. quoted1
По прибытию в Палестину, — рассказывает Илан, — семьи геров общались между собой, не замыкаясь, однако, в этническом кругу. Дед в Тель-Авиве расширял свое дело, из его мастерской выходила качественная, добротная мебель, сохранившаяся до наших дней.
Родион был настоящим мастером, артистом. Это он делал мебель для отца знаменитого телеведущего Дана Шилона, носившего тогда фамилию Шулькес. А мой отец, Шломо Агеев, пошедший по стопам отца, сконструировал и изготовил шкаф, в котором хранится в здании кнессета скульптура Дани Каравана.
Я был первым в семье, отказавшимся от родового ремесла. И хотя я стал инженером-связистом, специалистом по спутниковой связи, друзья до сих пор называют меня в шутку «лучший плотник среди связистов, лучший связист среди плотников».
Мне нравится столярничать, много вещей в моем доме я сделал собственными руками. Разумеется, я прошел армию, воевал, как все в Израиле. Мобилизовавшись, поменял фамилию: был Агеевым, стал Гаем. Так у нас было принято в те годы — при поступлении на армейскую службу отказываться от голутного имени и выбирать себе ивритское. Теперь эта традиция выцвела.
Илан Гай живет с семьей в приморском Ашдоде, в опрятном двухэтажном коттедже — типичном жилище средиземноморского еврейского стиля. Просторная гостиная и столовая, наверху — спальни. За домом небольшой садик, в темной кроне дерева, как елочные игрушки, оранжево светятся апельсины.
Илан рассказывает о своих увлечениях — он пилот-любитель, летает на легкой «сессне», а в сезон сбора винограда производит «семейное» вино ради собственного удовольствия и для угощения друзей. Но главная страсть его жизни — воссоздание истории семьи Агеевых.
Сын Элиши и Ривки Агеев Иаков (центре) — в Еврейских морских коммандос. Бойцы этого подразделения действовали в глубоком тылу врага — их забрасывали для проведения диверсионных операций на островах и побережье Италии и Греции, оккупированных нацистами.
Агеевых-Гаев можно и должно назвать стопроцентными израильтянами, солью земли. Родион Агеев, принявший иудаизм в России и собственноручно сделавший себе и своим сыновьям брит-милу, ступил на берег Яффы не иммигрантом, а репатриантом. И, как и у большинства новых репатриантов, его интеграция в новую среду не была безоблачной.
Правда, бытовые неурядицы его нисколько не смущали: трудности всегда составляли часть его жизни, и изрядную. Атмосфера обидного полупризнания была характерна для тогдашнего общества и не только тогдашнего.
И сегодня, тридцать лет спустя после начала Большой алии, ярлык «русский» приклеен к каждому пятому гражданину Израиля, но это «меченых» нисколько не тревожит и тем более не оскорбляет.
«Русский еврей» — стал, пожалуй, знаком качества, гарантирующий упорство в достижении цели, надежность и умение работать и воевать.
Русские евреи, сохраняя приверженность своей культуре, заняли устойчивые позиции в израильской промышленности, медицине, политике. Выходцам из других стран для этого понадобились долгие, долгие десятилетия.
Знакомство с Россией началось для Илана Гая не с посещения Косачёвки. Оно состоялось восемью годами раньше, в 1995-м, во время командировки в подмосковную Дубну, где Илан вместе с американскими специалистами налаживал спутниковую связь.
Вот тогда-то его и привлекла, и взволновала музыкальность русского языка, красота русской культуры. А на развалинах Косачёвки он задавался вопросом: какова была здесь, в зоне тотального уничтожения евреев гитлеровцами, роль Агеевых, оставшихся под оккупацией?
Ответ на этот мучительный вопрос он получил в Израиле, в мемориально-исследовательском центре по изучению Холокоста «Яд ва-Шем».
От уцелевших косачёвцев Илан слышал рассказ о том, что во время войны семья Ивановых укрывала в своем доме от немцев еврейского мальчика Леву Гуревича. Рассказ был расплывчат, но из него следовало, что 14-летний Лева Гуревич, родом из местечка Петровичи, прибился к партизанам, был ранен, блуждал по лесам и очутился, в конце концов, на подворье Ивановых.
Ивановы, Прокофий Васильевич и Лидия Петровна, были, по словам местных жителей, родственниками Агеевых. Ивановы укрывали Леву, лечили его. Наказание за укрывательство еврея было одно – смерть…
То ли слухи расползлись по деревне, то ли кто-то донес, – но нагрянули гестаповцы и схватили Лидию Петровну и ее дочь Люсю. За «преступление против Германии» каратели забили Люсю насмерть, а Лидию Петровну повесили.
А Леву не нашли. Прокофий Васильевич перепрятал его и продолжал за ним ухаживать до тех пор, пока немцы не ушли на Запад под ударами советских войск.
Обнаружив следы героической трагедии в Косачёвке, Илан Гай с головой ушел в исследовательскую работу. Какова связь между Ивановыми и Агеевыми? Как сложилась судьба спасенного ценою жизни двух русских женщин Левы Гуревича? Каким образом попала в семейный архив Агеевых выцветшая фотография молодого человека семитской внешности с дарственной надписью:
«Посмотрите и вспомните! Страшные, черные годы, пережитые нами во время фашистской неволи. На память Прокофию Васильевичу. От того, которого он спас от страшной смерти. Лева. 1.03.45».
На запрос, направленный Иланом в иерусалимский «Яд ва-Шем», пришел ответ:
Лев Гуревич из местечка Петровичи, спасенный во время войны семьей Ивановых от немецких палачей, репатриировался в Израиль из России и живет в городе Йокнеам.
Уже назавтра, захватив с собой семейные фотографии и документы, Илан отправился в Йокнеам.
На одной из фотографий Лев Гуревич узнал Лидию Петровну и Прокофия Васильевича. Лидия Петровна, не выдавшая еврейского мальчика и казненная фашистами, оказалась родной сестрой Екатерины – жены деда Родиона. Ответы на вопросы, волновавшие Илана Гая, были наконец получены.
Результаты изысканий Илана, его фотографии и документы пополнили досье Льва Гуревича и его спасителей в институте «Яд ва-Шем», на горе Герцля. Высятся памятные деревья на Аллее праведников, ведущей ко входу в Институт.
На мраморной доске высечены три имени, память о которых не будет предана забвению благодарным еврейским народом: Лидия, Прокофий и Люся Ивановы.
Семья Ивановых. Лидия Петровна (сестра Екатерины Петровны, жены Родиона) и Прокофий Васильевич с дочерьми. Старшая, Люба, погибла под Москвой, младшая, Люся, забита насмерть в гестапо.
Елизавета Ивановна Жиркова (1888– 1949) была дочерью русского православного учителя из Рязани и обрусевшей ирландки-католички.
Воспитывалась Жиркова у тетки по матери в Москве, тут окончила гимназию, учила языки и рано почувствовала склонность к литературному творчеству – пыталась переводить, сочиняла стихи, но дарование ее было небольшим.
Судьба неоднократно сводила Елизавету Ивановну с евреями: сначала то были соученицы по гимназии, затем – молодые деятели светской еврейской культуры.
Сионистские мечтания, а также идея создания новой литературы на иврите увлекли интеллигентную и одинокую барышню, с детства впитавшую традиции английской и русской словесности.
Со временем она выучила и избрала языком своего творчества иврит, сделалась известной поэтессой и добротным прозаиком. Выйдя замуж (брак был гражданский) за еврейского книгоиздателя Шимона Быховского (1881–1932), Жиркова вместе с ним и маленькой дочерью Мэри Литл в 1925 году переехала в Палестину.
Именно здесь были изданы первые сборники ее стихотворений на иврите, а также рассказы и роман «Симтаот» («Переулки», 1929). Здесь пришла к ней громкая слава, и отсюда она неоднократно совершала турне по городам восточноевропейской диаспоры.