Верховная Рада приняла закон, который должен обеспечить функционирование украинского языка как государственного. Что это за документ и он будет означать тотальную принудительную украинизацию — разобрались журналисты 24 канала.
За принятие закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» проголосовали 278 народных депутатов. Против проголосовали 38 депутатов, 25 не голосовали, 7 воздержались от голосования.
О каком законе идет речь?
Его номер — 5670-д, и по замыслу авторов он должен обеспечить функционирование украинского языка как государственного.
В заключении головного комитета по вопросам культуры и духовности отмечается, что этот документ о языке Рада поддержала законопроект о украинский язык — доработан членами комитета и содержит альтернативные положения трех других «языковых» инициатив, зарегистрированных ранее, а именно- № 5556, № 5669, № 5670. Большинство авторов этих проектов стали соавторами совместного доработанного документа.
Как уверяют общественные организации, текст именно этого законопроекта разработан общественностью и экспертами, поддержанный министерствами гуманитарного блока, учеными советами Киевского и Львовского национальных университетов, Киево-Могилянской академии, широким кругом общественных организаций, культурных деятелей, ученых.
Что меняет этот закон?
Языковую политику и условия ее реализации.
Кто будет говорить на украинском? Все граждане Украины и те, кто хочет стать гражданином Украины. Среди должностных лиц украинском свободно должны разговаривать, например, президент, председатель парламента и его заместители, премьер-министр и вице-премьеры, главы всех министерств и государственных учреждений, депутаты, госслужащие, должностные лица органов местной власти, судьи и адвокаты, преподаватели и медработники.
Где будут говорить на украинском? В публичном пространстве, государственном и коммунальных секторах, в сфере обслуживания, в подписях и маркировке товаров и услуг. Это, в частности, касается и медицинской помощи, и обслуживание на транспорте и в публичных заведениях. Компьютерные программы должны будут иметь интерфейс на государственном языке и/или английском языке или на языках Евросоюза. В театральных представлениях и при дубляже кинофильмов также будут использовать украинский. На телевидении, в интернете и печатных СМИ. Везде. Предполагается, что государство гарантирует право на получение образования на государственном языке.
Важно: речь идет не о принудительной украинизации, а о том, что именно украинский язык является государственным. Это напоминание, что общаться в государстве на его государственном языке — это не ущемление, это-нормально. СМИ и сайты могут выдаваться на нескольких языках. Но в первую очередь — на государственном языке. В каждом месте распространения печатных СМИ украиноязычных газет и журналов должно быть не менее 50% названий печатных СМИ. Можно издавать газету или журнал в двух или более языковых версиях, одна из которых должна быть на государственном языке. Сайты по умолчанию сначала загружаются на украинском, но могут иметь также другие версии. При этом украинская версия должна быть по объему не меньше версию на другом языке. Издатель должен издавать на украинском не менее 50% от всех выданных им в течение года книжных изданий. Если клиент заведения просит общаться с ним на украинском — это просьба должна быть выполнена. Если клиент простит обслуживать его на другом языке, который является приемлемым для обеих сторон-эта просьба должна быть выполнена.
Все это — не распространяется на язык частного общения и религиозных обрядов.
Что делать нацменшинам и тем, кто не знает украинского? Не переживать и учиться. Лицам, относящимся к коренным народам, нацменьшинств, иностранцам и лицам без гражданства создают надлежащие условия для изучения государственного языка. Государство гарантирует всем гражданам, которые принадлежат к нацменьшинств и коренных народов, право на обучение на языке нацменьшинства или соответствующего коренного народа наряду с украинским. Планируется, что для них будут создавать отдельные классы (или группы) с обучением на языке соответствующего нацменьшинства или коренного народа наряду с украинским.
Как будут контролировать соблюдение норм документа? Предлагается штрафовать чиновников, депутатов, других должностных лиц, если они не пользуются на работе на государственном языке. Но введение этой ответственности решили отложить на три года.
За неисполнение требований закона предусмотрены штрафы, а также есть приписка о том, что попытки ввести двуязычие или многоязычие, или предоставить официальный статус любом другом языке во всей стране или в отдельном регионе — все это приравнивается к свержению конституционного строя. За это можно получить до 10 лет заключения согласно статье 109 Уголовного кодекса.
Кроме того, в Украине создадут Нацкомиссию по стандартам украинского языка, которая будет разрабатывать и утверждать стандарты государственного языка (правописание, стандарты терминологии, учебники и пособия — всем этим будет заниматься комиссия). Также появится должность Уполномоченного по защите украинского языка, который будет защищать украинский язык, устранит ограничения в ее использовании и будет отстаивать права украинцев на получение информации и услуг во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины на государственном языке. Ему же можно будет жаловаться на все возможные нарушения языковых прав. От идеи введения «языковых инспекторов», которые предлагались в первой редакции этого документа, решили отказаться.
За что критиковали законопроект?
В заключении Главного научно-экспертного управления документ не столько критикуют, сколько обращают внимание на пункты, которые требуют доработки. Там, например, указывается, что в тексте документа стоит точнее сформулировать некоторые положения относительно требований к владение украинским языком. Например, это касается формулировок: «свободное владение государственным языком» или «на уровне, достаточном для исполнения должностных и профессиональных обязанностей».
В заключении также обращают внимание, что проектом не предусмотрено такого действенного способа распространения государственного языка, как бесплатные курсы изучения украинского языка, для лиц, которые уже получили определенный образовательный уровень, однако не владеют или недостаточно владеют украинским языком. Хотя их введение было бы вполне логичным продолжением тезисов этого же документа. Также отмечается, что нуждаются в правовой конкретизации основания обращения с жалобой к Уполномоченному по защите государственного языка о нарушении соответствующих языковых прав.
Также Главное научно-экспертное управление предлагает исключить из законопроекта слова о том, что порядок функционирования государственного языка не могут регулировать органы госвласти, органы власти АРК или органы местного самоуправления. Прошлого года фракция «Блок Петра Порошенко» также заявила, что будет поддерживать этот законопроект во втором чтении, если из него исключат «репрессивные позиции» и поддержат права нацменьшинств. По словам депутатов, несмотря на все позитивы этого законопроекта, «использование репрессивных мер принуждения к изучению украинского недопустимо для юга и востока Украины». Как потом пояснил автор законопроекта Николай Княжицкий, все спорные нормы документа были устранены и в БПП претензий к документу больше не имеют.
Что исправляли в этом документе?
Немало. В декабре 2018 года профильный комитет доработал его, рассмотрев 2059 поправок, которые затрагивали практически все статьи документа, из которых пытались исключить какие-то утверждения или заменить определенные пункты.
На самом деле, как следует из текста документа, который сейчас обнародован на сайте парламента, вопрос языка впервые со времен независимости воспринимают не как повод для разъединения украинцев, а как консолидирующий фактор развития Украины. Что не может не радовать.
Почему этот документ нужно было принять как можно быстрее?
Потому что 28 февраля исполнился год, как Конституционный Суд Украины признал неконституционным скандальный «закон Колесниченко-Кивалова», который существенно усиливал позиции русского языка. С того момента образовался своеобразный языково-правовой вакуум. Который нужно устранить как можно быстрее. Потому что чем ближе к выборам, тем более горячими и менее конструктивными будут обсуждения этого документа в парламенте. Этот законопроект уже называли «репрессивным», хотя в его тексте ничто на это не указывает.
Что предусматривает закон о языке — инфографика