Но вернемся к драматическим событиям 1567 года. Считается, что подозрения царя, которые заставили его прервать поход на Ригу, были вызваны сведениями о якобы сложившемся в среде недовольных опричниной «земских» бояр заговоре. Целью его было то ли выдать царя польскому королю Сигизмунду III, то ли возвести на трон двоюродного брата царя и единственного, помимо сыновей Ивана, законного претендента — князя Владимира Андреевича Старицкого. Именно такое двойное обвинение было, как мы уже знаем, предъявлено позже и новгородцам.
Польский монарх действительно пытался склонить некоторых московских бояр к измене, направляя им письма, оказавшиеся в руках царя. И без того мнительному и подверженному мании преследования Ивану Васильевичу недоставало лишь последнего толчка. Им стало некое вынужденное признание, которое уже во время похода царь выслушал от своего брата. О его содержании мы можем только догадываться. Простая логика говорит, что если бы Владимир Старицкий действительно имел серьезные поползновения на трон, он вряд ли стал бы откровенничать с царем. В реальности заговора заставляет усомниться и тот факт, что Владимир Андреевич поначалу не подвергся никакому наказанию и лишь был удален подальше от Москвы.
Первая волна репрессий обрушилась на московские боярские кланы. В 1568 году без всякого суда и следствия были убиты сотни человек. Поднявший голос против казней московский митрополит Филипп (Колычев) был низложен и заточен в одном из тверских монастырей. Однако массовые расправы лишь подстегнули подозрительность царя. Под жестокими пытками подозреваемые готовы были оговорить и себя, и кого угодно еще. Круг подозреваемых расширялся: в него попали уже некоторые приближенные к царю опричники. Усугубили положение неожиданная сдача литовцам неприступной крепости Изборск и, как ни странно, свержение с престола союзника Москвы шведского короля Эрика XIV. Внутренняя политика полубезумного Эрика очень сильно напоминала действия царя Ивана: те же жестокие репрессии, тот же страх перед собственными подданными. Опасаясь их мятежа, король просил русских послов помочь ему бежать в Московию. Но не успел. В сентябре 1568 года братья при поддержке жителей Стокгольма низложили Эрика и заточили его в крепость. Аналогии напрашивались сами собой, и судьба Владимира Старицкого была окончательно решена. Он был вызван в Александровскую слободу, обвинен по наскоро сфабрикованному делу в попытке отравления царя и убит вместе с женой и девятилетней дочерью (всех их заставили выпить яд). А вскоре по первому зимнему пути спешно собранная опричная армия (6—7 тысяч человек) двинулась из Слободы в поход на Новгород.
> > Как раз Украина. Руськая земля упоминается как украина уже в 1187 году. Ни Москвой не РСФСР тогда не пахло. Украина это внутренняя територия краины-страны Русь. Потому и говорили на Руси -На Украине как на территории проживания рода-племени -народа русинов. quoted1
>>> bandera_donbass (bandera_donbass) писал (а) в ответ на сообщение: >>>> Svіdomiy (Свидомый) wrote in reply to сообщение:
>>>>> >>>>> «Я получила письменное свидетельство от человека, который принимал участие в таких торгах в 2016—2017 годах. На встрече представители России, а также священники храма Святой Троицы в Бруклине, где, как мне сообщили, и хранятся мощи Ярослава Мудрого «- рассказывает Куковальская. >>>>> quoted3
>>>>> Как это ни странно, но украинское правительство немедленно отреагировало на эти торги и отправили в Департамент юстиции США письмо относительно попытки продать Москве украинского князя. Это тоже сыграло определенную сдерживающую роль как для бизнесменов на мощах, так и для их покупателей. Однако, зная настойчивость бывших сотрудников КГБ, можно предположить, что на Лубянке не оставили эту идею в покое. >>>>> >>>>> Ходят слухи о создании при «службе оперативной информации и международных связей» (СОИМС) ФСБ группы высоколобых умников, которым поставлена задача — изучить этот вопрос и обеспечить его положительное решение. Будем уповать на то, что для Украинской Автокефальной Православной Церкви США остатки Ярослава Мудрого, причисленного УПЦ КП к лику святых, будут составлять не меньшую ценность, чем они в свое время составляли для Пауля фон Денбаха. В таком случае планы руководителей Кремля могут испытать полную неудачу. К сожалению, с украинской стороны потенциал значительно скромнее. По словам министра культуры Украины Евгения Нищука для решения этого вопроса привлечено … руководство государственного заповедника «София Киевская». Дай Бог нашему теленку и волка съесть! >>>>
>>>> Ярослав Мудрый — он же бандеровец типичный, на мове говорил, трезуб на гербе печатал, московитов на гыляку отправлял, вопрос зачем им его мощи?
>>>
>>> Кстати да. Ярослав Мудрый был бандеровец. Дело в том что Галиция, а вернее Галицкое княжество было Русью когда Москвой и РСФСР нигде не воняло. quoted3
О событиях, произошедших в Новгороде той зимой, известно немало благодаря местным летописям, а также свидетельствам иностранцев, находившихся на опричной службе. Поход готовился и начинался в глубокой тайне. Все дороги были перекрыты под предлогом эпидемии чумы. Опричное войско двигалось через Клин, Тверь, Медное и Торжок. По дороге опричники расправились с несколькими сотнями псковичей, незадолго до того выселенных из родного города, с пленными литовцами и татарами. 23 декабря 1569 года в монастыре под Тверью Малюта Скуратов задушил опального митрополита Филиппа.
2 января 1570 года передовой отряд опричников оцепил Новгород, занял городские монастыри, опечатав монастырскую казну. Сотни игуменов, старцев и священников были посажены под арест. 6 января в город прибыл царь, остановившийся на Торговой стороне, на Городище, где во времена Новгородской республики жили князья. Через два дня Иван Васильевич отправился в знаменитый собор Святой Софии. На мосту через Волхов его торжественно встретил со свитой архиепископ Пимен. Царь демонстративно не принял благословения иерарха и громогласно обвинил новгородцев в измене.
Не обращая внимания на всеобщую растерянность и испуг, он отстоял службу в храме. Однако после нее, едва начался торжественный обед, царь «возопи гласом великим яростию… и тотчас повеле архиепископлю казну и весь двор его и келии пограбити, и бояр его и слух переимати». Из кафедрального собора были вывезены все реликвии, иконы и утварь, а самого архиепископа подвергли уже знакомому нам ритуалу символического, карнавального поругания. «Тебе не подобает быть епископом, — заявил ему Иван Грозный, — а скорее скоморохом, поэтому я хочу дать тебе в супружество жену». По его приказу привели кобылу. «Получи вот эту жену, — продолжал царь, — влезай на нее сейчас, оседлай, отправляйся в Москву и запиши свое имя в списке скоморохов». Сидя на кобыле задом наперед, с гуслями или волынкой в руках архиепископ был отконвоирован в столицу.
На следующий день на Городище началась продолжавшаяся много дней расправа. Взрослых и детей пытали, привязывали к саням, волокли на «великий Волховский мост» и бросали в реку. Тех, кому удалось выплыть, заталкивали под лед палками. Репрессии обрушились прежде всего на окружение архиепископа, «приказных» (местных чиновников), богатых купцов, их родных и близких. По мнению Б.Н. Флори, такая необычная казнь была связана с представлениями о воде как о стихии, где властвуют враждебные человеку силы. Царь символически направлял вероотступников (ведь новгородцам инкриминировалась связь с католиками) прямиком в ад. Такая интерпретация подтверждается рассказом немца Шлихтинга. Одного из купцов, Федора Сыркова (представителя богатейшей династии, некогда переселенной Иваном III из Москвы), царь велел привязать к веревке и окунать в холодную воду до тех пор, пока он не расскажет, где хранит свои сокровища. Когда купца в очередной раз подняли и Иван Грозный с обычной издевкой спросил его, что он видел под водой, Сырков ответил, что был в аду и видел там место, приготовленное для царя. Обвинение вернулось к обвинителю.
Опричный разгром завершился ритуальным уничтожением имущества новгородцев, торговых запасов, лавок, продовольствия. «Были снесены все новые постройки, — пишет участник погрома немец-опричник Штаден, — было иссечено все красивое: ворота, лестницы, окна». Царь «в житницах хлеб всякой стоячей в скирдах… повеле огнем сожигати и скот их всякой и лошеди и коровы повеле посекати». Сжигалось все, что нельзя было увезти. Мелкие отряды опричников отправились мародерствовать по окрестностям. На купцов и духовенство была наложена громадная контрибуция, которую опричники в буквальном смысле слова выбивали из жертв в течение года. Символическое «покорение» города совсем не мешало вполне практическому пополнению не только карманов опричников, но и отощавшей государственной казны.
Историки до сих пор спорят о количестве жертв погрома. Называются самые разные цифры — от полутора до сорока тысяч человек. Минимальное число погибших зафиксировано в так называемом «Синодике опальных». Этот документ представляет собой составленный в конце жизни царя, вдруг озаботившегося спасением своей души, поминальный список всех казненных и просто убитых, который был основан на утраченных опричных архивах. «По Малютине скаске, — гласит Синодик, — новгородцев отделал тысящу четыреста девяносто человек, ис пищали отделано 15 человек». Иначе говоря, Малюта Скуратов, возглавлявший «розыскные мероприятия», насчитал именно столько безымянных казненных. Кроме того, в Синодике названы сотни убитых, чьи имена известны. На самом деле погибших, конечно, было гораздо больше. Едва ли их кто-то и считал.
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> В 1943 году офицер вермахта Пауль фон Денбах, по просьбе архиепископа УАПЦ Никанора, спас мощи украинского князя от Красной армии, наступавшей на Киев. Он вывез их в Польшу. Там передал их архиепископу УАПЦ Палладию, который вывез их сначала в Германию, а затем и в США quoted1
А почему просто когда Украина стала независимой УКРАДЕННЫЕ мощи не вернули на Украину? Ну весьмиртосвами не?
>>> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение: >>>> bandera_donbass (bandera_donbass) писал (а) в ответ на сообщение: >>>>> Svіdomiy (Свидомый) wrote in reply to сообщение:
>>>>>> >>>>>> «Я получила письменное свидетельство от человека, который принимал участие в таких торгах в 2016—2017 годах. На встрече представители России, а также священники храма Святой Троицы в Бруклине, где, как мне сообщили, и хранятся мощи Ярослава Мудрого «- рассказывает Куковальская. >>>>>> quoted3
>>>>> >>>>>> Как это ни странно, но украинское правительство немедленно отреагировало на эти торги и отправили в Департамент юстиции США письмо относительно попытки продать Москве украинского князя. Это тоже сыграло определенную сдерживающую роль как для бизнесменов на мощах, так и для их покупателей. Однако, зная настойчивость бывших сотрудников КГБ, можно предположить, что на Лубянке не оставили эту идею в покое. >>>>>> >>>>>> Ходят слухи о создании при «службе оперативной информации и международных связей» (СОИМС) ФСБ группы высоколобых умников, которым поставлена задача — изучить этот вопрос и обеспечить его положительное решение. Будем уповать на то, что для Украинской Автокефальной Православной Церкви США остатки Ярослава Мудрого, причисленного УПЦ КП к лику святых, будут составлять не меньшую ценность, чем они в свое время составляли для Пауля фон Денбаха. В таком случае планы руководителей Кремля могут испытать полную неудачу. К сожалению, с украинской стороны потенциал значительно скромнее. По словам министра культуры Украины Евгения Нищука для решения этого вопроса привлечено … руководство государственного заповедника «София Киевская». Дай Бог нашему теленку и волка съесть! >>>>> >>>>> Ярослав Мудрый — он же бандеровец типичный, на мове говорил, трезуб на гербе печатал, московитов на гыляку отправлял, вопрос зачем им его мощи? >>>>
>>>> Кстати да. Ярослав Мудрый был бандеровец. Дело в том что Галиция, а вернее Галицкое княжество было Русью когда Москвой и РСФСР нигде не воняло.
>> >> Львов был основам королем Руси Даниилом Галицким и назван в честь сына. quoted2
>
> А москва была основана королем Руси Юрием долгорукий прапрадедушкой Даниила галицкого > > Поздравляю quoted1
Нет.Нигде не упоминается что Долгорукий основал Москву. Более того Российская историческая наука отмечает что первым московским удельным князем был сын Невского Даниил. До него истории не известны московские князья. Более того две переписи ордынские переписи Северо Восточной Руси не упоминают никакой Москвы. Не сам Долгорукий не его дети московскими князьями никогда не упоминались. Долгорукий был убит киевлянами как чужак. Так откуда же взялось приписание Долгорукого к Москве.
Дело в том что в летописи упоминается случай когда Долгорукий приглашал своего кореша в некую Москов. Но нигде там не указано что это нынешняя Москва и что она основана Долгоруким. Сын Долгорукого Андрей Боголюбский был женат на дочери некого купца Руслана Кучука известного по летописям как Степан Кучко. Сей руслан имел на реке Москва кучу хуторов. Вот в один из них Долгорукий и приглашал кореша на попойку. Одним словом к свату в гости. Неизвестно истории граде Москве во времена Киевской Руси. Первые православные храмы на территории Москвы появляются после ее основания ханом Менги Тимуром в 1277 году. Именно сам хан как хазяин сих земель и заложил эти храмы.
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> Москву основал в 1272 году хан Менги Тимур. С местных туземцев и разного сброда с руських земель quoted1
местные туземцы — это не украинцы я так понимаю? Да, их небыло. Свидомый, а как это «местный туземец»? Это типа как местный иностранец? А по поводу "сброда" - ты с украиной нынешней не путай. На руси такой твари не водилось!
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> Орда сформировала народ московитский. Затем эти московиты при помощи Орды захватили и поработили Северо-Восточную Русь. quoted1
Моща! Ты молодец! Давай поменяем названия для наглядности: Европа сформировала народ украинский, а затем украинцы при помощи европы захватили и поработили Русь. Как тебе? тут логики больше. Но все равно непонятно — зачем Орде взращивать каких-то московитов? Это типа они военов растили? А зачем именно московитов тогда, почему ордынские местные им не по душе были? Свидомый, ты такую ахинею несешь, что даже сторонникам поддельности истории не по себе становится
> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
>> В 1943 году офицер вермахта Пауль фон Денбах, по просьбе архиепископа УАПЦ Никанора, спас мощи украинского князя от Красной армии, наступавшей на Киев. Он вывез их в Польшу. Там передал их архиепископу УАПЦ Палладию, который вывез их сначала в Германию, а затем и в США quoted2
>А почему просто когда Украина стала независимой УКРАДЕННЫЕ мощи не вернули на Украину? > Ну весьмиртосвами не? quoted1
Переговоры идут. Только недавно узнали где они находятся.
Но самое страшное началось в городе потом. На 1569—1570 годы пришелся страшный неурожай. Тотальное же истребление немногочисленных припасов привело к ужасному голоду, от которого погибло намного больше людей, чем от рук опричников. В Новгороде широко распространилось людоедство. Довершила дело эпидемия чумы, начавшаяся на Руси до погрома, а в Новгород пришедшая уже после него. Помешать ее распространению не смогли даже жесточайшие карантинные меры, принятые властями.
Однако еще до этого «очищенный» от измены город был сочтен достойным для присоединения к опричнине и даже для превращения его в очередную царскую резиденцию. Правда, столь высокой чести удостоилась только половина Новгорода — а именно Торговая сторона, Софийская же осталась в «земщине». Строительство новой резиденции началось со свойственным царю размахом. На Торговой стороне были сломаны 227 дворов, и начался подвоз материалов для сооружения большой крепости.
В 1571—1572 годах, когда крымский хан Девлет-Гирей сначала безнаказанно сжег Москву, а затем, в следующем году, был с большим трудом отброшен русскими полками на подступах к ней, царь счел за благо оказаться подальше от опасности. В декабре 1571 года он прибыл в Новгород. А вслед за ним в город прибыл огромный обоз с государственной казной — 450 возов золота и серебра. Сокровища были размещены в подвалах церквей Никольской, Св. Жен-Мироносиц и Параскевы Пятницы на Ярославовом Дворище и круглосуточно охранялись караулом в 500 стрельцов.
По отношению к новгородцам царь в это время всячески демонстрировал свое расположение. Он объезжал ограбленные им же монастыри и храмы, усердно молился и даже организовал показательную казнь некоторых опричников, отправленных с камнями на шее все в тот же Волхов. Ближайшие сподвижники Ивана Грозного поспешили обзавестись в Новгородской земле богатыми поместьями.
Однако новой столицей Новгород так и не стал. Последнее десятилетие жизни Ивана Васильевича (а умер он в 1584 году) прошло в каком-то страшном угаре, и в его действиях ощущалось все меньше осмысленности и даже простой последовательности. Вероятно, можно утверждать, что именно новгородское «дело», совпав с нашествием татар, голодом и эпидемией, поразившими всю страну, окончательно надломило психику царя. Новгород же так никогда и не сумел оправиться от погрома и последовавших за ним бедствий, последним из которых стала многолетняя шведская оккупация этой древней русской земли в период Смуты. По окончании же Смутного времени на восстановление края потребовались многие десятилетия. Однако прежний вольный дух, по-видимому, царивший в Новгороде еще в середине XVI века, ушел безвозвратно.