Иерархи Украинской православной церкви осознавали, что отсутствие со стороны Москвы гарантийных документов на права и привилегии Киевской митрополии делает возможным и безнаказанным вмешательство московских чиновников и воевод в ее дела собственно и на территории казацкой Украины. Потеряв надежду на помощь польского короля и воочию убедившись в последовательности и решительности Богдана Хмельницкого и его правительства сохранить канонический статус-кво митрополии, украинское духовенство вместе с Киевским митрополитом Сильвестром Косовым идет на сближение с гетманом. В результате, под Смоленск, где тогда находилась ставка московского царя, от гетмана и митрополита отправляется к Алексею Михайловичу совместное посольство во главе с игуменом Пустынно-Никольского монастыря Иннокентием Гизелем. Кроме гетманских уполномоченных, в состав украинской делегации вошли также представители ведущих киевских монастырей, в частности Софийского митрополичьего, Печерского, Златоверхого Михайловского, Выдубицкого и других.
28 июля 1654 года царь Алексей Михайлович принял украинское посольство, которое вручило ему грамоты от гетмана, митрополита и от монастырей. В своих грамотах Богдан Хмельницкий в очередной раз настаивал на удовлетворении царем просьб украинского духовенства.
В отдельной грамоте Киевского митрополита были поданы статьи, где прозвучали четкие требования к московскому правительству:
1. Утвердить все права и привилегии Киевской митрополии, издавна предоставленные ей «великими князьями рускими и королями польскими».
2. Оставить Украинскую церковь под «послушенством Константинопольского патриарха».
3. Признать право митрополита, епископов та игуменов пребывать на своих должностях до смерти, и право мирян определять их преемников через свободные выборы. При этом, «вмешательство духовных лиц Московской патриархии не допускается».
4. Высшей инстанцией украинских церковных судов остается суд Киевского митрополита. Апелляция в Москву запрещалась. Осужденные священники отбывают наказания в пределах своей родины.
5. Признать каноническую подчиненность православных Литовского княжества (имеются в виду белорусские и литовские земли) и Волыни Киевскому митрополиту, «как это было издавна». Гарантировать им свободные сношения с Киевским митрополитом.
6. Предоставить монастырям земли вблизи Киева, взамен тех, что остались в Польше, а также отобрать незаконно захваченные шляхтой.
7. Никого с украинского духовенства «в Московию не затягивать». Если у кого-нибудь возникнет необходимость побывать по делам в Московии, «то никого там силой не задерживать».
Представляя «Статьи», Иннокентий Гизель от имени Киевского митрополита и «всего освященного собора» подчеркнул, что главной просьбой-требованием является дальнейшее пребывание Украинской церкви «при высочайшем пастыре Царегородском, к которому нас право Божие через Святого Апостола Андрея Первозванного и каноны святых отцов прилучили и совокупили». Это есть «корень всех наших вольностей и прав», на «этом фундаменте все наши вольности созданы суть».
11 августа 1654 года царь Алексей Михайлович сообщил гетману о результатах переговоров и о принятых им решениях. Царь писал, что игуменов киевских Пустынно-Никольского и Выдубицкого монастырей Иннокентия Гизеля и Климента, «и старцев и твоих посланцев, Михайла Махаринского с товарищи», он «жаловал нашим царского величества жалованием и дал им на их имения жалованные грамоты».
Что касается остальных монастырей и их владений, «которые будет у них отошли при королех полских», а также киевских митрополита, архимандрита та «игуменов с братиею», то на это «наш царского величества указ будет».
Однако, относительно главного требования украинского духовенства — оставить Киевскую митрополию в юрисдикции Константинопольского патриарха, то «великий государь те дела велел отложить к приходу нашего царского в Москву» и там «указ учинить». Как и следовало ожидать, ни гетману, ни митрополиту не суждено было увидеть обещанный указ московского царя. Московское правительство посчитало лишним удовлетворить требования украинского духовенства.
Чтобы как-то смягчить возможное недовольство украинских иерархов, царь в тот же день подписал и отправил еще две грамоты. Первая была адресована Киевскому митрополиту Сильвестру Косову. В грамоте, небольшой по объему, без всякой конкретизации было сказано, что «ему митрополиту, теми имениями владеть и доходы всякие, которые с тех имений на митрополии собирали и ныне собирают, иметь как прежде». Вторая направлялась киевским воеводам князьям Федору Куракину и Федору Волконскому, а также приказному дьяку Андрею Немирову с требованием не вмешиваться ни в какие духовные дела, а «отсылать митрополиту».
Как видим, поездка украинского посольства к царю Алексею Михайловичу фактически оказалась безрезультатной, что было признано даже российскими исследователями церкви. В частности, митрополит Макарий откровенно писал, что «духовное посольство приходило с Киева почти даром и ничего не достигло». Не удивительно, что уже в 1655 году киевский воевода князь Федор Волконский снова жаловался Богдану Хмельницкому, что «показывается явная измена многих духовных», а царю сообщал о враждебных замыслах самого митрополита Сильвестра Косова.
Отчуждение киевского владыки от Москвы было настолько явным, что в начале февраля 1656 года он отказал в личной просьбе Алексея Михайловича отправить ему (царю) на некоторое время «своего певца Ваську Пикулинского».
капитан Себастьян Пере… (Бранко) писал (а) в ответ на сообщение:
> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Молодец. Мазепа верой и правдой служил Петру, за что народ его не полюблял. quoted2
> > Народ его не любил за то что убил Кочубея, Палия и Искру. quoted1
И это тоже. Поэтому народ и не поддержал его когда он совершил поступок против Петра. Неожиданный для народа оказался поворот. Что касаемо Искры и Кочубея то их народ тоже не жаловал. Ну как московские стрелки Петра Первого.