Из Парижа новость: Троцкий и К° хотят, тотчас после конференции международной левых, устроить конференцию русских (то есть, видимо, ОК + ЦК + «Наше Слово»). Сначала на конференции левых принять «общую левую» резолюцию, - потом (доказав этим левизну «Нашего Слова» и ОК, который, предполагается, за все голоснет - Madchen für alle*) предложить нам («при всех»?) пойти с ними на общую конференцию русских и наш отказ использовать против нас...
Интрига недурна! Снимите тотчас для себя копию с проекта Радека 125 (верните мне проект тотчас!) и обдумаем хорошенько нашу тактику.
С концом Вашей статьи (о «Нашем Слове») я не согласен. Надо во 100 раз резче напасть на «мир» в постановке «Нашего Слова». Не оправдываться («не в том дело», «мы признаем»), а нападать: нашесловцы дают пустые фразы о «мире», ища мира с социал-шовинистами. Суть их лозунга - мир есть мир с социал-шовинистами. Надо отметить (и развить), что мир без условий, есть nonsens, фраза, вздор. Затем надо развить, что мир для темной массы имеет иное значение (à la «гапонада» 127), но как лозунг партии он - шарлатанство. Мы з а участие в гапоновских союзах, но против «гапоновских» лозунгов. Советую еще списаться об этом.
Идейная декларация «левых» от имени нескольких стран имела бы гигантское значение (конечно, не в духе цеткинской пошлости, проведенной ею на женской конференции в Берне: Цет- кина обошла вопрос об осуждении социал-шовинизма!! из желания «мира» с Зюдекумами + Kautsky??).
Либо немецкие левые сплотятся теперь (хотя бы для идейного выступления от имени анонимной группы «Stern»***** или как хотите: рабочие потом будут примыкать к этой группе), либо надо плюнуть на них. (Я понимаю, что «Lichtstrahlen» нельзя выступать прямо. Но почему группе «Stern» из X + Y + Z не выступить с резолюциями или манифестом?? А потом приватно и тайком распространять сие?) Не понимаю, как Вы прозевали Vorkonferenz в Берне!?! А еще меня усовещивали!?
Несколько месяцев тому на- зад я спросил, в присутствии т. Радека, одного из германских «левых», пойдет ли Клара Цеткин, если дело дойдет до раскола, вместе со старой или с новой партией (то есть революционной, а не национал-либеральной, подобной теперешней). «Со старой», ответил этот «левый» без колебания.
Товарищ Радек очень рассердился на этого левого и уверял меня, что тот ошибается, что Цеткин безусловно и искренне будет бороться с подлыми германскими социал- шовинистами.
А теперь этот спор окончательно разрешен не в пользу Радека. Цеткин хочет идти вместе с Гаазе - Каутским, - а Гаазе - Каутский хотят «единства» (с Зюдекумом: мы по-русски называем это «единство лакеев, раскол революционеров», то есть единство с национальной буржуазией, раскол интернационального рабочего класса)!! Я уверен, что эта «левая» конференция с Цеткин, с Гаазе, без «Lichtstrahlen» и «трибунистов» есть сплошное лицемерие: объективный смысл этой конференции состоит лишь в том, чтобы путем мнимой борьбы «левых» (à la Цеткин) с «правыми» (виги и тори современной Англии!) укрепить старую подлую партию.
По-моему, неважно - тезисы или резолюции: важно, чтобы мы ясно, популярно формулировали революционную тактику, уточнили империалистический характер войны, защитили марксизм от фальсификации Каутского, Плеханова и К°.
Статья А. П. в «Berner Tagwacht» (24 июля) о конгрессе СДП Голландии - весьма важна для нашего взаимопонимания 134. С величайшей радостью приветствую Вашу, Гортера и Равестейна позицию по вопросу о народной милиции (это имеется и в нашей программе). Эксплуатируемый класс, не стремящийся к тому, чтобы иметь оружие, уметь им владеть и знать военное дело, был бы лакейским классом. Защитники разоружения в противовес народной милиции (такие «левые» имеются ташке и в Скандинавии: я спорил об этом с Хёглундом в 1910 г.) становятся на позиции мелких буржуа, пацифистов, оппортунистов в мелких государствах. Для нас же решающей должна являться точка зрения крупных государств и революционной борьбы (т. е. также и гражданской войны). Анархисты могут быть, с точки зрения социальной революции (взятой вне времени и пространства), против народной милиции. Но наша важнейшая зада- ча состоит теперь именно в том, чтобы провести резкую грань между марксистской левой, с одной стороны, оппортунистами (и каутскианцами) и анархистами, с другой.
Эти люди в принципе «решительно не согласны» с оппортунистами, а на практике по всем важным вопросам - согласны!!
Г-жа Роланд-Гольст отвергает принцип защиты отечества, т. е. отвергает социал- шовинизм. Это хорошо. Но она не отвергает оппортунизма!! В длиннейшей декларации ни слова против оппортунизма! Ни одного четкого, недвусмысленного слова о революционных средствах борьбы (зато тем больше фраз об «идеализме», самопожертвовании и т. д., под которыми очень охотно может подписаться всякий подлец, в том чис- ле Трульстра и Каутский)! Ни слова о разрыве с оппортунистами! Лозунг «мира» со- всем à la Каутский! Вместо этого (и вполне последовательно с точки зрения беспринципной «принципиальной декларации» г-жи Роланд-Гольст) совет - сотрудничать с СДП и с СДРП!! Это значит: единство с оппортунистами.
Совсем как наш господин Троцкий: «в принципе решительно против защиты отечества», - на практике за единство с фракцией Чхеидзе в русской Думе (т. е. с противниками нашей, сосланной в Сибирь, фракции, с лучшими друзьями русских социал- шовинистов).
Нет. Нет. Никогда и ни в коем случае мы не согласимся принципиально с декларацией г-жи Роланд-Гольст. Это совершенно непродуманный, чисто платонический и лице- мерный интернационализм. Сплошная половинчатость. Это пригодно (говоря политически) лишь для того, чтобы образовать «левое крыло» (т. е. «безвредное меньшинство», «декоративное марксистское украшение») в старых гнилых и подлых лакейских партиях (в либеральных рабочих партиях).
Это - не течение, не направление; это (оппортунизм) теперь стало организованным орудием буржуазии внутри рабочего движения. И далее: вопросы революционной борьбы (тактика, средства, пропаганда в армии, братание в окопах и т. д.) безусловно должны быть подробно разобраны, обсуждены, продуманы, проверены, разъяснены массам в нелегальной печати. Без этого всякое «признание» революции остается только фразой. С фразерствующими (по-голландски: «пассивными») радикалами нам не по пути.
Вскоре пришлю Вам официальную резолюцию нашей партии (191 3 года) по вопросу о праве всех наций на самоопределение*. Мы за это. Теперь, в борьбе с социал-шовинистами, мы более чем когда-либо должны быть за это.