Если слова о классовой борьбе не фраза в либеральном духе (каковою она стала у оп- портунистов, Каутского и Плеханова), то как можно возражать против факта истории - превращения сей борьбы, при известных условиях, в гражданскую войну? Как может, далее, угнетенный класс вообще быть против вооружения народа?
Отрицать это значит впасть в полуанархистское отношение к империализму: это, по- моему, наблюдается у некоторых левых даже у нас. Если-де империализм, то не нужно ни самоопределения наций, ни вооружения народа! Это - вопиющая неверность.
Именно для социалистической революции против империализма нужно и то и другое.
«Осуществимо» ли? Критерий такой неверен. Без революции вся почти программа- minimum неосуществима. Осуществимость в такой постановке собьется на мещанство.
Мне кажется, этот вопрос (как и все вопросы социал-демократической тактики теперь) можно ставить только в связи с оценкой (и учетом) оппортунизма. И ясно, что
«разоружение», как лозунг тактики, есть оппортунизм. Захолустный притом, воняет маленьким государством, отстраненностью от борьбы, убожеством взгляда: «моя хата с краю»...
Прилагаемое письмо Юрия (верните) - нахальное, глупое кулачество. Формально решено здесь поместить Голэя и Варина 136. «Издательская комиссия» обязана исполнить решение. А они самодурствуют!! «Моя мошна, я самодур». Ясно, что так работать нельзя. Пусть едут, ну их к черту. Издавать (если захотят) придется здесь, и нам легче будет подальше от кулачества.
Не лучше ли дать этим кулачествующим дурням проветриться?
Голэя пошлите в ЦО (Голэя надо напечатать). Юрию я не хочу и отвечать: невыно- симо его глупое, купечески-нахальное письмо. Где же предел? Обещания, формальные решения - и «Я хозяин, я не заплачу»!! Нет, есть мера всему! Это уже лганье донельзя бесстыдное!
Точное изложение для заграницы: более серьезное политическое дело для сплочения III Интернационала, чем дюжина бесед и свиданий с дюжиной Гриммов, Цеткиных и прочих Klatsch-Weiber (болтливых женщин) в штанах и юбках.
Мы вполне согласны во всем основном и существенном с прекрасной статьей товарища А. Паннекука, но находим последние строки ее чересчур пессимистическими. За нами масса, за оппортунистами, социал-шовинистами и «каутскианцами» меньшинство, часто ничтожное меньшинство чиновников, аристократии, мещан и филистеров. При правильной тактике против оппортунистов, т. е. при исключении их и последовательной борьбе с ними, за нами будут и большие организации, и легальный и нелегальный аппарат революционной партии.
Нам нужны не парадные заявления вождей (против которых так хорошо написал Паннекук), но последовательная революционная декларация принципов, чтобы помочь рабочим найти правильный путь. Это крайне необходимо.
Я лично против участия «Нашего Слова», но не стал бы делать из этого ультиматум.
Почему против? 1) Это разврат, ибо само «Наше Слово» не объявило себя самостоятельной , третьей (кроме ЦК и ОК) партией или группой для работы в России;
2) В «Нашем Слове» есть окисты в неизвестном публике числе. Двойное представительство!! (ОК + «Наше Слово»), 3) «Наше Слово» за фракцию Чхеидзе (за нее и ОК и Плеханов + Алексинский). Это не разврат???
В этой группе есть журнальчик. (А у Цеткин и К° нет.) Borchardt первый заявил публично: Die Sozialdemokratie abgedankt (Социал-демократия отреклась от себя) 145. Это не пропагандизм, а важнейший политический акт. Это - дело, а не посул.
Нам (т. е. всем левым) важнее всего ясное, полное, точное Prinzipienerklarung (заявление о принципах, декларация о принципах). Без этого все так называемые «программы действия» одна фраза, один обман. Что вышло из цеткинской «резолюции действия» в Берне? Ничего в смысле действия! Ничего в смысле принципов! 146 Группа Борхардта 147, если она выступит (вместе с нами или отдельно) как анонимная группа («Stern» или «Pfeil»*** или как хотите) с точной Prinzipienerklarung + призыв к революционным действиям, сыграет всемирно-историческую роль.
А Цеткина и К°, имея в руках все (газеты, журналы, связи с «Berner Tagwacht», возможность ездить в Швейцарию и проч.), не сделала за 10 месяцев ничего для объединения международных левых. Это позор.
«Оппозиция в Германии продукт брожения в массах, а большевики - ориентировка малой группы революционеров».
Это не по-марксистски.
Это каутскианство - либо увертка.
Чем был 1847 «Коммунистический манифест» и его группа?? Продукт брожения в массах? или ориентировка малой группы революционеров?? Или и то и другое?
А мы, Центральный Комитет? Или РСДР Фракцией не доказано, что есть связи с массой? А петроградский «Пролетарский Голос»? 148 Или нет в России «брожения в массах»?
Левые в Германии сделают историческую ошибку, если под предлогом, что «они продукт брожения в массах» (они = Цеткина, Laufenberg, Borchardt, Thalheimer, Duncker!!! Xa-xa!) - откажутся выступить (анонимно, от группы «Stern» и т. п. Потом рабочие будут присоединяться и думать над ней) с Prinzipienerklarung.
Д л я развития «брожения в массах» нужна левая декларация и программа. В виду такого брожения она нужна. Для превращения «брожения» в «движение» она нужна.
Д л я развития «брожения» в гнилом Интернационале она нужна.
Дьявольски важно было бы совместное интернациональное выступление левых марксистов! (Принципиальное заявление - главное и, пока, единственно возможное.) Роланд-Гольст, как и Раковский (видали его французскую брошюру?), как и Троцкий, по-моему, все вреднейшие «каутскианцы» в том смысле, что все в разных формах за единство с оппортунистами, все в разных формах прикрашивают оппортунизм, все проводят (по-разному) эклектицизм вместо революционного марксизма.
Ваша критика проекта декларации, по-моему, не показывает (если я не ошибаюсь) серьезных расхождений между нами. Я считаю ошибочным теоретически и вредным практически не различать типов войн. Мы не можем быть против национально- освободительных войн. Вы берете пример - Сербии. Но будь сербы одни против Австрии, разве мы не были бы за сербов?
Гвоздь дела теперь - борьба между великими державами за передел колоний и подчинение мелких держав.
Война Индии, Персии, Китая и т. п. с Англией или Россией? Разве мы не были бы за Индию против Англии etc.? Называть это «гражданской войной» неточно; явная на- тяжка. Крайне вредно растягивать понятие гражданской войны до чрезмерности, ибо это затушевывает гвоздь дела: войну наемных рабочих против капиталистов данного государства.
Именно скандинавы, видимо, впадают в мещанский (и захолустный, kleinstaatisch*) пацифизм, отрицая «войну» вообще. Это не по-марксистски. С этим надо бороться, как и с их отрицанием милиции.
Требование Соединенных Штатов Европы, как его выдвинул манифест ЦК, - сопроводивший его призывом к низвержению монархий России, Австрии, Германии - отличается от пацифистского толкования этого лозунга Каутским и другими. К тому абзацу Манифеста ЦК (№ 33 «Социал- Демократа»), где говорится о Соединенных Штатах Европы.
В № 44 Центрального Органа нашей партии «Социал-Демократ» помещена редакционная статья, в которой доказана экономическая неправильность лозунга «Соединенных Штатов Европы». Либо это - лозунг невозможный при капитализме, означающий не только отдачу
колоний, но и установление планомерности мирового хозяйства при разделе колоний, сфер влияния и проч. между отдельными странами. Либо это - лозунг реакционный, означающий временный союз великих держав Европы для ограбления более быстро развивающихся Японии и Америки.
Это - жулики, и я им потакать, коли жульничают, не стану. Я вправе требовать и буду требовать письменных заявлений от них и протоколировать секретарями общих решений (чтобы накрыть жуликов, которые хотят рвать, валя на нас!).
Уезжают они? когда? или нет? Два дурака, занятые счетом денег, могли бы в 3 месяца сосчитать, сколько стоит 100 рублей на frs или сколько стоит № 1. Это - пустейшие отговорки, которые смешно слышать. Они будут по 10 frs выписывать из России, кормя нас завтраками и надувая транспортеров!! Принимать решения для комедии!! Нет, этот номер не пройдет им даром.
У Бухарина изредка (с. 133, 132, 1 2 9 в подзаголовках) оставлено старое вы- ражение общественно-государственный трест (исправленное в других местах в государственно-капиталистический трест) 158.
Недосмотр это или нарочно??
Вы пишете, что держите заметки, «надеясь добиться». Исполнения старых реше- н и й?? Чем добиться?? «Разговорами»?