Можно только удивляться той методичности, с которой Петербург провел это переселение.
Итак, все по порядку. 29 марта 1777 года генерал Александр Суворов с помощью штыков своих "чудо-богатырей" посадил на ханский трон в Бахчисарае хана Шагина Герая - человека образованного (по некоторым данным, выпускника Сорбонны).
Российский протеже оказался неблагодарным и марионеткой Петербурга быть не захотел. Зато, начал проводить собственную политику на укрепление независимости Крымского ханства. Это в планы Екатерины II не входило.
"Освобождение" на штыках
Командующий российскими войсками в Украине (он же председатель Малороссийской коллегии) фельдмаршал Петр Румянцев предложил подорвать экономику Крыма путем выселения с полуострова христиан, которые как раз занимались земледелием и скотоводством - основными отраслями экономики Крыма. Поскольку христиане были православными (Константинопольский патриархат), то с целью придать законности выселению был запущен миф о освобождения единоверных братьев-христиан из-под магометанского гнета. Этот миф успешно использовался во времена СССР, трансформировавшись в освобождение трудящихся из-под гнета помещиков и капиталистов.
Кроме подрыва экономики Крыма, выселение христиан из полуострова должно было решить еще две задачи: "заставит кишмя кишеть народ в наших просторных пустынях", то есть заселить земли южной Украины людьми, которые зналися на земледелии и скотоводстве; вытеснить с помощью переселенцев украинских казаков, которые еще оставались на этих землях после разрушения Сечи. Здесь в Петербурге вспомнили и о письмах митрополита Игнатия к Екатерине II с просьбой принять православных Крыма под защиту России. Хотя в этих письмах речь не шла о переселении, решили удовлетворить просьбу митрополита по собственному разумению. 23 марта 1778 года Румянцев назначил Александра Суворова командующим войсками Крыма и Кубани, который немедленно собрал руководителей грузинской, армянской и греческой церквей и предложил им вместе со всеми христианами переселиться в Россию. После этого, 23 апреля, на Пасху, митрополит Игнатий обратился с этим призывом к своей пастве. По мнению исследователя Анатолия Герасимчука (Донецк), Игнатий вместе с Суворовым несли ответственность за переселение перед самой Екатериной.
22 июля 1778 года Суворов в письме к Шагин-Гирея сообщил, что "Всепресветлейшая Императрица Всероссийская, снисходя на просьбы христиан..., Всемилостивейше соизволяет переселит их в свои границы, надеясь, что Вы, Светлейший Хан, не токмо Высочайшей воле Покровительницы своей прекословить не будете, но и благоспешествовать не оставите, поелику все, что до особы Вашей касается, предохранено и награждено будет" (выделено мной - авт.).
Наглость поражает полководца - Екатерину II Суворов де-юре "назначил" повелительницей руководителя независимого государства, к тому же намекнув на вознаграждение, если тот не будет против выселения. В знак протеста хан покинул свой дворец, разбил палаточный лагерь в трех верстах от своей столицы и написал письмо Екатерины II. В ответ в начале августа 1778 года российское правительство прислал из Азовской губернии 6000 подвод, на которых было размещено греков, армян и грузин. "Под сенью дружеских штыков" 31386 христиан были депортированы из Крыма. Уже 18 сентября (за полтора месяца!) одну из первых в российской истории массовых депортаций было завершено.
Накануне своего переселения из Крыма греки проживали в более чем 80 населенных пунктах в горах и на Южном берегу Крыма. Четверть проживала в городах. Большинство городского населения была ремесленниками, а шестая часть греков занималась торговлей. Основными занятиями сельских жителей были скотоводство, земледелие (выращивали рожь, просо, пшеницу, ячмень, лен); на Южном берегу греки специализировались на садоводстве, виноградарстве, овощеводстве, рыболовстве. Ханский перепись недвижимого имущества, составленного во время депортации, подтверждает относительное материальное благополучие основной массы крымских греков, а также свидетельствует о совместной хозяйственной деятельности представителей различных конфессий и даже священнослужителей
Следует отметить веротерпимость, существовавшую в раннесредневековом Крыму, которая приводила к многочисленным смешанным бракам, а также к тесным этническим контактам, способствовали интеграции. Анатолий Герасимчук приводит факты из судейских книг XVII вв.: мусульманка Фатьма из с.Богатырь, дочь Гавриила, просила, чтобы из ее дома христиане вынесли крест, оставшийся после отца, и этот крест был перенесен в дом христианки Венії, дочери Мухаммеда, жены христианина Балабана. В противном случае христианка Ініша усыновила татарского ребенка и оставила ей все свое имущество. Принадлежность членов одной семьи к разным конфессиям также не была исключением: в с.Ай-Георги христианин Бійгельді, сын Бійберді, судился с женой своего брата, мусульманкой Хангельді, дочерью Трандафіла; из родных братьев Сєїта, Магомета, Топ и Бебія первые два были мусульманами, а два вторые - христианами; Джантемір, сын Дмитрия был христианин, а сестра его Сайме - мусульманка, у мусульманина Мустафы жена Десфіна и дочь их Феодора были христианками. А исследователь истории образования в Украине Павел Мазур (Мариуполь) приводит факт существования в Крыму трех высших православных духовных школ. Таким образом, рассказы о жестоком обращении с христианами в мусульманском Крыму, которое стало основной причиной депортации или "братской помощи" христианам со стороны России, является обычной выдумкой для оправдания их депортации.
Было еще и такое. Исследователь Крыма Александр Бертье-Делагард писал: "Выходили христиане с горькими рыданиями, бегали, скрывались в лесах и пещерах, мало того, принимали мусульманство, лишь бы только остаться в родной земле". В Крыму греки покидали свои дома, магазины, мельницы, виноградники и много другого имущества, нажитого в течение жизни и перешло в наследство от предков. Были случаи открытого сопротивления русским.
Под Бахчисараем греки под предводительством жены старосты одного из греческих сел Ольги подняли восстание, которое было жестоко подавлено суворовськими "чудо-богатырями". По семейным преданиям, во время этого восстания были заколоты штыками мои родственники. Греческий историк Христос Ласкаридис писал: "Митрополит Игнатий, в действиях которого есть также доля вины, сам оказался жертвой политики российского правительства, поскольку переселение было инициативой российских властей". Суворов за организацию переселения получил орден и хорошее материальное вознаграждение. Он же предложил выделить 3000 рублей митрополиту Игнатию за усердие по мобилизации греков.
>>> тихон111 (тихон111) писал(а) в ответ на сообщение: >>>> Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение: >>>>> Нет не демократическим а под дулами автоматов >>>>
>>>> это крымчане так с автоматами хотели от укров отбиваться? >>>
>>> Нет .Это российский спецназ захватил Верховный совет Крыма. quoted3
>>
>> >> и поэтому крымчане с автоматоми от укров хотели защищатся? quoted2
> > Стадо баранов никто ничего не спрашивает. quoted1
уверен что на майдане американьском стадо не спрашивали, но крымчане то автоматами хотели от укров защищатся?
Греков погнали на земли бывшей Самарской паланки Войска Запорожского. Центром поселения было "высочайше" назначен Новоселице (ныне Новомосковск Днепропетровской области). Греков, депортированных из Крыма, насчитывалось 18391 человек, из них 87 представителей духовенства. С ними 12598 армян, которых вывезли под Ростов, где они основали города Чалтир и М`яснікован. По дороге из Крыма в Новоселице греки устроили митрополиту такой скандал, что он бежал к карете Суворова под охрану русских штыков. Находясь в карете, "Игнатий залепил уши воском, чтобы не слышать проклятия своей паствы", отмечал историк Тимошевский.
"Целые семейства пострадали жизнью, а многие лишился половины оных и ни одно семейство не осталось без потери отца, матери, брата, сестры и детей; словом сказать из 9 тысяч мужского пола выходцев не осталось и третьей части..." - вспоминали греческие представители в письме в Петербург через сорок лет после депортации. Указанная треть - количество тех, кто, наконец, поселился на отведенных землях. Некоторые поселились в Таганроге, многие все-таки вернулся в Крым. Однако митрополиту Игнатию предоставленные в Самарской паланке земли не понравились и он стал писать письма к Екатерине с требованием предоставить грекам другие земли. Аполлон Скальковский считал, что Игнатий не хотел жить рядом с украинцами. Во-вторых, предложенные земли были не очень удобны для земледелия. В конце концов митрополит добился, что Петербург в лице наместника Григория Потемкина отвел места поселения грекам в пределах Павловского уезда, который до 1775 года находился в Кальміуській паланке Войска Запорожского. Здесь уже был город Павловск (ранее Кальмиус), названный в честь сына Екатерины II цесаревича Павла, будущего императора. Грекам не нравилась название, ибо свой город они хотели назвать Мариуполем в честь Святой Марии, чудотворную икону которой на берег Азовского моря перенесли монахи Успенского монастыря под Бахчисараем.
Напомним, что недалеко от впадения реки Волчьей в Самару планировалось построить город именно с таким названием, правда, в честь жены цесаревича Павла Марии, невестки Екатерины. Поскольку греки отказались селиться возле Волчьей, Потемкин просто поменял двум городам названия: Павловск стал Мариуполем, а Маріонополь - Павлоградом. Здесь сработала вторая причина переселения греков из Крыма. Отведенные грекам земли были заселены казаками. Проблему решили просто - "малорусским поселянам" приказано после уборки урожая 1780 года идти куда глаза глядят. Таким образом, произошло "освобождение" южного востока Украины от украинцев.
Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
> Под Бахчисараем греки под предводительством жены старосты одного из греческих сел Ольги подняли восстание, которое было жестоко подавлено суворовськими "чудо-богатырями". По семейным преданиям, во время этого восстания были заколоты штыками мои родственники. > Греческий историк Христос Ласкаридис писал: "Митрополит Игнатий, в действиях которого есть также доля вины, сам оказался жертвой политики российского правительства, поскольку переселение было инициативой российских властей". > Суворов за организацию переселения получил орден и хорошее материальное вознаграждение. Он же предложил выделить 3000 рублей митрополиту Игнатию за усердие по мобилизации греков. quoted1
> > > не води рака за камень, отвечай какое отношения турецкие и польские земли, полученные Россией на шпагу имеют отношение к укре?? quoted1
Какое отношение Московия имеет ко всей Российской империи?Московия была только частью а родильной матерью была Украина-Русь.Московиты были только рабами исполняющими волю немцев Романовых.И кстати имя Россия Петр для империи взял у поляков.
>> >> не води рака за камень, отвечай какое отношения турецкие и польские земли, полученные Россией на шпагу имеют отношение к укре?? quoted2
> > Какое отношение Московия имеет ко всей Российской империи?Московия была только частью а родильной матерьбю была Украина.Московиты были только рабами исполняющими волю немцев Романовых.И кстати имя Россия Петр для империи взял у поляков. quoted1
повторяю ещё раз - какое отношения турецкие и польские земли, полученные Россией на шпагу имеют отношение к укре??