Правила форума | ЧаВо | Группы

ПолитКлуб

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Наука и культура

  Sergey640
S640


Сообщений: 11254
10:42 22.11.2009
Станислав писал(а) в ответ на сообщение:
> К первому вопросу Рудры по версии Максима присоединяюсь полностью. Действительно, Максим, почему, с вашей т.з. эти потребности были так актуальны именно в Европе?
quoted1

Я попробую ответить. Мне кажется, что на тот момент в Европе созрели все предпосылки:
1. Ресурсы. Достаточно развитое общество, объединяющее большое количество людей позволяло аккумулировать и выделять средства на науку. Тогдашние монархи имели моду держать при дворе личного астролога, художника или \"механника\" для устройства увеселений. Т.Браге кажется всю жизнь и жил так.
2. Условия. Тут в первую очередь мне кажутся важными условия для мореплавания. Средиземное море - колыбель цивилизации не такое уж и большое. Наверно именно небольшие расстояния делали вероятность плавания вслепую, без счисления достаточно высокой. Это способствовало развитию мореплавания, но само это развитие подстёгивало и астрономию (в море больше не к чему привязаться кроме Солнца и звёзд) и накопление знаний и навыков кораблестроения, которое как таковое появилось уже гораздо позже. А потребности строительства существовали всегда и наверно с них появилась развитая ещё у греков геометрия, которая впоследствии позволяла римлянам строить огромные акведуки.
3. Социальные. До кажется 12 века в Европе было Средневековье и много знаний было потеряно, но их сохранили арабы, которые в силу своих причин сами знания почти не развивали, но довели до совершенства приёмы счёта и вычислений. Но с создания единого на всей Европе государства Карлом Великим она практически никак не разделялась. Все короли - родственники. культуры и языки схожие история общая и религия в принципе одна.
С 13 века и до 15-16 Ренессанс в Европе способствовал развитию и искусств и ремёсел. Параллельно развивалась и торговля и с ней мореплавание. В 13 веке была основана Ганза - союз торговых городов на севере Европы. Но в качестве судов ещё долго использовались совсем не совершенные и очень похожие средиземноморский неф и ганзейский когг. Но спустя время необходимое для развития верфей были построены корабли способные выходить в океан.

Где ещё могли быть такие условия я не знаю. В Китае была и наука и мореплавание. Но некуда было плавать кроме как вдоль своих берегов и наверно поэтому дальше компаса и джонки они не пошли. Кажется к тому-же они были ещё и раздроблены противоречиями. Полинезийцы придумали катамаран и знали парус, но в их небольшом и примитивном обществе науки быть не могло. Арабы имели развитые искусства, медицину, математику взятую от греков но наверно опять сработало, что само общество было сильно дифференцированно, особого развития ремёсел не было и не было наукоёмкого мореплавания, которое подстегнуло-бы такое развитие.

Ссылка Нарушение Цитировать  
  Sergey640
S640


Сообщений: 11254
11:16 22.11.2009
Сам почитал и понял, что главного не сказал. А главное ту не потребности мореплавания и ремёсел, а большое общество созданное в Европе Карлом Великим. И оно не могло существовать без развитых законов, т.е. без морали без нравственности оформленной в каком-то сборнике- кодексе который и был издан впервые самим Карлом. Но как мы видим на примере своего государства Закон ничто без морали - этой основы культуры всего общества. И поэтому наверно следует считать отправной точкой для развития науки создание единого европейского государства с одним формализованным Законом и с одной религией и церковью - общественным институтом ответственным за воспитание нравственности и морали в обществе.
Можно ещё немного отвлечься и сказать, что христианская религия наверно первая которая проповедует нравственное отношение. Я тут не много знаю, но кажется до Христа все религии ограничивались либо отношением Бог-личность (Зевс и пр греко-римские боги) либо отношением Бог - народ (Авраам, Моисей, Илия - иудаизм) Ислам тогда был совсем молод, а буддизма не было вообще.

Итак, для меня получается следующая цепочка приведшая к развитию науки именно в Европе:
1. Христианство и нравственность как основа для морали и законов.
2. Первый Кодекс и Единая Европа позволявшие создать и удержать (не без помощи религии) огромную массу людей в относительном порядке, в примерно одной культуре, языке, истории. всё это способствовало общению и обмену опытом.
(2.1 Средние века и Инквизиция наверно были необходимы чтобы такое объединение состоялось и нравственность прижилась)
3. Огромная и организованная торговыми культурными связями масса людей даёт возможность отдельным личностям развивать науку, а развитие ремёсел, торговли , искусств обеспечивает непрерывную потребность в таком развитии.

Получается пирамида в основании которой всё общество - потребители науки, далее мастера-ремесленники, моряки - специализированные потребители (проффессионалы) они осущаствляют эксперимент-тестирование, приобретают опыт, далее сами учёные, которые всё это систематизируют и уточняют картину мира.
И вся эта пирамида скреплена цементом из развитых законов , морали и нравственности.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Станислав
SU


Сообщений: 1720
20:37 22.11.2009
Сергею640:

\"Волны перекатываются через мол, и падают вниз стремительным домкратом\".
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Sergey640
S640


Сообщений: 11254
11:17 23.11.2009
Станислав писал(а) в ответ на сообщение:
> Сергею640:
> \"Волны перекатываются через мол, и падают вниз стремительным домкратом\".
quoted1

Я догадывался, что вам может не понравиться христианство как отправная точка для всей европейской науки. Но у вас должен быть тогда свой взгляд. Озвучьте.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Станислав
SU


Сообщений: 1720
20:19 23.11.2009
Смысл моей реплики про \"домкрат\" в том, что сказано вами много, но вопрос о причинах возникновения собственно науки, на мой взгляд, даже не затронут, и еще - что от вашего текста остается ощущение как от цитированной \"поэзии\": сила в словах ВООБЩЕ есть, и желание что-то сказать тоже, а НУЖНЫХ слов нет, и приходится делать большую кучу, в которую сваливать все подряд.

А что касается христианства, я даже не сакцентировал для себя, что это основа вашей версии о причинах возникновения науки в Европе. Однако если это так (спасибо за пояснение), то навскидку мне кажется, что это неверно. Но это не значит, во-первых, что я прав, во-вторых, что это мне \"не нравится\". Такое \"ходожническое\" отношение мне чуждо.
А вот если хотите поисследовать свою версию, дабы иметь не интуитивное, а обоснованное мнение, то я - с удовольствием.

Предлагаю такой план. Нужно обсудить

1) Основную идею христианства,

2) Его влияние на ИСТОРИЮ вообще:
а) как движения (первые три века)
б) как института (последние 16 веков)

3) Специфику галилеевской науки (по отношению к остальным псевдонаучным системам)

4) Оппозицию ВЕРЫ и ЗНАНИЯ

5) Различия между религией и наукой
а) как формами организации сознания:
б) как методами мышления (если таковое вообще допустимо в религии).

6) Общее в науке и религии.

7) Рассмотреть разные схемы причинности (условие, среда, катализатор, механизм)

И на основании проделанного анализа, заключить о том, действительно ли ваша версия правдоподобна.
====
Вопрос №1 об основной идее Христа предлагаю начать с идеи бога.
В чем она, на ваш взгляд?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Sergey640
S640


Сообщений: 11254
22:10 23.11.2009
Станислав

Так вам никто не предлагал серьёзную и глубоко проработанную теорию. И формат общения здесь не предполагает что-то серьёзно научное, скорее научно-популярное. А это значит, что изложение должно быть достаточно понятным и интересным для многих. Вот я и изложил \"как вижу\" особо не заботясь о строгости самого изложения. Да и если-бы такая строгость была нужна, то беседовать тут было-бы некому. Наверно для этого существуют специальные клубы.
То что изложил я, не есть сама теория, а грубый её скелет. И вопрос стоит в том, что именно ВЕРИТЕ вы в такое понимание развития или нет. Ведь все науки и точные тоже так или иначе начинаются с веры. Для примера тут достаточно аксиом математики.- Вера в истинность этих аксиом и в истинность опыта подсказавшего их и есть основа и отправная точка всей математической науки.
Почему-же вера не может лежать в основе развития вообще? Ну если она таки есть в математике, то во всех остальных областях должна существовать обязательно. Кроме того, существует и иной путь, например Япония - феодальная в прошлом страна в начале 20 века очень быстро достигла уровня развитых индустриальных стран. Но в Японии вопросы веры, чести и нравственности вообще на первом месте. Тем не менее это не помешало им развиваться.

Вот соотношение науки - осознанного знания и веры - знания неосознаннного мне и интересно обсудить. Обсудить в общем. Т.к. для обсуждения деталей их нужно не только знать но и как-то увязывать, а для таких глобальных вопросов их будет слишком много. Но главное даже не а этом. Дело в том, что увязая в деталях мы потеряем саму идею, само восприятие. Я думаю, что они сами появятся по мере надобности. Да и я тут пока не видел никого , кто с вами в этих деталях может соперничать, а хотелось-бы чтобы всё-же было понятно многим.

Исходя из вышесказанного предлагаю отложить обсуждение понятия Бога, идеи христианства (хоть я и сам об этом начал но всё-же) и разных научных систем и поговорить в общем. Предлагаю также не ставить в оппозицию ВЕРУ и ЗНАНИЕ - они следствие особенностей нашего сознания и имеют один в нём корень, а значит обе для нас объективны.
В конце-концов эрудированными энциклопедистами люди не рождаются, а становятся и может такой понятный и школьнику разговор кому-то поможет стать таким эрудитом.

Ссылка Нарушение Цитировать  
  Простолюдин
Искатель


Сообщений: 3381
23:57 23.11.2009
Одна из задач религии - тотальный отказ от самостоятельности мысли на возможно большей территории, что не может способствовать возникновению и развитию науки.

1) Основная идея христианства - \"удобрение почвы, формирование гумуса\", \"откармливание стад на молоко и мясо\".
В христианстве уже проявилось практическое применение накопленных знаний о людях и их сообществах.
Можно сказать, что наука и способность планировать будущее родили религию.

2) Влияние христианства на ИСТОРИЮ, - попытка остановить время, имевшая некоторый достаточно продолжительный успех по причине слабого развития понимательной способности в обществе, требующей значительных усилий и продолжительного времени, ей посвящённого.
Вообще говоря, успешное и быстрое решение текущих проблем открывает путь к развитию сознания людей.
Протестанство, видимо, было направлено на освобождение мысли в какой-то степени.
Вероятно, деятели-демагоги увидели, в конце концов, что закабалённая мысль в стадах делает глупее и пастухов (пастырей).

4) Оппозиция ВЕРЫ и ЗНАНИЯ
Здесь нет прямой оппозиции. Вера есть необходимый для деятельности суррогат знаний.
Вера не предполагает появление новых знаний.
Знание же способно рождать новые знания.

Ссылка Нарушение Цитировать  
  Простолюдин
Искатель


Сообщений: 3381
07:52 24.11.2009
Sergey640 писал(а) в ответ на сообщение:
> В конце-концов эрудированными энциклопедистами люди не рождаются, а становятся и может такой понятный и школьнику разговор кому-то поможет стать таким эрудитом.
quoted1

Что важнее для развития сознания людей: эрудиция или умение делать достаточно адекватные предположения и почему?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Maxim
Maxim


Сообщений: 1013
11:40 24.11.2009
Рудра писал(а) в ответ на сообщение:

>Хм... Но ведь торговля и промышленность (мореплавание и навигация, ткачество и с/х) были практически во всех цивилизациях. Почему же только в западноевропейской и лишь к XVII веку \"потребовались\" для указанных хозяйственных нужд столь мегаломанские по сути своей технические усовершенствования?

Согласен с вами, но только в Европе торговля и ремесло трансформировались в капиталистическое предприятие, хотя предпосылки этого имелись во всем мире. Однако только Европа оказалась способной пойти дальше просто торгового капитализма, трансформировавшись в производственный. И элементы этого были еще в южно-итальянских городах, где образовывались централлизованные производства, в то время, как и мир ислама и Китай с Индией далее ремесленных организаций не пошли.
Очередной вопрос почему это произошло именно в европе приведет к необходимости рассмотрения таких элементов социальной жизни, как генезис феодализма, образование централлизованных государств, развитие городского хозяйства, средневековый университете, развитие торговли, проблемы среднеземноморского бассейна, великие географические открытия, колониальная система и т.п.
>
> Я потому закавычил слово потребовались, что сомневаюсь, будто наука суть своеобразная надстройка для базиса-экономики. Чаще всего происходит обратное: сначала совершаются открытия, а уже затем происходит приспосабливание этих открытий к практическим нуждам. Даже более того: как метко подметил Анатолий Вассерман - и с ним, по серьёзном размышлении, нельзя не согласиться, - новое средство создаёт возможность достижения новых целей, которые до появления этих средств нельзя было даже вообразить.
quoted1

Не соглашусь с вами. Любое техническое усовершенствование, по моему, есть результат насущной проблемы сегодняшнего дня. Леонардо приписывают изобретение вертолета, если это правда, однако же реальностью вертолет стал только в 20 веке, когда назрели все составные элементы возможности его применения.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Sergey640
S640


Сообщений: 11254
12:11 24.11.2009
Простолюдин писал(а) в ответ на сообщение:
> Sergey640 писал(а) в ответ на сообщение:
>> В конце-концов эрудированными энциклопедистами люди не рождаются, а становятся и может такой понятный и школьнику разговор кому-то поможет стать таким эрудитом.
quoted2
>
> Что важнее для развития сознания людей: эрудиция или умение делать достаточно адекватные предположения и почему?
quoted1

С эрудицией понятно, а вот \"достаточно адекватные предположения\" - поясните, что вы под этим понимаете и как по вашему это с эрудицией сравнить.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Рудра
Капалималин


Сообщений: 89
18:10 24.11.2009
Sergey640 писал(а) в ответ на сообщение:
> Итак, для меня получается следующая цепочка приведшая к развитию науки именно в Европе:
> 1. Христианство и нравственность как основа для морали и законов.
quoted1

Не следует забывать, что христианство и нравственность - понятия не синонимичные: этический аспект - в отличие от метафизического - не является для подлинного христианского Учения существенным.

Тем более, христианская мораль не была основой для средневекового законодательства (которое, конечно, имело христианские черты, однако не в большей степени, чем черты древнегреческие): как, например, совместить господствовавший в законодательстве средневековой Европы принцип талиона с христианским заветом \"любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад\" (Лука, 27 - 30)?

Кроме того, по прочтении Ваших текстов, для меня так и остался неразрешимым вопрос, каким образом Вы смогли христианскую мораль - в основе которой находятся знаменитые 10 заповедей - подвести в качестве базиса европейской науки??
> 2. Первый Кодекс и Единая Европа позволявшие создать и удержать (не без помощи религии) огромную массу людей в относительном порядке, в примерно одной культуре, языке, истории. всё это способствовало общению и обмену опытом.
quoted1

1) Сама по себе огромная масса людей, находящаяся в относительном порядке и обладающая культурным, языковым и историческим единством, не ведёт к развитию науки (вернее, того феномена, который современные люди подразумевают, говоря о науке). В качестве примера можно привести большое количество народов тропической Африки.

2) Ход мировой истории свидетельствует, что гораздо более продуктивный обмен опытом осуществляется между представителями различных культур и цивилизаций, нежели среди представителей одной какой-либо культуры или цивилизации (прекрасным примером может служить история самой Европы, на которую колоссальное влияние оказали эллинская и иудейская культуры).
> 3. Огромная и организованная торговыми культурными связями масса людей даёт возможность отдельным личностям развивать науку, а развитие ремёсел, торговли , искусств обеспечивает непрерывную потребность в таком развитии.
quoted1

Китай, Япония, Индия, Исламский мир можно причислить к \"огромной и организованной торговыми культурными связями массе людей\", в среде которых \"развитие ремёсел, торговли, искусств обеспечивает непрерывную потребность в\" СОВЕРШЕННО ИНОМ (нежели в Европе) развитии.
> Получается пирамида в основании которой всё общество - потребители науки, далее мастера-ремесленники, моряки - специализированные потребители (проффессионалы) они осуществляют эксперимент-тестирование, приобретают опыт, далее сами учёные, которые всё это систематизируют и уточняют картину мира.
> И вся эта пирамида скреплена цементом из развитых законов, морали и нравственности.
quoted1

Уважаемый, а где логика? Закон, мораль и нравственность НЕ ВЕДУТ К РАЗВИТИЮ НАУКИ.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Рудра
Капалималин


Сообщений: 89
19:00 24.11.2009
Sergey640 писал(а) в ответ на сообщение:
>Станислав писал(а) в ответ на сообщение:
>> К первому вопросу Рудры по версии Максима присоединяюсь полностью. Действительно, Максим, почему, с вашей т.з. эти потребности были так актуальны именно в Европе?
>
Развернуть начало сообщения


> 1. Ресурсы. Достаточно развитое общество...
> 2. Условия. Тут в первую очередь мне кажутся важными условия для мореплавания...
> 3. Социальные... с создания единого на всей Европе государства Карлом Великим она [Европа] практически никак не разделялась. Все короли - родственники. культуры и языки схожие история общая и религия в принципе одна.
quoted1

>Где ещё могли быть такие условия я не знаю. В Китае была и наука и мореплавание. Но некуда было плавать кроме как вдоль своих берегов и наверно поэтому дальше компаса и джонки они не пошли. Кажется к тому-же они были ещё и раздроблены противоречиями.

1) Китайцам \"некуда было плавать\"??
Уже в конце VII века буддийский монах И Цзин добрался морским путём через Юго-Восточную Азию в Индию и вернулся обратно. Есть также сведения, что китайские мореплаватели достаточно регулярно посещали острова Индонезии, Филиппины, Индию, Цейлон, доходили до Аравийского моря и берегов восточной Африки. Оттуда они привозили золото, пряности, рога носорога, бивни слонов, ценные породы древесины.
Нельзя не упомянуть также о путешествиях Чжей Хэ: с 1405 по 1433 гг. он совершил 7 больших экспедиций. Он посетил не только Индокитай и острова Малайского архипелага (что китайцы делали и до него), - но некоторые разведывательные корабли из числа его многочисленного экспедиционного корпуса достигли берегов северо-западного побережья Австралии. Однако и это ещё не всё: миновав Индостан, Аравийский полуостров и пройдя вдоль восточного побережья Африки, он обогнул южную оконечность \"чёрного материка\" - на китайской карте 1420 г. вполне достоверно показана часть юго-западного побережья Африки.

2) Джонки.
Ошибочно их недооценивать - они были крупнее европейских судов того времени (то есть начала XV в. Для сравнения - Марко Поло совершал свои открытия веком раньше) и ничем не уступали им по мореходным качествам. Именно это позволило тому же Чжей Хэ снарядить экспедицию, состоящую из 317 (!) таких судов и 27 000 (!!) человек.

3) Политическая раздробленность и противоречия
во-первых, характерны не только для Китая, но и Европы того времени (да и не только того - эпоха великих географических открытий тоже изобилует ими);
во-вторых, они только способствовали мореплаванию и географическим открытиям (как пример - история Колумба, \"индийский проект\" которого сначала отвергли правительство и купцы родной Генуи, затем - монарх Португалии, потом его обсуждали в Испании богословы, космографы, юристы, монахи, придворные, чтобы затем также отвергнуть, однако королева Кастильская Изабелла, не желавшая давать шанса своим политическим конкурентам - Португалии и Франции (а Колумб уже в отчаянии хотел эмигрировать во Францию), финансирует-таки его заокеанский проект).

>Полинезийцы придумали катамаран и знали парус, но в их небольшом и примитивном обществе науки быть не могло. Арабы имели развитые искусства, медицину, математику взятую от греков но наверно опять сработало, что само общество было сильно дифференцировано, особого развития ремёсел не было и не было наукоёмкого мореплавания, которое подстегнуло бы такое развитие.

Крупные мореплавания и у арабов (совершавших морские путешествия вдоль восточного побережья Африки и на Мадагаскар), и у китайцев (об успехах их морских экспедиций я говорил выше), и у викингов (о которых Вы почему-то не упомянули, но эти пассионарные язычники открыли Исландию, Гренландию, добрались до Северной Америки, совершали набеги на Северную Африку, а также захватили Сицилию и Южную Италию, основав там Королевство Обеих Сицилий) БЫЛИ, но вот вопрос - почему не было специфически \"наукоёмкого мореплавания, которое подстегнуло бы такое [научное] развитие\"?
И другой вопрос - если многие мореплаватели весьма успешно обходились без сугубо научного развития (в современном понимании науки), то является ли мореплавание достаточной причиной этого развития?

Ссылка Нарушение Цитировать  
  Sergey640
S640


Сообщений: 11254
20:08 24.11.2009
Рудра писал(а) в ответ на сообщение:
>
> Не следует забывать, что христианство и нравственность - понятия не синонимичные: этический аспект - в отличие от метафизического - не является для подлинного христианского Учения существенным.
>
quoted1
Не могу согласиться. Во-первых об этике разговора не было - всё-же она производная от нравственности и морали и потому уже искажена восприятием и интерпретацией. А нравственный аспект в христианстве основной. И в христианстве много всего, но давайте будем иметь ввиду образ самого Христа а не его интерпретации в разных религиях. Сам я углубляться не буду, т.к. в таких спорах не силён, но если почитать Ильина или более понятного Кураева или ещё кого (Мень хорошо писал) то они говорят об этом достаточно хорошо и понятно. И не забывайте, что восприятие в том числе и христианства сильно зависит от самой личности.
Развернуть начало сообщения


>
> 2) Ход мировой истории свидетельствует, что гораздо более продуктивный обмен опытом осуществляется между представителями различных культур и цивилизаций, нежели среди представителей одной какой-либо культуры или цивилизации (прекрасным примером может служить история самой Европы, на которую колоссальное влияние оказали эллинская и иудейская культуры).
>
quoted1

Верно, организованная толпа ещё не коллектив. Коллективом её делает общность и понимание своих целей и задач. Этот социалистический термин я использовал чтобы подчеркнуть уровень организации и культуры. Так вот, в европе этот уровень был намного выше. Я не зря упоминал о Ганзе - торговом союзе городов. Подобных союзов не было ни в Африке ни где-то ещё. А ведь основали его не без участия религиозного ордена розенкрейцеров. Такой союз предполагал кроме самих городов ещё и налаженную систему складов, учёта, сбыта, обороны и разумеется достаточно развитых торговых отношений, каких-то гарантий сделок и сохранности грузов, обороны от грабителей-пиратов. Нечто подобное кажется было и в Средиземном море. А реестр ЛЛойда начался как обычное портовое кафе и разросся до организации мирового масштаба, а ведь основа его - доверие. Доверие тем сведениям которые он представляет, сертификату качества судов, страховщикам. И даже ритуалы которые там исполняют уже лет 200 этому доверию способствуют.
Существование такой системы только на формальном механизме закона мне кажется невозможным. - была уже воспитана какая-то мораль позволяющая делать дела не прибегая к формальностям.
Вспомните средневековые цеха - Это были целые организации со своими уставами, тайной , степенями посвящения, ритуалами. Откуда они всё это брали? И массоны ничего не выдумывали а просто выродились из цеха вольных каменщиков(отсюда и название)
Может не все эти примеры убедительны, но что-то есть.


Культура Древней Греции вошла в общеевропейскую совершенно естественно, также как когда-то она вошла в римскую.
Что касается примеров культуры \"иудейской\", то кроме Ветхого Завета и пресловутых менял в Храме я ничего вспомнить не могу. Приведите примеры. Кстати сюжеты Ветхого завета многими учёными считаются то-ли шумерского , то-ли вавилонского происхождения и очень разных лет. Это похоже на запись и уже свою интерпретацию легенд передаваемых арабами устно. Ну а мораль там наверно действительно иудейская.
Развернуть начало сообщения


> Кроме того, по прочтении Ваших текстов, для меня так и остался неразрешимым вопрос, каким образом Вы смогли христианскую мораль - в основе которой находятся знаменитые 10 заповедей - подвести в качестве базиса европейской науки??
>
> Уважаемый, а где логика? Закон, мораль и нравственность НЕ ВЕДУТ К РАЗВИТИЮ НАУКИ.
quoted1

Не ведут, но необходимы. А необходимы потому, что для науки нужны огромные количества информации. И эту информацию необходимо обработать. Отдельным избранным личностям это сделать невозможно и поэтому большая толпа людей должна была ещё и думать в унисон. А вот этого резонанса без достаточно высокого уровня отношений в обществе добиться нельзя.
Я согласен , что мост между формальными 10 заповедями и ядерной физикой слишком длинный и наверно его как-то стоит укрепить и проработать подробнее. Но наверно связь тут есть? - Я не утверждаю, но я пытаюсь отстоять гипотезу.
> Китай, Япония, Индия, Исламский мир можно причислить к \"огромной и организованной торговыми культурными связями массе людей\", в среде которых \"развитие ремёсел, торговли, искусств обеспечивает непрерывную потребность в\" СОВЕРШЕННО ИНОМ (нежели в Европе) развитии.
>
quoted1

Действительно совершенно иной и кое в чём европу они обогоняли. Это наводит на мысль, что такой элемент культуры как наука может быть разной в обществах имеющих разные морально-нравственные принципы в своей основе. Европейцы однозначно имели техническое и экономическое превосходство и они порой давили им многие культуры. Вот и богатейшая культура Востока хоть и не сдаёт позиций, но города и Китая и Японии уже ничем не отличаются от американских.

Ссылка Нарушение Цитировать  
  Рудра
Капалималин


Сообщений: 89
20:29 24.11.2009
Maxim писал(а) в ответ на сообщение:
>Рудра писал(а) в ответ на сообщение:
>> Хм... Но ведь торговля и промышленность (мореплавание и навигация, ткачество и с/х) были практически во всех цивилизациях. Почему же только в западноевропейской и лишь к XVII веку \"потребовались\" для указанных хозяйственных нужд столь мегаломанские по сути своей технические усовершенствования?
>
> Согласен с вами, но только в Европе торговля и ремесло трансформировались в капиталистическое предприятие, хотя предпосылки этого имелись во всем мире. Однако только Европа оказалась способной пойти дальше просто торгового капитализма, трансформировавшись в производственный...
quoted1
>>
>> Я потому закавычил слово потребовались, что сомневаюсь, будто наука суть своеобразная надстройка для базиса-экономики. Чаще всего происходит обратное: сначала совершаются открытия, а уже затем происходит приспосабливание этих открытий к практическим нуждам. Даже более того: как метко подметил Анатолий Вассерман - и с ним, по серьёзном размышлении, нельзя не согласиться, - новое средство создаёт возможность достижения новых целей, которые до появления этих средств нельзя было даже вообразить.
quoted1
>
> Не соглашусь с вами. Любое техническое усовершенствование, по моему, есть результат насущной проблемы сегодняшнего дня...
quoted1

Уважаемый Максим! Вы отчего-то смешиваете два различных феномена - науку прикладную и науку фундаментальную.
Даже если иметь в виду только профанную науку, не упоминая всуе науку сакральную, то нельзя не прийти к выводу: фундаментальная наука никоим образом не ставит целью применение своих изысканий на практике. Примеров тому предостаточно: общая теория относительности при своём огромном теоретическом значении имеет ничтожно малую область применения; доказательство гипотезы Пуанкаре, над которым Григорий Перельман бился несколько лет, не имеет практического применения; то же можно сказать и о теории Большого взрыва (даже в преломлении с ей сопутствующим техническим изобретением - знаменитым адронным коллайдером) и т. д.
Другое дело, что Европейская цивилизация более всякой другой ориентирована на практическое использование научных открытий. Однако было бы ошибкой считать, что сами открытия совершаются с целью их применения в жизни (известен любопытный факт - фундаментальные изыскания Эйнштейна, совершённые им в последние годы жизни, были им уничтожены во избежание как раз таки их \"неправедного\" практического применения - это ли не символ того, что главные свои труды выдающиеся умы совершают отнюдь не для утилитарных целей?).
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Sergey640
S640


Сообщений: 11254
20:38 24.11.2009
Рудра

Тур Хейердал доказал, что можно переплыть Атлантику на лодке из папируса - точной копии древних судов. Кто-то переплывал вплавь, а кто-то на резиновой лодке полностью обеспечивая себя за счёт океана. Викинги плавали практически на барказах, а русские в похожих лодьях. И китайцы тоже плавали. Но у них не было такого развитого мореплавания как в Европе, у них не было секстанов и астролябий. У них не было навигации и карт. Кажется они даже не знали о магнитном склонении. И сравнивать джонку с бригантиной или даже с испанской караккой или галеоном наверно не следует. Хотя в искусстных руках и на яхте можно ходить вокруг света. Но эти плавания в Европе были обычны. Экспедиции Колумба, Кука или Магелана были изначально научными хоть и с практическим заданием. Было-ли такое в Китае?
Корабли развивались в Европе потому, что они требовались всем их использовали интенсивно, верфи работали непрерывно, а постоянное общение давало возможности к обмену опытом. Каким опытом могли делиться китайцы и с кем? Все основные их плавания - вдоль берегов. Потому и навигации у них такой не было.
Я-бы не стал сейчас сводить спор к обсуждению достоинств китайской джонки - главное в совокупности разных факторов: наук, организации, потребностей... Очевидно что в Китае чего-то не хватало, не было того качественного скачка, что вывел техническую европейскую цивилизацию вперёд. В Китае цивилизация другая и наверно она развивалась в не техническом смысле. Может мы ещё и увидим результат.

Конечно кроме мореплавания есть ещё много сфер деятельности способствующих развитию наук. Но мне показалось что в мореплавании удачно собрались все необходимые качества. И наукоёмкость и мобильность и универсальность .... Но можно говорить и о военном деле (география, математика, экономика-снабжение, социология, политика) и о ремёслах (практически все точные науки, технология)

Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Напоминаем Вам, что в данном разделе флуд (включая малосодержательные сообщения), флейм, оффтоп строго запрещены и будут удаляться.
Все требования к темам и сообщениям в Политклубе найдете
в правилах политклуба

Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Наука и культура. >К первому вопросу Рудры по версии Максима присоединяюсь полностью. Действительно, Максим, ...
    Science and Culture. I'll try to answer. I think that at the moment in Europe are ripe all the prerequisites: ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия