Когда началась русская художественная проза? то есть художественные литературные тексты которые мы хоть как-то можем понимать на культурном уровне? можно указать точную дату! встречайте — САМОЕ ПЕРВОЕ художественное литературное произведение в России! «Недоросль» Д. Фонвизин. 1783 год! до этого обходились совсем без литературы.
.
ПРОСЬБА ОТНЕСТИСЬ С ПОНИМАНИЕМ К РАЗМЕРУ ТЕМЫ — она о основах всего того, что мы зовём Большой Россией. В школах эту тему «основы» обошли вниманием — как будто истоки не важны! Поняв этот момент в истории Русской литературы мы поймём всё что происходит у нас сейчас и в чём нас обманывают. Это независимый инструмент проверки. Детектор лжи…
.
Что было до этого произведения?
Между творениями первой и второй половин XVIII века проходит четкая граница, и произведения, созданные в начале века, сильно отличаются от последующих.
На западе уже развивались крупные литературные формы и шла подготовка к созданию жанра романа, а российские авторы еще переписывали жития святых и восхваляли правителей в неуклюжих громоздких стихотворениях. Жанровое разнообразие в российской литературе представлено скудно, она отстает от европейской литературы примерно на век.
Среди жанров русской литература начала XVIII века стоит назвать: Житийную литературу (истоки — церковная литература), Панегирическую литературу (тексты восхваления), Русские стихи (истоки — русские былины, сложенные в тоническом стихосложении).
Про то что Запад ревнивая родина слонов — мы завсегда в курсе (авторитетно машу пробиркой)
Итак, мы имеем чёткую границу: тысячелетняя пустота и вдруг без всяких корней появление первого художественного произведения в 1783! вдумайтесь в этот факт… Могло ли существовать государство без читающих людей? могли существовать университеты и академии искусств — как нам сообщают историки? могли ли офицеры Суворова совершать удивительные походы будучи бездуховными неучами? непонятно на чём воспитанными?!
И если на Западе уже якобы существовала превосходная жанровая литература — то какой железный занавес мог помешать нашим творческим людям в течении нескольких поколений её перенять? (В тот век кстати и польские и прусские земли входили в состав Российского государства)
Как могло получится, что домашние типографии уже давно были распространены, а литературы не было?! (Радищев своё чуть более позднее «путешествие из Петербурга в Москву» издал именно в своей домашней типографии, но при этом был столь низкого происхождения — что поехал на каторгу в Сибирь).
Если «Недоросль» самое первое произведение в Большой России — то к нему стоит присмотреться поподробнее. В целом это примитивный агитлисток — «за всё хорошее и против всего плохого» такие же произведения выраженные в немых фильмах молодое советское государство заказывало частникам в 1920-х (посмотрите например «Закройщик из Торжка» — развлекающий публику и между делом рекламирующий государственный займ, но сделанный с теми же самыми персонажи и на те же темы!
Анализ произведения
Решение проблемы воспитания — центральный момент драматического действа этой сатирической пьесы. Обличительная саркастическая сцена экзамена Митрофанушки является подлинной кульминацией в разработке воспитательно-образовательной темы. В комедии Фонвизина происходит столкновение двух миров — каждый из них с разными идеалами и потребностями, с разными стилями жизни и речевыми диалектами.
Опишу своими словами для экономии места. Фамилии персонажей отображают их характер. Никакого внутреннего мира никаких противоречий — создаётся впечатление, что читаешь армейский устав. Если персонаж носит фамилию Скотинин, то все мысли у него только о скотине (свиньях) да и сам человек скотский, а если носит фамилию Правдин — то настоящий провинциальный большевик 1920-х годов! уверенный что на днях из центра пришлют указание и жизнь сразу и наладится.
Государство у него в роли единственно руководящей и направляющей коммунистической партии. При этом он человек обладающий гос. властью на местах — комиссар в чуждой буржуазной среде одним словом. Он показан приторно сладким как государственный займ 1920-х годов.
Создаётся впечатление, что у всех персонажей нет корней. Кругом сплошные повзрослевшие сироты — и государство забирающее на непонятную почти пожизненную гос. службу всех молодых людей не взирая на сословия.
Много разорений и времена описаны как после революции, но масштабом много большей чем в 1917. Два мира со своими представителями — старый и новый — старый как полагается высмеивается, новый как полагается идеализируется. Да что я вам прошедшим через 1990-е объясняю?
В целом произведение примитивно и убого и рассчитано на деревенские подмостки пред неграмотной публикой. В каком году оно на самом деле написано? да в любом! просто труд любого первокурсника пробующего себя в написании пьес — сдвинули влево по времени, что бы русская литература не возникла сразу с уровня Пушкина…
И без этого до литературного Пушкина (1814 г.) с 1783 г. рукой подать. Читая строки пьесы «Недоросль» будьте уверены, что смотрите воочию первую секунду Большого Взрыва — значение по важности не меньше.
Немного образцов текста: из революционного произведенияк, до которого люди пьесы не ставили и книжек акромя уставов и им подобного не читали:
Г-жа Простакова. Ах, батюшка братец! Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Вить от нас и город в трех верстах, батюшка. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно — лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец. Он ребенка не неволит. Вить, мой батюшка, пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка? Ба! да вот пожаловал кстати дорогой наш постоялец
. … … …
Правдин. Как друг, открою тебе причину моего здесь пребывания. Я определен членом в здешнем наместничестве. Имею повеление объехать здешний округ; а притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно. Ты знаешь образ мыслей нашего наместника. С какою ревностию помогает он страждующему человечеству! С каким усердием исполняет он том самым человеколюбивые виды вышней власти! Мы в нашем краю сами испытали, что где наместник таков, каковым изображен наместник в Учреждении, там благосостояние обитателей верно и надежно. Я живу здесь уже три дни. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома. Ты что задумался, мой друг, скажи мне, долго ль здесь останесся?
Итак мои выводы: Или государства до 1783 года не было, или это примерный рубеж катастрофы старого мира и строительстве нового с полным забвением старого. В любом случае, история 18 века и ранее выдуманная. А если есть силы способные из двух столетий человечества соорудить историю цивилизации на 6 тыс. лет — то разумно провести ревизию всего.
Например не лишена логики мысль, что государство имеет экономическую возможность выплачивать миллионные ежемесячные субсидии каждому гражданину, а всё что придумано и рассказано нам про ограничения экономики — следует рассматривать как ПЕРВУЮ в России пьесу «Недоросль» которая на поверку оказывается про всех нас — верящих в сказки и не желающих учится.
Когда нас начинают грузить какими то выдуманными государственными проблемами, так и хочется закричать по Станиславскому: НЕ ВЕРЮ! Потому что история культуры не совпадает с историей государства. И если обманули в таком — то уж в мелочах и подавно.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
> Когда нас начинают грузить какими то выдуманными государственными проблемами, так и хочется закричать по Станиславскому: НЕ ВЕРЮ! quoted1
Ну, вера — штука сугубо личная…… Как только ты представишь более раннее русское художественное произведение чем Недоросль, то мы все сразу и всей толпой…. А пока имеем то, что имеем. Настоящая (а не российская) историческая наука твоими «верю — не верю» оперировать не имеет права. От этого она отошла в середине прошлого века.
Тока сдаётся мне, что для аристократии 18 века русский язык был языком черни и быдла, а значит и сочинитильствовать на этом языке было совсем не куртуазно....
Кстати, Недоросль совсем не самое раннее его произведение: Корион (1764) Бригадир (1768) Недоросль (1781)
<1760-е годы
> ********* (раскрыть)
Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке
Ода
Скажи, Шумилов, мне: на что сей создан свет? И как мне в оном жить, подай ты мне совет. Любезный дядька мой, наставник и учитель, И денег, и белья, и дел моих рачитель! Боишься бога ты, боишься сатаны, Скажи, прошу тебя, на что мы созданы? На что сотворены медведь, сова, лягушка? На что сотворены и Ванька и Петрушка? На что ты создан сам? Скажи, Шумилов, мне! На то ли, чтоб свой век провёл ты в крепком сне? О, таинство, от нас сокрытое судьбою! Трясёшь, Шумилов, ты седой своей главою; «Не знаю, — говоришь, — не знаю я того, Мы созданы на свет и кем и для чего. Я знаю то, что нам быть должно век слугами И век работать нам руками и ногами, Что должен я смотреть за всей твоей казной, И помню только то, что власть твоя со мной. Я знаю, что я муж твоей любезной няньки; На что сей создан свет, изволь спросить у Ваньки».
К тебе я обращу теперь мои слова, Широкие плеча, большая голова, Малейшего ума пространная столица! Во области твоей кони и колесница,[3]
И стало наконец угодно небесам, Чтоб слушался тебя извозчик мой и сам. На светску суету вседневно ты взираешь И, стоя назади, Петрополь[4] обтекаешь; Готовься на вопрос премудрый дать ответ, Вещай, великий муж, на что сей создан свет?
Как тучи ясный день внезапно помрачают, Так Ванькин ясный взор слова мои смущают. Сумнение его тревожить начало, Наморщились его и харя и чело. Вещает с гневом мне: «На все твои затеи Не могут отвечать и сами грамотеи. И мне ль о том судить, когда мои глаза Не могут различить от ижицы аза! С утра до вечера держася на карете, Мне тряско рассуждать о боге и о свете; Неловко помышлять о том и во дворце, Где часто я стою смиренно на крыльце. Откуда каждый час друзей моих гоняют И палочьем гостей к каретам провожают; Но если на вопрос мне должно дать ответ, Так слушайте ж, каков мне кажется сей свет.
Москва и Петербург довольно мне знакомы, Я знаю в них почти все улицы и домы. Шатаясь по свету и вдоль и поперёк, Что мог увидеть, я того не простерёг, Видал и трусов я, видал я и нахалов, Видал простых господ, видал и генералов; А чтоб не завести напрасный с вами спор, Так знайте, что весь свет считаю я за вздор. Довольно на веку я свой живот помучил, И ездить назади я истинно наскучил. Извозчик, лошади, карета, хомуты И всё, мне кажется, на свете суеты. Здесь вижу мотовство, а там я вижу скупость; Куда ни обернусь, везде я вижу глупость. Да, сверх того, ещё приметил я, что свет Столь много времени неправдою живет, Что нет уже таких кощеев на примете, Которы б истину запомнили на свете. Попы стараются обманывать народ, Слуги — дворецкого, дворецкие — господ, Друг друга — господа, а знатные бояря Нередко обмануть хотят и государя; И всякий, чтоб набить потуже свой карман, За благо рассудил приняться за обман. До денег лакомы посадские, дворяне, Судьи, подьячие, солдаты и крестьяне. Смиренны пастыри душ наших и сердец Изволят собирать оброк с своих овец. Овечки женятся, плодятся, умирают, А пастыри при том карманы набивают. За деньги чистые прощают всякий грех, За деньги множество в раю сулят утех. Но если говорить на свете правду можно, Так мнение моё скажу я вам неложно: За деньги самого всевышнего творца Готовы обмануть и пастырь, и овца! Что дурен здешний свет, то всякий понимает. Да для чего он есть, того никто не знает. Довольно я молол, пора и помолчать; Петрушка, может быть, вам станет отвечать».
«Я мысль мою скажу, — вещает мне Петрушка, Весь свет, мне кажется, — ребятская игрушка; Лишь только надобно потвёрже то узнать, Как лучше, живучи, игрушкой той играть. Что нужды, хоть потом и возьмут душу черти, Лишь только б удалось получше жить до смерти! На что молиться нам, чтоб дал бог видеть рай? Жить весело и здесь, лишь ближними играй. Играй, хоть от игры и плакать ближний будет, Щечи его казну, — твоя казна прибудет; А чтоб приятнее ещё казался свет, Бери, лови, хватай всё, что ни попадет. Всяк должен своему последовать рассудку: Что ставишь в дело ты, другой то ставит в шутку. Не часто ль от того родится всем беда, Чем тешиться хотят большие господа, Которы нашими играют господами Так точно, как они играть изволят нами? Создатель твари всей, себе на похвалу, По свету нас пустил, как кукол по столу. Иные резвятся, хохочут, пляшут, скачут, Другие морщатся, грустят, тоскуют, плачут. Вот как вертится свет! А для чего он так, Не ведает того ни умный, ни дурак. Однако, ежели какими чудесами Изволили спознать вы ту причину сами, Скажите нам её…» Сим речь окончил он, За речию его последовал поклон. Шумилов с Ванькою, хваля догадку ону, Отвесили за ним мне также по поклону; И трое все они, возвыся громкий глас, Вещали: «Не скрывай ты таинства от нас; Яви ты нам свою в решениях удачу, Реши ты нам свою премудрую задачу!»
А вы внемлите мой, друзья мои, ответ: «И сам не знаю я, на что сей создан свет!»
В 1761 году по заказу одного из московских книготорговцев Фонвизин перевёл с немецкого басни Хольберга. Затем, в 1762 году, он переводит политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», написанный в манере знаменитого «Телемака» Фенелона, трагедию Вольтера «Альзира или американцы», «Метаморфозы» Овидия; в 1769 году сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион». Любимым его писателем был Руссо.
Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона.
Любому понятно, что вся литература вышла из театра и начиналась с пьесс... Точно так-же как Шекспир или Мольер... точно та-же эволючия, только с задержкой 2 сотни лет.... Так что всё логично..... Тем кто мог позволить себе покупать книги и хотел читать на русском, тем вполне хватало переводов западных авторов. Конкурировать с ними было невозможно. И даже если что и появлялось, то так-же и исчезало не оставив следа.
> Или государства до 1783 года не было, или это примерный рубеж катастрофы старого мира и строительстве нового с полным забвением старого. quoted1
Это на основе одного худлита? Или что-то ещё поменялось? Может, новая живопись, например, сменила старую? Или наука отказалась от старых университетов, и обратилась к новым? Прикладное искусство, военное дело, язык, мода, образование, медицина, религия?..
> shuravi (shuravi) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Или государства до 1783 года не было, или это примерный рубеж катастрофы старого мира и строительстве нового с полным забвением старого. quoted2
>Э то на основе одного худлита? Или что-то ещё поменялось? Может, новая живопись, например, сменила старую? Или наука отказалась от старых университетов, и обратилась к новым? Прикладное искусство, язык, мода, образование, медицина, религия?.. quoted1
Не на основе одного! а на основе ПЕРВОГО произведения! не может быть два и более первых. Мы тут не про живопись и науку, а про Великую Русскую Литературу — доказавшую своё величие и непрерывность. в столетиях.
Куда могла исчезнуть русская культура и качественные литературные тексты 17−18 веков? не может народ вдруг внезапно стать гениальным в литературном плане. Потребность в качественных художественных текстах должна была существовать всегда.
Да и распространённые домашние типографии 18 века не для переизданий псалтыря держались. Нашей цивилизации всего два столетия. А всё остальное противоречит фатам. А этот факт имеет массу следствий. И это не я — это Большой Взрыв русской литературы и культуры утверждает.
> Мы тут не про живопись и науку, а про Великую Русскую Литературу quoted1
А почему? Почему для Вас литература — критерий, а Великая Русская Живопись — не критерий? Или Великая Русская Архитектура — и далее по списку? Что за очередное «тут играем — а тут рыбу заворачивали»?
> Куда могла исчезнуть русская культура и качественные литературные тексты 17−18 веков? не может народ вдруг внезапно стать гениальным в литературном плане. quoted1
> Когда началась русская проза? то есть осмысленные литературные тексты которые мы хоть как-то можем понимать на культурном уровне? можно указать точную дату! встречайте — САМОЕ ПЕРВОЕ литературное произведение в России! «Недоросль» Д. Фонвизин. 1783 год! до этого обходились совсем без литературы. quoted1
А как же «Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игореве, Игоря, сына Святославова, внука Олегова»), созданное ещё в XII веке? А оды М.В. Ломоносова, написанные в 30-х годах XVIII века?
> 1760-е годы > Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке > Ода quoted1
Невнимательно читали тему — речь в ней не о наличии текстов, а о многожанровых художественных произведениях:
Между творениями первой и второй половин XVIII века проходит четкая граница, и произведения, созданные в начале века, сильно отличаются от последующих.
На западе уже развивались крупные литературные формы и шла подготовка к созданию жанра романа, а российские авторы еще переписывали жития святых и восхваляли правителей в неуклюжих громоздких стихотворениях. Жанровое разнообразие в российской литературе представлено скудно, она отстает от европейской литературы примерно на век.
Среди жанров русской литература начала XVIII века стоит назвать: Житийную литературу (истоки — церковная литература), Панегирическую литературу (тексты восхваления), Русские стихи (истоки — русские былины, сложенные в тоническом стихосложении).
То есть всё это отбрасывается — и остаётся самое первое высоко художественное произведение «Недоросль» 1783 г. До него литературы как таковой нет.
Karabas_il (Karabas_il) писал (а) в ответ на сообщение:
> Точно так-же как Шекспир или Мольер… точно та-же эволючия, только с задержкой 2 сотни лет…. > Так что всё логично…. > Тем кто мог позволить себе покупать книги и хотел читать на русском, тем вполне хватало переводов западных авторов. Конкурировать с ними было невозможно. И даже если что и появлялось, то так-же и исчезало не оставив следа. quoted1
Допустим археологи раскопали гагаринскую космическую ракету — вправе ли они сделать вывод, что это самый первый опыт обработки металла?
Все события 6 тыс. летней истории человечества написанной под заказ укладывается в одно слово: «ВДРУГ!» (вдруг откуда не возьмись…) А если без слова «ВДРУГ!» то нам всего две сотни лет как цивилизации. У кого такие возможности накатывать «образ диска» — это уже другой вопрос. Но я предпочитаю факты, логику и опыт, а не заклинание «ВДРУГ!».
> shuravi (shuravi) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Мы тут не про живопись и науку, а про Великую Русскую Литературу quoted2
>А почему? Почему для Вас литература — критерий, а Великая Русская Живопись — не критерий? Или Великая Русская Архитектура — и далее по списку? Что за очередное «тут играем — а тут рыбу заворачивали»? quoted1
А потому что литература у нас массово-народная, а живопись или архитектура — на любителя. Из всех искусств важнейшим для нас является литература! (до появления кино) так что право у литературы быть критерием — не отнять. .
> shuravi (shuravi) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Куда могла исчезнуть русская культура и качественные литературные тексты 17−18 веков? не может народ вдруг внезапно стать гениальным в литературном плане. quoted2
>Или ещё «куда могли деться айфоны ХХ века?» quoted1
Программируемые калькуляторы второй половины 20 века. Даже игры в них я загружал.
Хотя появление развитых программ на пустом месте в конце 20 века — неординарное событие опередившее пробующую и ошибающуюся цивилизацию на тысячи лет. в одну секунду были заложены сверхвысокие стандарты которыми мы уже четверть века пользуемся без изменений.
> А потому что литература у нас массово-народная, а живопись или архитектура — на любителя. quoted1
Как это архитектура — на любителя? А где ж народ жил (молился, судился, оборонялся, торговал) — в норах, что ли? Вот литература, при дореволюционном уровне грамотности — точно на любителя.