За разговорами о тысячелетней православной цивилизации у нас забывают, на каком чудовищно низком уровне находилась эта цивилизация в Московии. Достаточно сказать, что к 1600 году в формально православной стране не было ни одного православного учебного заведения – не говоря уже о светских.
Первые православные и светские школы в восточнославянском мире возникают в конце XVI века на территории Речи Посполитой, причем создаются они по образцу польских католических школ и прежде всего – иезуитских коллегий. Первым восточнославянским университетом стала основанная в 1576 году на территории нынешней Украины Острожская академия, костяк преподавательского состава которой составляли бывшие профессора Краковского университета. Именно в Острожской типографии Иван Фёдоров напечатал первую Библию на церковнославянском языке.
Первым же собственно православным учебным заведением стала Львовская братская школа (1570-1580-е годы). Впоследствии, один из её выпускников, Иов Борецкий, основал в 1615 году Киевскую Братскую школу, а другой – Пётр Могила в 1631 – училище при Киево-Печёрской лавре, после чего обе киевские школы объединились в 1632 в Киево-Могилянскую школу, впоследствии, академию. Уставы всех вышеперечисленных школ были построены по образцу уставов иезуитских коллегий, что неудивительно, учитывая доминирование иезуитов в образовательной системе Польши и Центрально-Восточной Европы в целом.
Сын первого ректора Острожской академии Мелетий Смотрицкий, автор первой грамматики церковнославянского языка, был выпускником Виленской иезуитской коллегии. Из пяти униатских митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси в период перед Переяславской радой трое закончили иезуитские коллегии, один – Краковский университет, а последний – греческую униатскую коллегию в Риме. Из четырех православных митрополитов Киева с момента восстановления кафедры в 1620 году и до Переяславской рады, один окончил Острожскую академию, двое – Львовскую братскую школу, причём один из них, Пётр Могила, учился и в католических университетах. Последний – Сильвестр Косов, закончил сначала Киевскую братскую школу, а затем – иезуитскую коллегию в Оломуце.
Как мы видим, верхушка церковной иерархии Западной Руси XVI-XVII веках получила образование либо непосредственно в католических, часто иезуитских учебных заведениях, либо – в православных школах, созданных по образцу иезуитских коллегий. Распространенной практикой был переход в униатство с целью получения образования у иезуитов: последующее возвращение в православие и покаяние почти гарантировали блестящую церковную карьеру. Еще раз заметим, что в течение всего описываемого периода в Московском царстве ещё нет ни одного задокументированного учебного заведения.
Не следует думать, что через Украину в Московию проникала исключительно латинская учёность. Греки, такие как Константин Корнякт, сыграли значительную роль в становлении Львовского православного братства, здесь же, во Львове, был написан и первый учебник греческого на церковнославянском. Не только западная католическая, но и греческая православная культура проникала в Московию через Украину.
>>> >>> Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение: >>>> >>>>>>>> Свидомые не главные .Свидомые просто украинцы-русины хранящие корни своих предков. >>>>>>> я согласен с вопросом Сергея. так арийцы чи ни? >>>>>> >>>>>> Да .На 54% арийцы. >>>>> вот теперь уважуха. а как это измеряется? >>>> >>>> Анализами ДНК.Ra1.
>>>
>>> блин, классно. а можно я тоже буду мерить народы процентами от статистик неведомых тебе анализов хромосом? >>> ты таджик? давай ознакомлю с прайсом quoted3
>>> >>> Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
>>>> .У австрийцев и венгров в языке нет слова украина
>>>
>>> Вам Ленин дал название а вы его посвергали . Благодетели . quoted3
>> >> Нет Ленин оккупировал УНР.Ленин был захватчик и агрессор. quoted2
> > Ленин вам государство дал в ктр вы стали промышленной страной а не СЕЛЮКАМИ и в ООН вошли . quoted1
Нет Ленин оккупировал УНР.Что привело к массовым смертям.Украинцев морили голодом и уничтожали в ГУЛАГах.Оккупация Украины Лениным нанесло большой вред украинскому народу.Не забывай СССР сдох как не способное государство.
>>> >>> Cadet78 (Cadet78) писал(а) в ответ на сообщение: >>>> >>>> Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение: >>>>> >>>>>>>>> Свидомые не главные .Свидомые просто украинцы-русины хранящие корни своих предков. >>>>>>>> я согласен с вопросом Сергея. так арийцы чи ни? >>>>>>> >>>>>>> Да .На 54% арийцы. >>>>>> вот теперь уважуха. а как это измеряется? >>>>> >>>>> Анализами ДНК.Ra1. >>>> >>>> блин, классно. а можно я тоже буду мерить народы процентами от статистик неведомых тебе анализов хромосом?
>>>> ты таджик? давай ознакомлю с прайсом >>> >>> Ну или индус. quoted3
> > ⍟ Свідомий (Свидомый), со мной больше не хочешь спорить?я просто одной ногой в ванне а второй на форуме. мне мыцца или погодить? quoted1
О чем спорить?
Неудивительно, что сосущуствование Московии с единоверной и неизмеримо более образованной Западной Русью (а также Польшей) привело, в конечном счете, к коллапсу старомосковской традиции и культурной колонизации Московии. Этот процесс начался еще до присоединения Левобережной Украины к московскому государству.
Ещё в 1649 году Алексей Михайлович приглашает в Москву для «справы» Библии, т.е. для перевода с греческого и последующего издания, ряд преподавателей Киево-Могилянской академии, в т.ч. Епифания Славинецкого, Арсения Сатановского и Дамаскина Птицкого, первый из которых, предположительно, учился и в католических учебных заведениях.
Помимо Библии украинские учёные издали в Москве целый ряд богословских и светских текстов: Катехизис киевского митрополита Петра Могилы, церковнославянскую грамматику львовянина Мелетия Смотрицкого, тексты по политике, педагогике, медицине, первые в Московии учебники греческого и латыни, сборники античной литературы и т. п.
Епифаний Славинецкий, как мы читаем у Платонова, «занимался переводами текстов св. отцов, составлял проповеди, сочинял жития, выступал с учёно-каноническими справками по разным вопросам церковной жизни и был редактором соборных «деяний» (протоколов) и определений московской церкви, а также переводов подобных же текстов восточных церквей. В его лице московская церковь имела сведущего эксперта по всем вопросам, возникавшим тогда в шумной и тревожной жизни церковно-общественной». Любопытно, что эти же украинские книжники издают в Москве «Кириллову Книгу» виленского богослова Стефана Зизания и «Книгу о вере» киевского митрополита Гедеона Четвертинского – две будущие святыни старообрядцев.
СВИД,а тем не менее... Как все начиналось: письма Филофея Давным-давно, в первых десятилетиях XVI в., псковский церковник Филофей написал серию посланий. Первое – о крестном знамении – он адресовал великому князю Василию, второе – против звездочетцев – дьяку, княжескому духовнику. Это были письма-предостережения против опасностей того времени: астрологов, еретиков и мужеложцев. В обращении к правителю он называет его «охранителем церковного престола» и «царем всех христиан», Москву величает «царством», в котором сошлись все христианские земли, образовав здесь духовный православный центр – «Ромейское царство», Рим. И далее: «Пали первый Рим и второй; третий стоит, а четвертого не случится». - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/223184/tretiy-rim---eto-po... Читай далее
В 1649 году окольничий царя Ф.М.Ртищев перевёз в Андреевский монастырь около тридцати монахов из Киево-Печерской лавры и других украинских монастырей и организовал там школу для перевода на руський иностранных книг, а также обучения древним языкам. Уже к середине века московские и провинциальные монастыри, такие как, например, Дудин монастырь на Оке, оказались переполнены выходцами из Украины и Белоруссии, многие из которых прошли через Киево-Могилянскую школу.