Pashutka (Pashutka) писал(а) в ответ на сообщение:
> Так каковы корни еврейского национализма? quoted1
Тора, естественно Вы выше все уже изложилиPashutka (Pashutka) писал(а) в ответ на сообщение:
> Вот почему через двадцать лет после смешения языков в поколении строителей Вавилонской башни Б-г призвал Аврагама стать отцом Своего избранного народа. quoted1
> Что бы не быть уж очень серьёзным и надоедливым, позвольте познакомить вас, друзья мои с весьма любопытным материалом. > > Американское еврейское издание Shalom Life опубликовало ежегодный рейтинг "Top 50 Hottest Jewish Women of 2014", в который попали девять израильтянок. > > Возглавила этот рейтинг голливудская актриса Скарлетт Йоханссон, в ноябре отметившая 30-летний юбилей. >
> Ниже приведен полный список, с указанием кратких данных о героинях рейтинга. > > "Самые горячие еврейки" 2014 года. ТОП-50 quoted1
Хмм...."самые горячие".... Составители списка, по всей видимости, проверяли каждую.....
В прежней жизни у нас было особое название - "лица еврейской национальности". Марксистско-ленинскому определению нации мы явно не соответствовали.
Но ошибается тот, кто думает, что собственное государство внесло ясность в этот вопрос. Именно в Израиле начинаешь понимать, что мы - действительно "народ, живущий отдельно, и среди народов не числящийся".
В самом деле: кто мы? С одной стороны мы, вроде бы, народ. Обычный народ, у которого есть общий национальный язык, общая религиозная традиция и общее историческое прошлое. Более того - у нас есть самый главный признак народа - кровное родство, происхождение из одной семьи и одного рода.
Со страниц Великой Книги наши предки предстают перед нами живыми людьми. Мы их знаем по именам: Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков (он же Израиль) Лея и Рахель. Знаем, как они жили. Знаем, где они похоронены. Даже если найдётся кто-то, кто докажет нам, что всё это не более, чем легенда, это ровным счётом ни на что не повлияет. Они живут в нашем самосознании - и это главное. Себя мы и называем не просто евреями, а сынами Израиля, домом Яакова.
С другой стороны мы, конечно же, народом не являемся. Достаточно бросить беглый взгляд на израильскую толпу для того, чтобы задать естественный вопрос - а сколько осталось в нас этой общей крови? Внешне мы представляем собой Организацию Объединённых Наций.
Что же нас объединяет? Общее историческое прошлое? А что это такое? Проживание в одном и том же месте, пользование одними и теми же вещами, подчинение одним и тем же законам и участие в одних и тех же событиях?
Очевидно, этого недостаточно для того, чтобы считаться единым народом. Например, у русских и украинцев тоже было когда-то общее историческое прошлое и тем не менее это два разных народа. Что же касается, например, моего исторического прошлого, то оно у меня и моих предков уже давно общее с поляками (судя по фамилии), русскими и украинцами, но вовсе не с евреями, веками жившими в Йемене. Общий язык? Но само наличие общего языка не является признаком единого народа. Достаточно привести в пример англичан и американцев.
Что касается нас, евреев, то до недавнего времени все мы говорили на разных языках, да и нынче общий наш язык иврит для большинства современных евреев не является родным языком. Общая религия? У французов и итальянцев тоже общая религия, но никому и в голову не придёт объявить их одним народом. В нашем же случае еврейская религия в том виде, в котором она существует сегодня, не только не объединяет, а, напротив, разъединяет народ. Это очевидно, даже если не касаться проблемы противостояния ортодоксального и светского населения.
Нигде так не насаждается принадлежность к своей группе, как в среде религиозной ортодоксии. То, что этнические различия явно взяли верх над религиозным, якобы, единством, доказывает факт фактического выдворения религиозных сефардов - выходцев из стран ислама - из среды религиозных ашкеназов - выходцев из христианской Европы. Религиозную партию ШАС, из-за которой все нападают на сефардов, создали ашкеназские евреи именно потому, что хотели от сефардов отделиться.
Общая светская культура? На примере музыки очень легко обнаружить, что и в данном случае нет никакого основания для единства. Я, например, воспитан в европейской музыкальной традиции. И в соответствии с этой традицией меня приучили воспринимать звуки, расстояние между которыми менее полутона, как фальшивые. Восточная же музыка, в традиции которой воспитаны евреи из стран ислама, вся основана на таких звуках. При всём желании я не смогу считать её своей. К ней я могу проявлять лишь интерес постороннего.
Я уже не буду касаться таких областей как кулинария, манера держать себя и одеваться, взаимоотношения в семье и прочее, прочее, прочее. Так что народом в общепринятом смысле нас никак не назовёшь. Нас, конечно, можно определить как некую "новую общность людей". Мы, недавно побывавшие в "новой общности" под названием "советский народ", можем засвидетельствовать, что ничего хорошего из таких экспериментов не выходит. Какие только усилия не предпринимали советские идеологи для того, чтобы эту общность сколотить! Ничего не помогло. Всё развалилось, как только центростремительная сила ослабла.
Народы разбежались по своим естественным домам. Нас можно было бы сравнить с другой "новой общностью людей" - американским народом. Несмотря на то, что корни американской сверх идеи питаются определённой этнической традицией, этой сверх идее присвоен статус универсальной, способной создать плавильный котёл и переплавить в нём народы в "новую общность" свободных людей.
Нынче, как известно, идея плавильного котла уже отменена и её срочно пришлось заменить идеей многокультурности, так как выяснилось, что народы, почему - то, не переплавляются, а напротив жаждут определённой самоидентификации. Для удовлетворения этой жажды вынуждены были изобрести новую терминологию, например "афро-американцы". Но решает ли это проблему? Ведь процент прямых потомков отцов - основателей Соединённых Штатов, которые были англо-саксами и протестантами, в эмигрантской "новой общности" неуклонно уменьшается. А это означает, что всё меньше американцев ощущают свою внутренню связь с культурой, которая сформировала Соединённые Штаты.
От "новой общности людей" мы отличаемся принципиально. Как в советской, так и в американской "новых общностях" собраны народы, корни которых не уходят в самосознание единой семьи и единых предков. Их объединяет некая сверхидея, в которой нет голоса крови и голоса рода. Нас же делает народом именно голос крови.
Кто же мы? Сколько мыслителей ломали голову над нашей загадкой, пытаясь найти нам место в созданных ими антропологических системах, где легко нашлось место всем остальным! Но никто в этом деле не преуспел. Ни Гегель, ни Тойнби, ни Гумилёв.
Профессор Сэмьюэл Хантингтон в своей работе "Столкновение цивилизаций" предложил новую антропологическую схему. И вновь - у всех народов место есть, а мы опять вне.
2 000 - летнее изгнание что-то сделало с нами. В отличие от предыдущих наших изгнаний - египетского и вавилонского - оно проходило не в среде одного народа, а в среде практически всех народов. В среде разных народов мы жили и их культуру впитали в себя как часть своего особенного еврейства.
Сегодня еврей как таковой не существует. Он обязательно должен быть какого -то дополнительного происхождения: турецкий, французский, русский и т.д. Последнее изгнание полностью изменило нашу природу. Она стала двойственной из-за многообразия наших чужбин. Еврейскими у нас остались только общие идеалы, но конкретная жизненная практика - это практика того нееврея, в среду которого нас забросила наша судьба изгнанников.
Собравшись вместе в качестве "народа", мы принялись друг перед другом отстаивать своего нееврея, чью культуру мы отвергли (иначе мы бы ассимилировались) и в чьей среде мы не захотели больше жить (иначе мы не оказались бы в Израиле). Более того, мы настолько осторо ощущаем, что в ценностях отвергнутого нами своего нееврея есть универсальное начало, которое отсутствует у другого нееврея, что готовы перессориться друг с другом, выясняя чей нееврей лучше.
Поразительно, но наше воссоединение в качестве народа происходит в то самое время, когда всё человечество соединяется в одну Глобальную деревню. Проблема единства, которая стоит перед человечеством - это та же самая проблема единства, которая стоит у нас внутри народа. Только в Глобальной деревне у народов нет единого духовного корня (из-за чего и прозвучало предупреждение о грозящей всем войне цивилизаций). А у нас этот единый духовный корень настолько силён, что даже через 2 000 лет разлуки мы по-прежнему считаем себя народом. Если поразительным является наше историческое долголетие, то упрямая вера в то, что мы народ, должна поражать ещё больше. 2 000-летнее изгнание превратило нас в нечто, что не поддаётся обычному определению.
Мы - не народ. Мы - не новая общность людей. Мы - модель человечества в миниатюре, конгломерат народов внутри одной семьи.
Если мы не поймём, насколько важно это самоопределение, то не только не сладим с развалом общества изнутри. Мы не сможем объяснить ни себе, ни другим, что мы делаем на нашей земле после 2000-летнего отсутствия. А если у нас действительно есть миссия в мире - создать внутри народа модель человеческого единства, - значит у нас на этой земле нет конкурентов. И борьба идёт не за обладание землёй, а за то, чьё "учение пойдёт с Сиона" - учение единства и созидания или учение ненависти и взорванных небоскрёбов.
(И всё это не я сказал, просто привёл ещё одну точку зрения. Кстати весьма спорную, на мой взгляд.)
Если обратиться к истории ХХ века, то можно выяснить, что среди лауреатов Нобелевской премии, которая присуждается наиболее выдающимся деятелям человечества в шести областях, евреи встречаются чаще, чем представители других этнических и культурных групп. Примечательно то, что евреи составляют почти 1/5 часть всех лауреатов, хотя их численность мала - менее 1 % от общего населения земного шара.
Чтобы отметить сотую годовщину со дня учреждения Нобелевской премии, в пятницу 26 октября 2001 года в здании драматического театра (г. Сан-Франциско) был проведен юбилейный симпозиум. Более 12 лауреатов присутствовали на мероприятии, где прошли оживленные дебаты и дискуссия за круглым столом.
Среди лауреатов были экономист Мильтон Фридман, профессор Гуверского института, биолог Пол Берг из Стэнфорда и физик Доналд Глэйсер из Беркли. Ироничен тот факт, что мировое признание пришло к евреям в том же веке, в котором их миллионами уничтожали в погромах, холокосте и войнах только из-за того, что они евреи.
Естественно, Нобелевская премия присуждалась евреям не по причине того, что они изначально были избранными, более сообразительными, имели лучшее образование, чем другие, или являлись наилучшими представителями в тех шести областях, в которых присуждается премия.
Наоборот, Нобелевские лауреаты зарабатывают свое признание в традиционном состязании среди наилучших и выдающихся кандидатов, причем очень редко возникают споры по поводу правильности их отбора комиссией.
Самая первая премия была присуждена в декабре 1902 года в Стокгольме Вильгельму Рентгену, открывшему х-лучи. Альфред Нобель (1833-1896), шведский промышленник и изобретатель динамита, завещал 9 миллионов долларов на организацию премии и выдачу денежных вознаграждений (40 000 в 1901 году и около 1 миллиона долларов сегодня) тем, кто достиг наиболее значительных результатов в пяти областях, а шестая, "экономические науки", была добавлена в 1969 году.
Вряд ли Нобель мог вообразить, что наступит время, когда статус лауреата станет почти мифическим. Нобелевская премия (особенно когда этот факт Ирвинг Уэллс сделал сенсацией в своем рассказе в 1960 году) стала самой престижной во всем мире. Конечно же, в списке Нобелевских лауреатов встречаются имена знаменитейших людей, таких как Мария Кюри, Альберт Эйнштейн, Мать Тереза, Уинстон Черчилль, Альбер Камю, Борис Пастернак, Альберт Швейцер, Далай Лама и многие другие.
Среди американских представителей литературы лауреатами стали Синклер Льюис, Юджин О`Нейл, Перл Бак, Уильям Фолкнер, Эрнст Хемингуэй, Джон Стейнбек, Соул Беллоу, Исаак Башевис Зингер и Тони Моррисон. Премированы были также некоторые американские политические деятели: Теодор Рузвельт, Вудроу Уильсон, Джейн Адамс, Линус Полинг (получил еще одну Нобелевскую премию за деятельность в области химии), Мартин Лютер Кинг-младший, Генри Киссинджер и Джоди Уильямс.
В целом около 700 человек (из них 30 женщин) и 20 организаций получили премию, включая двух отказавшихся (Лев Толстой в 1902 году и Жан-Поль Сартр в 1964 году). 1/3 победителей - американцы. Примечателен тот факт, что 14 % из присутствовавших лауреатов на праздновании юбилея были калифорнийцы, многие из них получили престижное образование и сейчас занимаются исследовательской деятельностью в институтах страны. Еврейские имена в списке победителей встречаются 127 раз (18 %). Это удивительно для группы людей, менее 1 % мирового населения. Но эта диспропорция скорей всего будет сохраняться и в дальнейшем, потому что по сравнению с другими представителями народов сейчас евреев больше в таких областях, как физика, социальные науки, литература.
Исследование больших профессиональных сообществ, из которых отбираются претенденты на Нобелевскую премию, показало еще большую диспропорцию. Например, 1/3 часть работников Гарвардской медицинской школы - евреи.
Чем же объяснить феномен евреев? Конечно, они не избранные: премия присуждается шведскими институтами. Стандартный ответ таков: образованность и эрудиция почитаются в еврейской культуре, поэтому евреи всегда стремятся пополнить свой багаж знаний, что, в свою очередь, позволяет им быть в большем количестве в составе соискателей на премию, чем представителям других народностей. Как правило, все лауреаты высоко образованны, но бывают и исключения, например Мать Тереза.
Возникает еще один вопрос: почему физика, которую восхвалял Альфред Нобель, столь притягательна для евреев? Альберт Эйнштейн, преемник Ньютона, Галилея и Коперника, и еще многие знаменитые ученые в этой науке - евреи. Это не историческая случайность, это статистическая невероятность. Такие достижения не всегда удавались евреям. Например, нацисты не воспринимали "еврейскую физику", и целое поколение германских ученых (евреев) не было признано и депортировано из страны.
В литературе тоже очень много евреев. Среди лауреатов Нобелевской премии встречаются такие имена: Генри Бергсон, Борис Пастернак, С. Агнон, Нелли Сачс, Соул Беллоу, Исаак Башевис Зингер, Иосиф Бродский и Надин Гордимер. Евреи гордятся лауреатами премии мира: Генри Киссинджером, Менахемом Бегином, Эли Визелем, Ицхаком Рабином и Шимоном Пересом.
В области экономики премию получили (присуждается с 1969 года) 13 евреев, более 40 % от общего количества. Среди них Поль Самуэльсон, Герберт Шимон и Мильтон Фридман. Но до сих пор кажется невероятным, как евреям удавалось получать высшее образование и улучшать мастерство в теоретической мысли, в то время как они были вовлечены в тысячелетнюю борьбу за выживание. Может, желание познавать мир является отличительной чертой, которая помогает евреям повышать образование и подниматься по карьерной лестнице.
Какими бы ни были причины поразительного успеха евреев, они должны гордиться, что сумели принести пользу миру. Их количество среди лауреатов поражает: 37 в области физики, 27 - химии, 39 - физиологии и медицине, 10 - литературе, 13 - экономике и 7 лауреатов премии мира.
В СССР все было просто: есть евреи, а есть неевреи. В стране Израиль, где кругом - евреи, такая классификация малозначима. Вместо нее наука ввела новое понятие: субэтнические (так как относятся к одному этносу - еврейскому) группы. Наиболее крупное деление - сефарды и ашкеназы. Откуда оно происходит ?
Две страны из тех, где веками жили евреи, оставили наиболее страшные воспоминания в национальной памяти - Германия и Испания. Германия на иврите - это "Ашкеназ", а Испания - "Сфарад". Поэтому каждый еврей прежде всего спешит определить себя как "ашкенази" или "сфаради". Не торопитесь делать вывод, что предки ашкеназов обязательно из Германии, а сефардов - поголовно из Испании.
Точное определение таково: ашкеназ - это тот, чьи прабабушки и прадедушки говорили дома на идише, а если и не говорили, то только потому, что стеснялись. Сефарды же - это те, чьи предки не могли похвастаться идишем.
Ашкеназы и сефарды - понятие культурное, связанное с двумя традициями, идущими из средних веков. Сефардская - более старая, - от еврейских общин Испании, откуда евреи были изгнаны в 1492 г.,и вообще Южной Европы. Ашкеназская - более молодая, сформировавшаяся в еврейских общинах Центральной и затем Восточной Европы. К сефардам относятся и такие группы евреев, чьи предки никогда в глаза ни Испании, ни Южной Европы не видели, однако их традиция берет свое начало в те времена, когда ашкеназской культуры еще практически не было, и поэтому эта традиция скорее сефардская. Это верно в отношении иракских, персидских, йеменских, индийских, бухарских, грузинских, горских и некоторых других еврейских общин.
Как складывались отношения между выходцами из разных общин в Израиле? Ответ на этот вопрос зависит от того, с какого момента начать. Мы начнем не издалека: 100 лет назад. К этому моменту в Палестине жили обе общины - сефарды и ашкеназы. Первая, составлявшая 60% от общего еврейского населения Палестины и чувствовавшая себя увереннее, - сефардская. По простой причине: сефарды были богаче. Но были и причины дополнительные: во-первых, сефарды появились здесь гораздо раньше. А во-вторых, Палестина входила тогда в состав Оттоманской (Османской) империи,т.е.Турции. Менталитет оттоманских чиновников был сефардам куда понятнее, чем ашкеназам. Но о бледнолицых ашкеназах- потом.
Большинство сефардов были не просто сефардами, а "самехтетниками", от букв "самех" и "тет", образующих аббревиатуру "сфаради тагор", то есть "чистый сефард". Носили они звучные фамилии, будто взятые напрокат из истории испанской литературы: Кальдерон,Рувио, Абарбанель, Охана, Толедано, Кордоверо, Маурициано, Альфасси, Монтефиоре, Азулай, а также - Кастро(!), Франко(!)... Половина из них могла без запинки назвать адрес родового дома в Арагоне и свободно прослеживала свою родословную до эпохи Колумба, а половина прослеживала еще на пятьсот лет раньше, с домом в Кастилии.
Не только проверить родословные с адресами, но и похвастаться ничем подобным не могли Шнейдеры, Блюментали, Абрамовичи, Розенберги, Шулим-зоны и Дворкины - словом, ашкеназские евреи Палестины. Максимум, что у них было, - это воспоминания о польском (литовском, украинском) местечке, откуда пришли они сами или кто-либо из их предков, чтобы учиться в иешиве на Святой Земле. Правда, если бы они покопались в своих фамилиях, то обнаружили бы, что непонятная идишскому уху фамилия Раппопорт, например, означает "Рав де-о Порто" (по имени известной раввинской сефардской академии), Менделевич зачастую происходит от итальянских евреев по фамилии Мендоза, а самая звучная для хабадников фамилия Шнеерзон от имени первого Ребе любавичских хасидов, которого звали Шнэур-Залман, то есть сеньор Соломон. Да и не только эти фамилии..
В конце прошлого века в Палестине появились "новые" евреи. Новыми они были потому, что приехали не только учиться на Святой Земле, но и строить на ней еврейскую жизнь - одним словом, сионисты.
В большинстве своем это были евреи Российской империи - в основном из Украины, Польши, Прибалтики... Успехи сионизма (движения европейского как по духу, так и по составу) привели к тому, что ашкеназы скоро оказались в большинстве. Более того, по мере политизации еврейского населения Палестины, они стали политическими лидерами новосозданных партий, а когда в ходе I-II мировой войны Палестина была завоевана Англией и в стране установился британский мандат, ашкеназским евреям было куда легче налаживать связи с британскими чиновниками, чем сефардам (точно так же,как последним было легче с чиновниками оттоманскими...).
Так впервые установилась здесь ашкеназская гегемония. Надо сказать, что существовала еще одна группа евреев, решивших в конце ХIХ века, что настало время народу Израиля возвращаться в свою страну. Это были 15 тысяч евреев Йемена - несколько деревень, целиком переселившихся на Святую Землю. Им было тяжелее всех: их не признавали своими ни сефарды из-за бедности йеменитов, ни ашкеназы из-за, понятно, незнания идиша, а все вместе потому, что те были какие-то другие. Йеменские евреи, привыкшие к совершенно иной жизни, страдали и бедствовали, но не покидали Страну Израиля...
Со временем ашкеназская доминанта конкретизировалась в польскую: эмиграция из СССР была запрещена, а антисемитизм и сложное материальное положение в Польше подстегнули многих евреев перебраться в Палестину. Сегодня можно ворчать по поводу того, что "власть в Израиле принадлежит тем, чьи дедушки приехали из-под Гданьска в тридцатом", но именно эти дедушки осушали болота, создавали первые школы, заводы, фермы, спортивные клубы и отряды самообороны против арабских бандитов. Не только они, разумеется, но их было большинство.
После победы нацистов в Германии в Палестину приехали "самые ашкеназкие", то есть немецкие, евреи: их называли "йеким" (мн. ч. от иски). 160 тысяч йеким были сильно не похожи на польских ашкеназов: они носили галстуки и жаловались на отсутствие культуры. И была в них еще одна черта: независимо от образования и звании, они не чурались любой работы и старались выполнять ее добросовестно. Рассказывали, что на ночной стройке работают йеким, передавая друг другу кирпичи, они говорят: "Бит-те, герр доктор. - Данке, герр профессор.- Битте, герр доктор. - Данке, герр профессор..."
Но не только этот след оставили они в Палестине: прекратив жаловаться на отсутствие культуры, они приняли активное участие в создании симфонического оркестра, банков, юридической системы, хайфского Техниона. Без них невозможен был бы тот взлет интеллектуальной жизни, который произошел в Палестине в 30-е годы.
Катастрофа европейского еврейства во второй мировой войне полностью изменила карту еврейских общин мира. Чудом выжившие в концлагерях и гетто, возвращались евреи в те дома, где выросли, - и находили либо пепелище, либо соседей антисемитов, встречавших их приветствием: "Жалко, что Гитлер вас не добил!" И тогда многие из них решали отправиться действительно "домой" - в Эрец-Исраэль.
Английские войска не пускали их, отлавливали корабли с нелегальными иммигрантами, заключали евреев в новые лагеря - на Кипре, - и так до провозглашения Государства Израиль в 1948 году. 14 мая 1948 г. Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля, зачитал Декларацию независимости. Голос его дрожал при словах: "Двери Страны будут открыты для каждого еврея".
В течение первых четырех лет своего существования Государство Израиль приняло новых эмигрантов больше, чем составляло его население. Сначала это были остатки еврейских общин - Румынии, Польши, Венгрии, Австрии, Германии, Чехословакии. Шла война за независимость Израиля, и некоторые из новых репатриантов отправлялись на фронт, еще не успев выучить первую сотню слов на иврите.
А затем началось то, чего еще не знала страна Израиля: 30-е и первая половина 60-х годов прошли под знаком собирания рассеянного сефардского еврейства. Большинство евреев-сефардов жили тогда в мусульманских странах: Марокко, Ираке, Египте, Сирии, Иране и других. Это были разные общины, с разной судьбой: в Ираке, например, евреи составляли ядро коммунистического движения, в Марокко или Алжире, бывших тогда французскими колониями, они принадлежали к французской культуре, и часть из них (жители больших городов) рассматривалась окружающими как французы еврейского вероисповедания; в Иране община существовала уже более двух тысяч лет и обладала сильными позициями в экономике страны, а в Йемене евреи жили в деревнях, где не слышали об электричестве...
Положение евреев в арабских странах последовательно ухудшалось с развитием арабского национализма, а после создания Израиля и его победы в войне за независимость стало невыносимым: над ними издевались, их били и грабили - под лозунгом борьбы с сионизмом. Это было похоже на то, что произошло раньше с евреями Европы, но с той разницей, что из многих мусульманских стран сефардские евреи, как правило, могли уехать: из Северной Африки - во Францию, в Канаду и другие страны, где существовали сильные сефардские общины; из Ирака - в Англию.
В особенности это касалось богатых и образованных евреев, а таких было множество. И все-таки большинство из них выбрали Израиль. Около миллиона евреев из арабских стран прибыли в страну за этот период. Было бы лицемерием сказать, что их встретили братскими объятиями. Точнее, объятия были, но братство - не очень. Потому что ашкеназскому чиновнику было проще рассматривать себя как носителя передовой культуры, а еврея из Касабланки или Багдада - как дикаря и босяка (даже если он учился в Сорбонне или имел свою фабрику).
Да, все новые репатрианты жили не в райских условиях, подавляющее большинство - в барачных поселках, но для родившегося в Марокко еврея было к тому же горько сознавать, что ему не предлагают пойти на ту работу, куда приглашают его соседа из Румынии, а его сыну в школе объясняют, что он должен забыть свою "примитивную культуру" и во всем подражать "белым" израильтянам. Эта травма оказалась живучей: о ней помнят и дети, и внуки репатриантов 50 годов. Но сефардские евреи стиснули зубы и пошли работать, учиться и защищать страну. И если бы не они - Израиль был бы вдвое меньше и вряд ли смог бы победить в обрушившихся на него войнах.
Самой активной из восточных общин оказалась марокканская, составлявшая около четверти миллиона человек. Первыми из восточных евреев они решили спасение утопающих... то есть репатриантов - дело рук их самих, причем политическое дело. В конце 60-х - начале 70-x годов израильский истеблишмент потрясенно взирал на то, как десятки молодых ребят из "марокканских" кварталов становились общественными деятелями, мэрами городов, а затем - членами кнессета и министрами.
А в 70-е годы началась новая алия. Та, которую ждал весь Израиль, в ожидании которой воспитывалось целое поколение, - алия из СССР. Она принесла свои проблемы: не было другой общины в еврейском мире, которая была бы столь оторвана от еврейских традиций. Но она принесла и новый дух, и математиков, и музыкантов, и спортсменов, и создателей новых поселений. - На сегодняшний день число выходцев из бывшего СССР в Израиле достигло миллиона и продолжает расти. С гордостью или без - однозначно можно сказать: среди моря акцентов современного иврита русский - самый массовый.
За недостатком места мы не рассказали о многом: об операции "Ковер-самолет", когда в течение первых двух лет существования Израиля доставляли йеменских евреев через день на самолетах, пересекая весь Аравийский полуостров, пока не вывезли так всю 48-тысячную общину, и о том, как дети тех, кто в полете разводил огонь, чтоб согреться, стали политиками, адвокатами, бизнесменами, генералами.
И о том, как в 1956 г., после подавления советскими танками революции в Венгрии, бежали в Израиль вчерашние венгерские патриоты; как переходили границу иракские евреи-коммунисты; как был пробит железный занавес молчания письмом 18 еврейских семей из Грузии; как встречали узников Сиона из СССР в аэропорту Бен-Гурион; как постепенно таяло еврейство в Румынии - и продолжало здесь свою судьбу; как впервые сефард стал министром обороны Израиля; как нашли свое место в Израиле темпераментные выходцы из обеих Америк...
Герой Стругацких мог бы поставить здесь точку: "...это уже другая история". Но это не другая, а та же самая - наша история, где бы она ни начиналась: на Украине, где родился я, или в США, Венгрии, Германии, Марокко, Йемене, Польше, ЮАР, Франции, Румынии и иочти во всех странах земного шара, где родились мои соседи. И у этой истории есть настоящее и будущее: мои дети - израильтяне.
Активное участие евреев в революционном движении, является одним из феноменов психологии каждого еврея, кроется в еврейском национальном характере.
Действительно, мессианский комплекс проявляется в поведении евреев, даже если в их действиях, на первый взгляд, нет ничего специфически еврейского.
И в нерелигиозных своих проявлениях он включает обостренную чувствительность к боли и страданиям, коими полон окружающий мир, сочувствие к бедам других. Для мессианского восприятия мира характерна также обостренная реакция на проблемы других людей, которая приводит к осознанию личной ответственности, своей обязанности помочь им.
Бесчисленны примеры того, как евреи вступали в освободительные движения тех стран, в которых жили, а иногда они стояли у истоков подобных процессов, возглавляли их.
Общим для всех утопических явлений подобного рода является подобие декларируемых ими целей мессианской идее глобального избавления от страданий. Общеизвестно, что огромное число евреев приняли участие в революционных движениях разных стран; в процентном выражении оно, как правило, несравненно выше доли евреев в населении.
Необходимо подчеркнуть, что особо привлекательными для евреев являлись те общественные движения, которые стремились к радикальному улучшению окружающего мира. Это справедливо и по отношению к национально-освободительным движениям, и к социальным: установление всеобщего мира, внутреннее самосовершенствование, помощь униженным и голодным и даже сохранение окружающей среды. Пути к достижению этих задач могли быть самыми разными - от кровавого переворота до разъяснительной работы или парламентского лоббирования.
В самом деле, евреи составляют непропорционально большой процент участников подобных движений, не имеющих, на первый взгляд, между собой ничего общего, а зачастую являются их создателями и лидерами.
Они с воодушевлением присоединяются и к левым, и к правым организациям радикального толка, космополитическим течениям и религиозным сектам…
Общим местом для этих движений, организаций и партий является утопическая идея, к которой все они в той или иной мере причастны. Выдвигаемые ими требования, направленные на конкретные преобразования в положении отдельной страны, народа, расы, социального слоя, могут рассматриваться как часть универсальной утопии мессианского типа.
Участвуя в столь разнообразных освободительных и преобразовательных движениях, будучи их рядовыми членами, становясь их лидерами и вождями, евреи, как правило, не задавались вопросом о собственной - личной или национальной - выгоде. Они были движимы отнюдь не желанием получения личной выгоды в сочетании с манией величия, но мессианским комплексом, выражавшимся в страстной жажде устранения несправедливости, дополняющейся ощущением своей обязанности предпринять ради этого те или иные конкретные шаги.
Таков первичный импульс, лежащий в основе радикальной политической деятельности евреев; даже если потом к нему присоединяются иные мотивы и желания, исходной точкой является все-таки стремление помочь страждущему, исправить несовершенства этого мира.
Еврей не задает себе естественный, казалось бы, вопрос: кто тебя поставил судьей? Кто дал тебе право решать? Однако этот вопрос не раз звучал из уст представителей иных народов, чувствовавших в еврейском вмешательстве скрытую угрозу; нередко его задавали те самые люди, ради светлого будущего которых и боролись евреи. Разумеется, помощь евреев - не только вождей, но и рядовых участников революционных движений, - часто принималась с благодарностью, но все же даже благодарность нередко сопровождалась отторжением: а тебе какое, собственно говоря, дело до моих проблем?
Зачастую естественным следствием подобных вопросов становились подозрения в том, что помощь униженным и оскорбленным является лишь прикрытием для каких-либо неблаговидных личных интересов. Так или иначе, подлинные мотивы, толкавшие евреев на самопожертвование, на бескорыстное служение иным народам, так и остались непонятыми.
Во всех поколениях встречались религиозные евреи, которые просто не могли поступать иначе, ощущая свою обязанность - как евреев - способствовать освобождению мира от страданий. Однако так же действовали и те, чье мировоззрение было далеко от иудаизма. Многие были движимы подсознательным импульсом, влечением, которое они сами не могли толком объяснить.
Участие евреев в радикальных политических движениях объясняется отнюдь не давлением со стороны и не их личной выгодой, но подсознательным стремлением положить конец страданию - причем, в первую очередь, страданию других.
Надо всегда помнить, что первый освободитель в истории еврейского народа, Моисей, на заре своей богатой событиями жизни убивает египтянина, избивавшего еврея. Никто не требовал от приемыша фараона вступаться за несправедливо обиженного; он руководствовался тем же непреодолимым стремлением помочь страждущим, устранить несправедливость.
Его не остановили ни неблагодарность тех, за кого он вступился, ни их активное противодействие. Ведь он пришел к ним на помощь не по их просьбе, но повинуясь собственному внутреннему голосу, своей мессианской идее.
Подобное стремление находит выражение отнюдь не только в радикальных, революционных течениях или общественной деятельности. Оно проявляется и в частной жизни, на повседневном уровне.
Тот же импульс, который толкает одного человека к вступлению на путь политической активности, приведет другого к выбору профессии врача или раввина. Они движимы одной и той же внутренней силой, принимающей разные формы в зависимости от характера людей или от условий, в которых они находятся.
Это тождество не так-то легко разглядеть с самого начала. И все же юный революционер-атеист, основавший в какой-нибудь стране движение национального освобождения, солидный врач, лечащий больных, утомленный педагог, из последних сил обучающий чужих детей, раввин, пытающийся решить личные проблемы прихожан, - все они движимы одним и тем же подсознательным импульсом, мечтой еврейского ребенка: стремлением стать Мессией.
Думаю, что вы комсомолец- ренегат.... Pashutka (Pashutka) писал(а) в ответ на сообщение:
> Бесчисленны примеры того, как евреи вступали в освободительные движения тех стран, в которых жили, а иногда они стояли у истоков подобных процессов, возглавляли их. > > Общим для всех утопических явлений подобного рода является подобие декларируемых ими целей мессианской идее глобального избавления от страданий. Общеизвестно, что огромное число евреев приняли участие в революционных движениях разных стран; в процентном выражении оно, как правило, несравненно выше доли евреев в населении. quoted1
Ливия, Ирак, Сирия... к чему привели эти "освободительные движения" мы хорошо знаем
"Он сидел на корме, смотрел на воду и мучительно выпарывал из своего обнаженного сердца нити воспоминаний…"
(Меир Шалев "Русский роман")
До тех пор, пока мы жили-поживали в Советском Союзе, мне всегда казалось, будто бы евреи - это единый народ, но только рассеянный и по крупице повсюду разбросанный.
Нас было так много в Узбекистане, где родился, еще больше на Украине, где учился, немереное число евреев жило в Молдавии, где работал.
Водил знакомство с евреями из Прибалтики, Грузии, Армении. В наш студенческий круг входили евреи польские, бухарские, горские - отличий между нами было много, но еще больше было общего. Потому и вырос с убеждением о единых корнях еврейства.
О том же говорили и книги, писавшие о евреях. Разве евреи из Бельгии и Польши, Германии и Румынии, Венгрии и Голландии, носящие желтые звезды Давида и сгоревшие в печах Освенцима - разве все они не были евреями, которых я знал и которые были одной крови со мной?
Усомниться в этом наивном допущении заставил меня Израиль. Столкнулся здесь впервые с четким делением на ашкеназов и сефардов, на подчеркнутое внимание к тому, откуда еврей родом. К выходцам из Марокко, Йемена, Аргентины, Турции, Болгарии, Германии был один подход. Зато к репатриантам из России, Украины, Молдавии - совсем другой. Вероятно, теоретически, в идеале все евреи были едины - но практически все мы разные и подчиняемся разным сложившимся стереотипам.
"Погляди, жар нашего сердца распорот на нитки", - писал он многие годы спустя в одной из своих записок".
Последние годы тот устоявшийся тезис о единстве евреев из бывшего Союза был поколеблен. Сомнения одолели.
Так пришлось мне недавно пообщаться с родственниками, приехавшими из Днепропетровска. Конечно, так как мы не виделись 25 лет, то изменились все до неузнаваемости, но поразило меня другое. Те сионистские идеи, с которыми мы когда-то покинули страну Советов, стали сегодня неактуальными. Зато проснулись национально-патриотические украинские настроения. Как однозначно приняли оставшиеся евреи сторону новых киевских властей, как проклинали политику Путина, сколько претензий накопилось у них к русским.
Тогда-то и подумалось: если бы пришлось им, украинским евреям, пообщаться с евреями из России, настроенными, естественно, пророссийски, то вряд ли нашли бы между собой евреи общий язык.
С тем же явлением столкнулся я прошлым летом в Канаде, где евреи, выходцы из Украины, давным-давно проживающие в Торонто, всей душой и и щирым украинским сердцем голосуют за "самостийну Украину без москалей". И никаких доводов об украинском национализме, фашистских лозунгах, воспевающих Степана Бандеру, они не слышат.
Совсем недавно познакомился с группой израильтян, выходцев из Луганска и Донецка, которые соорганизовались, создали в сети группу единомышленников, встречаются и изо всех сил борются отсюда с ненавистным путинским режимом, обвиняя Россию в развязывании войны на Украине.
Казалось бы, что им Гекуба? Почему, оторванные в течение долгих лет от Украины, они упрямо подражают украинцам? Каким боком коснулся подъем национализма в Украине канадцев, американцев и израильтян, рожденных там?
"Пинес процедил несколько слов по-русски, на который все отцы-основатели переходили, когда бормотали что-то про себя…"
Когда таких фактов накопилось предостаточно, вот что подумал. Может быть, евреи и не единый народ, но есть черта, которая делает их схожими, отделяет их от других наций. Это особая пластичность и переменчивость, умение вживаться и легко трансформироваться, желание уподобиться тому народу, среди которого они живут.
О том же пишет Меир Шалев в "Русском романе", цитатами из которого мы обильно приправили статью. Его герои - отцы-основатели Израиля - создают на новой земле новую нацию. Нацию Свободных Израильтян. Но сделано это не потому, что ненавидят они свое русское прошлое, не потому, что опротивели им русские обычаи, не потому, что вспоминают антисемитские выходки - а потому, что Страна требовала и ждала новых людей. Потому и евреи, мягкие как глина в руках Б-га, позволили вылепить из себя израильтян.
Бабель в своих "Красноармейских дневниках" высказался едко, но очень точно: "Евреи - глина, строительный материал истории". Материал, из которого можно прекрасно лепить любые формы, который легко поддается изменению и хорошо сочетается с другими материалами.
Потому евреи, попавшие в Израиль, перебродив и сломавшись, медленно, но неудержимо переделываются в израильтян. Потому и евреи, эмигрировавшие в Америку, Канаду, Австралию и прочие Ново Зеландии, помаявшись и набедовавшись, охотно выдают себя за аборигенов. Правда, долго еще в глубине души мнят себя евреями, хотя от еврейства остается лишь смутная тень воспоминаний.
Так бы и оставаться евреям мягкой и податливой глиной, готовыми приспособиться к любым изменениям, если бы не вбросил грозный Б-г, имени которого даже произносить нельзя, если бы не замешал Он в тот замес щепотку антисемитизма. И вмиг затвердевает текучая глина и принимает форму настоящего еврея.
Живым примером тому европейские евреи. Ну, кто бы заставил французских или бельгийских евреев совершить алию в Израиль, кто подумал бы о том, что они могут покинуть свою налаженную жизнь.
Но стоило подняться в Европе антисемитской волне - как тут же выяснилось, как много есть потенциальных репатриантов. Вот что пишет Роберт Берг в статье об эмиграции евреев из Франции и Бельгии под давлением антисемитов: "Руководители общин выражают беспокойство, что все это в результате приведет к массовому исходу евреев из Европы и их репатриации в Израиль".
Автор: Яков Бендерский ( С которым я совершенно не согласен)
Да причина одна. потому как сегодня это не актуально, "дела давно минувших дней" как говорится.
Да действительно в семидесятые годы и в начале восьмидесятых - конфликт этот был серьёзной угрозой единству народа, но у власть придержащих (независимо правые это были или левые) хватило ума отказаться от концепции "плавильного котла", что привело к тому, что Израиль сохранился как совокупность разных общин.
На сегодняшний день проблема межобщинных столкновений не очень интересна рядовому израильтянину.
И это я говорю совершенно ответственно, как отец двух дочерей, фактически наполовину сфарадиот, с бесчисленным количеством количеством родственников сфарадим и клиентурой по месту работы, почти на 75 % сфарадим.
После происшедшего в начале девяностых всплеска противостояния по линии «марокканцы-русские», этот спор больше не возникает в серьезном виде.
Израиль продолжает зависеть от арабской угрозы, и это волнует израильтян прежде всего. Даже если каким-то чудом эта тема станет менее животрепещущей, на первом плане все равно будет другой конфликт, а именно взаимоотношения между религией и государством. .
Pashutka (Pashutka) писал(а) в ответ на сообщение:
> Израиль продолжает зависеть от арабской угрозы, и это волнует израильтян прежде всего. > Даже если каким-то чудом эта тема станет менее животрепещущей, на первом плане все равно будет другой конфликт, а именно взаимоотношения между религией и государством. quoted1
Я тебе, дорогой ты мой товарищ, уже много раз говорил, что море крови в Израиле, а теперь и на Украине - льётся из-за тебя и таких как ты.
Строя из себя наивных дурачков, вы поощеряете бандитов, использующих женщин и детей, как "живой щит".
Будущая «Новороссия» создана Путиным практически без единого выстрела. Более того – Путиным придуман принципиально новый вид войны, рассчитанный на новые международные условия. У этой войны есть несколько особенностей.
1. Женщины и дети
В традиционных войнах женщины и дети не используются, именно потому что они слабые. В новой войне женщины и дети, а также гражданское население являются самой важной боевой силой. Как заявил сам Владимир Путин на пресс-конференции: «И пускай они попробуют стрелять в своих людей, за которыми мы будем стоять не спереди, а сзади».
Именно так, как он заявил, это и происходило.
Первыми такую тактику использовали палестинские террористы, чему я был непосредственным свидетелем. Теперь ее используют освободители Украины от «фашиствующих бандеровцев». Тактика эта строится на том, что, согласно новым мировым правилам, тот, кто стреляет в гражданское население – неправ.
2. Медиасоставляющая
Медиасоставляющая новой войны огромна. Пиарщики являются не менее важным ее компонентом, чем «живой щит». Если в обычной войне боевые действия совершаются ради победы, то в новой войне главной целью тех или иных операций является пиар.
В Палестине целые операции ХАМАС проводит ровно для того, чтобы потом снять соответствующую картинку. Точно также обращает на себя внимание высокая – и даже местами руководящая – роль пиарщиков во всей операции по аннексии Юго-Востока Украины.
К примеру, люди, захватившие аэродром в Славянске, отчитывались перед московским пиарщиком Александром Бородаем, который инструктировал их, как и что говорить корреспонденту «Лайфньюс».
Медиасоставляющая играет такую роль потому, что предстать жертвой в этой войне куда важнее, чем одержать победу. Понятно, что когда вы стремитесь одержать победу, у вас одна тактика, а когда вы с помощью пиарщиков преувеличиваете собственные жертвы – то тактика совершенно другая. Вам, грубо говоря, больше не нужно убивать чужих. Вам достаточно убивать своих и обеспечивать при этом нужное пиар-сопровождение.
Вспомним случай с журналистом BBC Джихадом Машарави,фотография которого с мертвым одиннадцатимесячным сыном на руках в конце 2012 года обошла все мировые агентства. Джихад Машарави рыдал навзрыд и объяснял, что сын его убит ракетой кровавой израильской военщины. Ракета на самом деле была палестинской.
А теперь вспомните случай в Славянске, описанный корреспондентом «Новой газеты» Павлом Каныгиным, когда неизвестными боевиками был застрелен случайный прохожий, после чего в морг немедленно прибыла его «невеста». Накрашенная и специально подготовленная девушка не знала фамилии «жениха», но громко причитала, что его убили «бандеровцы».
3. Обвиняй других в том, что делаешь сам
В ходе такой войны агрессор приписывает жертве то, что делает сам. Таким образом, жертва в глазах распропагандированного населения превращается в агрессора, а агрессор – в справедливого мстителя.
В 1936 году муллы призывали палестинцев резать евреев, утверждая, что те режут мусульман. В 2008 году осетинские пропагандисты рассказывали по российскому телевидению о том, что грузины «творят геноцид» и наматывают осетинских детей на гусеницы танков, чтобы учинить – руками разъяренного осетинского народа – этническую чистку в грузинских анклавах. Сейчас Москва засылает вооруженных диверсантов в Донецк и организует местных люмпенов, но при этом она обвиняет в этом Запад.
4. Главный объект атаки – мозги тех, кого ты освобождаешь
Основным объектом воздействия в такой войне является не противник, а собственное – или «освобождаемое» – население. Оно зомбируется и превращается в охваченную паникой толпу, которая устраивает погромы и этнические чистки, а также встает живым щитом перед войсками противника. Люди, не охваченные общей истерией, отторгаются толпой или просто оказываются убиты.
К примеру, в ходе еврейских погромов в Палестине 1936 года жертвы исчислялись тысячами, но евреев среди них было несколько сот. Остальные убитые были палестинцами, которые сочувствовали евреям или не хотели их убивать.
Точно также на Юго-Востоке Украины во время операции по спасению украинских граждан от мифических «бандеровцев» происходят вполне реальные похищения людей, несогласных с этим «освобождением». В частности, похищены депутат горсовета Рыбак, журналист Сергей Лефтер, сын общественного активиста Артура Стуликова и др.
Если в романе Оруэлла «1984» пропаганда и двоемыслие навязывались сверху, то в ходе такой войны они навязываются обществом каждому его члену. Люди, не потерявшие способность мыслить, не выдерживают напора агрессивных фанатиков и предпочитают слиться с коллективом.
Несложно заметить, что и ХАМАС, и Путин в своей тактике используют наиболее уязвимые места в современной идеологии Запада. Во-первых, представление о суверенной воле большинства. Именно народ – не элита, не буржуазия, не власть – с точки зрения современной западной теории, является сувереном. Но что если 90% этого народа, как в Египте после 11 сентября, одобряет взрывы Башен-близнецов? Современная западная бюрократия уходит от ответа.
А во-вторых, современный Запад осуждает любое применение силы со стороны государства, но не замечает насилия в том случае, если оно исходит от «активистов», «общественных организаций» или «народа». Это дает бесконечную свободу злой воле.