Меня тоже в юности заинтересовал вопрос, а почему собственно Тору Создатель даровал именно евреям.
И как всегда, когда у меня имеются вопросы, я иду........ Правильно, к раву и вот, что он мне ответил.
Евреи всегда вели себя прилично, не убивали, не грабили, на чужие земли не зарились. Если и раздражали другие народы, то только громкими голосами, многословием и оживленной жестикуляцией.
Поэтому и приходится антисемитам в поисках повода к очередному погрому так натужно морщить лбы, припоминая еврейские козни. Кроме непременной крови для мацы и насильственного спаивания народа, который испокон веков был трезвенником, нас обычно попрекают манией Б-гоизбранности. С этим стоит разобраться.
"И чтобы поставил Он тебя выше всех народов, которые Он создал... чтобы был ты народом святым у Б-га, Всесильного твоего, как Он обещал". "Ведь Б-гу... принадлежат небо, и все, что над небом, земля, и все, что на ней. Но только отцов твоих полюбил Б-г и избрал потомство их... вас, из всех народов..."
Вокруг этого нашего избранничества царит великая путаница, бурлят страсти, копятся обиды. А все по незнанию: не о чем спорить – им нечему завидовать, нам нечем тяготиться.
Помню, как моя бабушка смотрела телевизор. Больше всего она любила титры и жадно читала фамилии всех, причастных к созданию фильма; строки ползли, а она, стараясь никого не пропустить, сортировала все фамилии, от режиссера до осветителя, на "наших" и остальных.
Так вот, никакого отношения к избранности процент евреев в титрах не имеет. В той же мере не имеет к нему отношения и доля евреев в списке нобелевских лауреатов, Героев Советского Союза, чемпионов мира по шахматам и заслуженных ветеринаров Австралии.
Рабби Хаим бен Атар пишет: "Всевышний избрал еврейский народ не за то, что он самый умный и образованный среди всех народов..." Впрочем, и он это не придумал.
Если вы станете искать в Торе обещание Всевышнего вроде того, что "вы будете Мне народом гениальным", – вас ждет разочарование. Ничего такого в Торе нет, равно как и обещаний интеллектуального или иного превосходства над другими народами. А сказано так: "И будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым...".
Саадья-гаон говорил: "Наш народ стал народом только благодаря Торе".
В этом и есть наше избранничество: мы – народ Торы. Евреям было обещано вечное существование, а значит и Тора никогда не будет забыта, – так говорит Саадья-гаон, сторонник концепции "народ, которому дана Тора".
А Рамбам выдвигает в точности противоположный тезис: "народ, который принадлежит Торе". Какую бы сторону мы не приняли в споре гигантов, неизбежен вывод: Тора вечна, а поэтому вечны и евреи.
Тут стоит вспомнить исторический анекдот (в этом контексте "анекдот" означает не "шутка", а "интересный факт").
Некогда города Слуцк и Бриск (Брест-Литовск) соперничали за представительство в Совете четырех земель, своего рода "еврейском правительстве" Восточной Европы. Победил Слуцк – в нем насчитали больше экземпляров священных книг.
Так евреи подходили к своему избранничеству в те времена, и нет причины, чтобы мы изменили старой системе "подсчета голосов".
Впрочем, и ответ "избранничество = дарование Торы" по сути не снимает вопрос, ведь можно и продолжить: а почему Тора дана именно нам?
"Ибо народ святой ты у Б-га, Всесильного твоего: тебя избрал Б-г, чтобы ты был ему народом, избранным из всех народов, что на земле. Не потому, что многочисленнее вы прочих народов, возжелал вас Б-г и избрал вас... но из любви Б-га к вам".
Магараль, рабби Йегуда-Лейб из Праги, отвечает на этот вопрос так: нет у евреев никаких особенных достоинств, которые объяснили бы дарование Торы именно им; наоборот, Тора была дана евреям именно для того, чтобы это избрание наше было актуализировано, то есть, из потенциального превратилось в реальное.
Любовь – в этом слове ключ к пониманию феномена избранничества. Когда человек влюблен, он, как правило, не может ответить, что именно пленило его в возлюбленной. И это не случайно: для окружающих она ничем не отличается от других девушек.
Особенной ее делают, как говорят по-еврейски, "глаза смотрящего", точнее "глаза влюбленного".
В следующий раз, когда вас спросят об избранности евреев, не начинайте ответ словами: "Потому что мы..." Ответьте просто: "Потому что Он полюбил нас".
Если бы мы объясняли свою избранность национальными достоинствами, мы были бы отвергнуты Всевышним. Евреи – обычный народ, который стал особенным, избранным только потому, что Всевышний возлюбил его.
> > Меня тоже в юности заинтересовал вопрос, а почему собственно Тору Создатель даровал именно евреям. > > И как всегда, когда у меня имеются вопросы, я иду........
> Правильно, к раву и вот, что он мне ответил. > > Евреи всегда вели себя прилично, не убивали, не грабили, на чужие земли не зарились. quoted1
Это что, шутка такая? Вы и сейчас на чужой земле Вы вообще Тору читали? Или из компиляций знания черпаете?
Pashutka (Pashutka) писал(а) в ответ на сообщение:
> Евреи – обычный народ, который стал особенным, избранным только потому, что Всевышний возлюбил его. > > Б-г, согласитесь, тоже имеет право на капризы. quoted1
Весь животный мир разделен на двадцать с лишним филюмов; каждый филюм подразделяется на классы. Млекопитающие, птицы и пресмыкающиеся — это три различных класса, принадлежащих к одному филюму (включающему в себя также рыб); класс насекомьк относится к другому филюму (включающему в себя также пауков).
Самый многочисленный класс во всем животном мире — это насекомые, составляющие примерно половину всех существующих видов. Впервые насекомые появились в середине Палеозойской эры.
Уникальной их особенностью была их способность летать. Очень долгое время насекомые были, по сути дела, единственными летающими созданиями. Во второй половине Палеозойской эры "насекомые царили в воздухе, не тревожимые никакими иными крылатыми существами - ни пресмыкающимися, ни птицами, ни млекопитающими".
Некоторые древние насекомые достигали огромных размеров. Так, "была найдена окаменелость первобытной стрекозы, размах крыльев которой достигал почти 80 сантиметров". Палеозойское небо кишело гигантскими насекомыми, летавшими в поисках пищи. Насекомые были так важны, что это время называют Веком Насекомых.
Животные, обитающие на суше, чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по размерам. Особое значение имеют крупные животные - млекопитающие, пресмыкающиеся и птицы. В Мезозойской эре огромные рептилии (динозавры) настолько доминировали, что ее часто называют Веком Пресмыкающихся.
А в нашей, Кайнозойской, эре доминируют млекопитающие, почему она и называется Веком Млекопитающих.
Самое поразительное различие между классом насекомых и классами крупных наземных животных заключается в грандиозной несоразмерности количества видов в каждом классе. Биологи определили около 4000 видов млекопитающих, 9000 видов птиц и 6000 видов рептилий. А различных видов насекомых в настоящее время известен почти миллион!
Необходимо подчеркнуть, что насекомые не развивались постепенно. Палеонтологические данные показывают, что "первые насекомые множились и обретали различные формы... в процессе взрыва популяции невиданных размеров". И в этом случае данные современных раскопок противоречат концепции "постепенной эволюции видов".
БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ
Описав некоторые из важнейших событий в истории развития животного мира, мы имеем теперь возможность произвести сравнение между библейским текстом и современными научными взглядами. Обратимся к вопросам, которые были поставлены в начале данной главы.
1. Палеонтологическая летопись показывает, что первыми появились на удивление крупные водные создания ("гигантские по Кембрийским меркам"), получившие название Эдиакарской фауны. Библейское упоминание о "больших существах морских" (1:21) может, следовательно, быть истолковано как относящееся к Эдиакарской фауне.
Эдиакарская фауна появилась "в изобилии и широко распространилась". Однако это были чрезвычайно странные существа, и не они являлись предками современного животного мира. Кроме того, по неизвестной причине эти существа очень скоро исчезли, и поэтому о них говорят иногда, что это был "кратковременный эксперимент".
Все эти особенности Эдиакарской фауны вполне совместимы с упомянутыми в Библии "большими существами морскими" (" танниним " на иврите). Раз возникнув, эти "большие существа морские" не упоминаются больше в Библии нигде. Раши, знаменитейший из еврейских комментаторов Библии, указывает, что "большие существа морские" были уничтожены вскоре после своего возникновения.
2. Еще поразительнее соответствие, существующее между научными данными и остальной частью данной строфы, (1:21) "воды кишели животными", на втором этапе развития животного мира.
Это может быть истолковано, как указание на те драматические события, которые произошли в начале Кембрийского периода, сразу после Докембрийской Эдиакарской фауны. Все научные работы по морской фауне Кембрийского периода подчеркивают поразительный "взрыв жизненных форм", который характеризовался "внезапным появлением" и "ослепительными вспышками"25 многообразных "новых типов и классов морских животныхсо скоростью, какой с тех пор не знала Земля".
Ученые не могут объяснить внезапное появление такого множества различных видов морской фауны, положившей начало современному животному миру, и "продолжают искать `пусковой механизм"` этого процесса. В отличие от ученых, Книга Бытия, 1:20, объясняет пусковой механизм: И сказал Бог: да произведет вода..."
Третьим шагом на пути развития животного мира, как об этом сказано в Бытии, 1:21, было "возникновение всех крылатых". Комментатор Библии Радак подчеркивает, что слова "всякая птица пернатая" относятся ко всем крылатым существам, включая насекомых (почти все насекомые обладают крыльями), а не только к птицам.
Это библейское упоминание крылатых существ вполне соответствует научным данным, показывающим, что появление насекомых явилось радикальным этапом в развитии животного мира. Насекомые не только первыми начали летать, они были среди первых и самых ранних живых существ, которые обжили сушу. Благодаря им произошли экологические изменения, проложившие путь всем последующим обитателям суши.
Неудивительно поэтому, что в библейском рассказе о создании животного мира упоминаются и эти чрезвычайно важные существа.
3. Развитие животного мира происходило в две стадии. Первая стадия завершилась с окончанием Палеозойской эры и включала в себя появление морских животных и насекомых. Эта стадия ознаменовалась двумя драматическими взрывами популяции — сперва, внезапно и в огромных количествах, появилась морская фауна, а затем, точно так же, насекомые. Вторая стадия развития животных наступила после Палеозойской эры, и на этой стадии совершилось заселение суши крупными видами животных. Преобладали среди них гигантские пресмыкающиеся и млекопитающие. На второй стадии взрывов популяции не было. Принимая во внимание фундаментальные различия доминирующих форм жизни на этих двух стадиях, ученые рассматривают их как две различные эры.
Подобно тому, как наука делит историю развития животного мира на две четко разграниченных стадии, разделен на две разграниченных стадии и библейский рассказ, и каждая из стадий связана с другим днем творения.
Библейские две стадии развития животного мира составляют, как будет показано ниже, точную параллель двум стадиям, отраженным в палеонтологической летописи.
В пятый день творения — на первой стадии — упоминаются те животные, которые появились до конца Палеозойской эры (морские животные и насекомые). Б-г, говорит Книга Бытия, благословил животных появившихся в пятый день творения, повелевая им "плодиться и размножаться" (1:22), дабы морские животные "наполняли воды в морях", а летающие существа "размножались на земле". Исполнение божественной воли находит отражение в палеонтологической летописи.
Все научные описания данных раскопок неизменно, и часто с изумлением, отмечают невероятное богатство первобытной морской фауны ("Кембрийский взрыв животныx форм") и насекомых ("взрыв популяции невиданных масштабов"). Несмотря на то, что ей предстояло вскоре исчезнуть, Эдиакарская фауна быстро расселилась по всей планете ("обилие и широта распространения").
В шестом дне творения - на второй стадии - упоминаются те животные, которые появились после Палеозойской эры (млекопитающие и другие обитатели суши). Этим животным не было дано от Бога особое повеление "умножаться". Соответственно, среди этих животных не было никаких взрывов популяции. Сравните: почти миллион различных видов насекомых (пятый день творения) - и всего четыре тысячи видов млекопитающих (шестой день).
И еще: во время Кембрийского взрыва популяции появились внезапно десять различных типов морских животных (пятый день), тогда как все крупные обитатели суши (шестой день) принадлежат к одному-единственному типу.
4. Приведенная выше аргументация позволяет дать объяснение библейскому рассказу о создании крылатых. Если бы это выражение "всякая птица" (1:21) относилось только к птицам, настоящее место этим словам было бы в рассказе о шестом дне творения.
Птицы, как известно, появились примерно в одно время с млекопитающими, после Палеозойской эры. Значит, обе эти группы млекопитающих принадлежат ко второй стадии развития животного мира, которая связывается с шестым днем творения.
Выражение "всякая птица" относится, однако, также и к насекомым. Насекомые появились еще до конца Палеозойской эры и, следовательно, относятся к первой стадии развития животного мира. Поэтому-то обобщенное выражение "всякая птица" и появляется в рассказе о пятом дне творения.
24 И сказал Б-г: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25 И создал Б-г зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Б-г, что это хорошо. 26 И сказал Б-г: сотворим человека по образу Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29 И сказал Б-г: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам cue будет в пищу. 30 А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31 И увидел Б-г все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
ВОПРОСЫ Шестой день творения, описанный в Книге Бытия 1:26-31, посвящен человеку. При чтении библейского текста возникает ряд вопросов.
1. Мы читаем фразу: "Б-г сотворил человека... по образу Б-жию" (1:27), из чего явно следует, что человек — существо уникальное среди прочих живых существ. Представление о том, что человек якобы уникален, не имеет под собой никакой научной основы. Как хорошо известно, результаты многочисленных раскопок создают картину эволюционного развития рода человеческого, уходящую на миллионы лет в прошлое, к примитивным обезьяноподобным существам. Утверждение, якобы человек был "сотворен" всего лишь несколько тысяч лет назад - не более, чем легенда.
2. Мы читаем: "И благословил их [Адама и Еву] Б-г" говоря им: "наполняйте землю и обладайте ею" (1:2Cool. Не приходится и говорить: никаких археологических свидетельств тому, что человек будто бы внезапно "наполнил землю и стал обладать ею", нет в природе. Как же тогда следует понимать это благословение?
А теперь обратимся к научным данным, которые дают библейскому тексту объяснение, вполне отвечающее требованиям современной науки.