Ну что ж, друзья мои, теперь когда вы получили основные сведения о еврейской морали, о еврейских культурных ценностях, об основных Заповедях, нам можно поговорить более серьёзно.
Так что же, преемственность или полный разрыв? Конечно у меня есть собственное мнение этому вопросу, но я не хочу его афишировать. до полного окончания нашей дискуссии.
Вдумайтесь, друзья, на свете существует множество религий, они достаточно мирно сосуществуют, не навязывая друг другу теологических дискуссий.
Существуют конечно и конфликты между религиями.
Но отношения между иудаизмом и христианством уникальны: в этом конфликте более молодая религия - христианство - претендует на то, что она-то и является "истинной наследницей" древнего иудаизма.
Христианство всегда признавало, что оно происходит от "еврейского учения", но при этом стремилось как бы отодвинуть его в сторону и занять его место в том диалоге, который, согласно обеим религиям, Б-г ведет с человечеством.
Претензия христиан на то, что они призваны заменить еврейский народ, порой находила весьма утонченное интеллектуальное выражение - например, в диспутах, где евреи вынуждены были выступать как ответчики перед церковью; порой же эта претензия выражалась физически - крестовыми походами, погромами и принудительными крещениями под угрозой смерти.
Я хотел бы сразу оговориться здесь, что, по моему мнению, современных иудео-христиан никак нельзя поставить на одну доску с выкрестами прошедших веков. В прошлом основным мотивом для крещения евреев чаще всего было стремление получить материальные или социальные блага, достичь психологического комфорта и быть принятым в нееврейской среде.
С такими людьми, конечно, спорить было не о чем.
В отличие от них, большинство иудео-христиан нашего времени пришли к своим взглядам в результате сложной и зачастую мучительной эволюции, которую можно назвать религиозным возрождением из недр чужой культуры.
Все евреи, даже самые ассимилированные, знают или слышали, что иудаизм категорически отвергает "еврейское христианство", - но почему? В чем причина такого отношения? К тем, кто хочет в этом разобраться, я и продолжу дискуссию.
Одним из фундаментальных положений христианства является идея о том, что Иисус из Назарета - это уже пришедший Мессия.
Поскольку само слово "Христос" есть греческий перевод слова "Мессия" ("помазанник"), идея эта лежит в самой основе христианской веры. Отвергая христианство, евреи прежде всего отвергают признание Иисуса Мессией. Почему евреи придерживаются такой точки зрения?
Для того, чтобы можно было решить, является ли Иисус Мессией, нужно прежде всего разобраться с самим термином "Мессия", понять, что он включает в себя. Прежде всего надо иметь в виду, что само понятие "прихода Мессии" введено пророками древнего Израиля; именно наличие их пророчеств и заставляло людей ожидать прихода Мессии.
Таким образом, если человек обявляет себя (или кто-то обявляет его) Мессией, то следует проверить, соответствует ли этот человек пророчествам о Мессии, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.
В древних библейских пророчествах Мессия - это царь и духовный вождь еврейского народа. При жизни и правлении Царя-Мессии совершится процесс "Геула", "Избавление",- иначе говоря, освобождение и возрождение всего мира.
Это возрождение представлялось пророкам происходящим в обективной реальности, явным и несомненным для всех людей. Прежде всего, во времена Мессии прекратятся войны, настанет всеобщий мир и благоденствие, и все люди, наслаждаясь покоем и гармонией, смогут посвятить себя познанию Б-га и духовному совершенствованию.
И тогда узнаешь ты, что Я - Господь, спасающий тебя и избавляющий тебя, Могучий Яакова. ... И поставлю вместо надзирателей твоих мир и вместо притеснителей твоих - справедливость. Не слышно будет более насилия в земле твоей, грабежа и разрушения - в пределах твоих, и назовешь стены твои спасением и ворота твои - славой. Не солнце будет светить светом дневным для тебя, и не луна будет сиять тебе, но будет тебе Господь светом вечным, и Бог твой - великолепием твоим. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не скроется, ибо Господь будет для тебя светом вечным, и окончатся дни скорби твоей. И народ твой - все праведники, ветвь насаждения Моего, дело рук Моих во славу навеки унаследуют эту страну... Я, Господь, в назначенное время ускорю это.
А пророк Иеремия (23:5) говорит о Мессии, потомке Давида, так:
"Вот, наступят дни, - сказал Господь, - когда взращу Я Давиду праведного потомка, и будет он царствовать, и будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле. Во дни его Иеhуда будет спасен, и Израиль будет жить в безопасности; и вот имя его, которым назовут его: "Господь - справедливость наша"
Исайя (2:4) подчеркивает, что дни пришествия Мессии будут эпохой межнациональных и социальных перемен: "И перекуют все народы мечи свои на орала [т.е. плуги] и копья свои - на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать". Мир, всеобщее братство людей и прекращение насилия - самые главные приметы наступления мессианских времен.
Мне бы очень хотелось, друзья мои, что бы вы почувствовали одну, но очень существенную особенность: для еврейских пророков духовное возрождение мира неотъемлемо от объективных социальных перемен в реальной действительности.
Во-первых, Мессия пророков - не божество, а реальный человек из плоти и крови, потомок царя Давида. Во-вторых, в центре внимания пророков находится, в сущности, не сама личность Мессии, а те задачи, которые перед Мессией стоят, те изменения, которые он вносит в мир.
Это общая и характерная черта мировосприятия иудаизма, для которого истинная духовность всегда реализует себя в материальном: для того и создан человек, чтобы одухотворить и освятить, "возделать" окружающий мир - и себя вместе с ним.
Только осознав характер мессианских предсказаний древнееврейских пророков, мы можем представить себе, каким страшным ударом для первых христиан явилась смерть человека, которого они считали Мессией.
Ведь, как известно из евангелий, и сам Иисус, и его соратники, как и все другие евреи в его время, безусловно признавали авторитет пророков.
Иисус погиб, так и не совершив ничего из того, что было предназначено и чего ждали от мессианских времен, - как же теперь можно было продолжать верить в его мессианство?
Мы можем представить себе, что многие евреи, страстно ждавшие Избавления и привлеченные яркой личностью Иисуса, считали его возможным Мессией. Его смерть поставила их перед тяжкой дилеммой: с одной стороны - пророчества, ясно очертившие деяния, которые должен совершить Мессия; с другой стороны - их мессианские надежды на Иисуса.
Большинство евреев, современников Иисуса, с горечью признались себе в том, что они ошиблись и что Б-г еще не послал Избавления Своему народу: Мессия еще не пришел. Вновь нужно было ждать истинного Спасения - ждать столько, сколько будет нужно, как бы ни была сильна тоска по Избавлению.
Но были среди современников Иисуса и такие люди, которые уже не в силах были отказаться от того, во что так страстно уверовали. Слишком яркой была вспышка надежды, слишком сильной была боль утраты, чтобы взглянуть в лицо горькой правде. Они уже не могли отступать.
Оказалось, что для этой небольшой группы легче было "подогнать" пророчества под конкретные факты жизни Иисуса, чем применить к его деятельности определения и критерии, переданные нам пророками.
Pashutka (Pashutka) писал(а) в ответ на сообщение:
> Оказалось, что для этой небольшой группы легче было "подогнать" пророчества под конкретные факты жизни Иисуса, чем применить к его деятельности определения и критерии, переданные нам пророками. quoted1
Какие критерии? Вы застыли в своих "критериях" на уровне истоков своей религии Вся беда в том, что вы принимаете Всевышнего за истукана или идола, не способного меняться.
Pashutka (Pashutka) писал(а) в ответ на сообщение:
> Исайя (2:4) подчеркивает, что дни пришествия Мессии будут эпохой межнациональных и социальных перемен: "И перекуют все народы мечи свои на орала [т.е. плуги] и копья свои - на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать". > Мир, всеобщее братство людей и прекращение насилия - самые главные приметы наступления мессианских времен. quoted1
то есть...наступит рай на земле...
но ведь тогда...какова будет роль Бога...?...вродь Он свершил все задуманное и...дальнейшее Его прибывание...становится не нужным...если только Его не заменит..."спаситель"...этакий вождь...но уже во плоти...)
древние были неглупыми людьми...и понимали...что вечного ничего нет...поэтому и оставили...этакую лазейку на спасителя...будущего пастуха...для овец...на всякий случай...)
> то есть...наступит рай на земле...но ведь тогда...какова будет роль Бога...?...вродь Он свершил все задуманное и...дальнейшее Его прибывание...становится не нужным... quoted1
Ты во многом прав и спорить тут не о чем. Но и ты признай, что что библейские пророки, хоть и жили больше чем две тысячи лет назад, всё таки были поумнее коммунистов и сроков не называли.
Я хорошо помню, как семилетним мальчишкой я страстно мечтал, что бы побыстрее наступил 1980 год. Моя первая учительница твёрдо обещала нам, что именно в этом году наступит коммунизм.
> Вы застыли в своих "критериях" на уровне истоков своей религии quoted1
Глубочайшая ошибка, дружище! Кстати, куда ты вчера пропал, я уже начал волноваться.
Итак. Только за последние два века, в иудаизме, кроме ортодоксального иудаизма появились ещё два новых течения - консервативный иудаизм и прогрессивный иудаизм.
Но в самом ортодоксальном иудаизме есть неисчислимое количество направлений и «поднаправлений».
Среди основных течений можно назвать литовское течение, хасидут, различные сефардские общины, движение последователей рава Кука, религиозный сионизм.
Литовское течение, например, делится в свою очередь на такие «подтечения», как брискеры, хазонишники, течение этики и т.д. Течение этики в свою очередь разделяется на: новардок, слободка, кельм.
Цель всех этих направлений – приблизиться к Б-гу теми путями, которые нам сам Всевышний открыл в Торе. Основная разница между ними – на что делать основной акцент в служении Всевышнему.
Царь Соломон говорил : «Наставь юношу на путь его…». Из этих слов следует, что у каждого еврея есть своя дорога в служении Всевышнему. Наличие множества направлений даёт еврею более широкую возможность найти правильную дорогу в жизни и служении Б-гу.
Ортодоксальное течение отличается от всех прочих только тем, что беспрекословно принимают все тринадцать основ веры, сформулированные Рамбамом, цель которых – приблизиться к Б-гу теми путями, которые нам сам Всевышний открыл в Торе, и которые строжайшим образом выполняют все Его заповеди.
>> то есть...наступит рай на земле...но ведь тогда...какова будет роль Бога...?...вродь Он свершил все задуманное и...дальнейшее Его прибывание...становится не нужным... quoted2
> > Ты во многом прав и спорить тут не о чем. > Но и ты признай, что что библейские пророки, хоть и жили больше чем две тысячи лет назад, всё таки были поумнее коммунистов и сроков не называли.
> > Я хорошо помню, как семилетним мальчишкой я страстно мечтал, что бы побыстрее наступил 1980 год. > Моя первая учительница твёрдо обещала нам, что именно в этом году наступит коммунизм. quoted1
когда рушится надежда...следом за ней рушится и мораль...порой идеологическая...(опять-таки...Бог умер...а с Ним умирает все Его учение...)...увы...
так что...древние были мудры...обещав надежду...можно сказать...вечную...(но при этом сыграв плохую шутку...с мессией спасителем...таки появился...и "не вовремя"...)
здесь появляется интересный вопрос - какую надежду дает идолопоклонство...требующее...как правило...жертвоприношения...порой кровавые...человеческие...?...
> Только за последние два века, в иудаизме, кроме ортодоксального иудаизма появились ещё два новых течения - консервативный иудаизм и прогрессивный иудаизм. > > Но в самом ортодоксальном иудаизме есть неисчислимое количество направлений и «поднаправлений». quoted1
Вы бы какого ни будь одного течения придерживались бы Я уже ошалел от ваших прыжков То одно, то другое.....
> этак случаем...чем и интересен этот форум...возник вопрос...бум искать ответ...у Фомма или у Фрейда...на эту тему что-нибудь да есть...) quoted1
Конечно есть. И очень многое близко к язычеству, а не к 10 Заповедям.
Это я тебе говорю, как человек морально не готовый, в своей практической работе руководствоваться методами, к которым отношусь критически.
Сегодня часто можно услышать высказывания о том, что существуют некие общечеловеческие ценности, общие понятия добра и нормы морали, одинаковые для всех людей планеты, несмотря на различия религий, национальных культур, уровня жизни и т.п.
Утверждается, что такое добро, такие нравственные достоинства глубоко коренятся в человеческом естестве, являются результатом всей истории человеческого развития и существуют автономно, независимо от связи человека с Б-гом, вообще от существования Б-га. Более того, человек, независимо от своего вероисповедания, способен и даже должен совершать такое добро.
Приверженцы этого мировоззрения верят, что путь к счастью, миру, безопасности, свободе, развитию и реализации всех творческих способностей человека, достижим с опорой на разумное и научное познание себя и мира, при почти полном отрицании Творца, точнее, отрицании Его живого участия в жизни человека.
Хотя Вера и само существование Господа ими допускается, но надежда на Него признается совершенно неэффективным методом достижения счастья на земле.
Это мировоззрение называется гуманизмом. Оно вполне явно преподносит себя как альтернативу религиозно-нравственному взгляду на мир, и большинство гуманистов считают себя атеистами или агностиками.
Изначально Б-г сотворил мир, в котором не было зла. У зла нет собственной природы. Зло начинается там, где кончается добро. Зло – это дыра в полотне, это рана на теле, это паразит на добре. Оно не может существовать само по себе, в отличие от добра.
Но откуда рождается зло, если оно не может существовать само по себе? Б-г дал нам свободу и разум. Он сделал это, чтобы мы могли так же, как и Он, стать добрыми не по принуждению, а по свободному выбору.
Благодаря этому дару свободы человек способен выбирать – быть ли ему с Б-гом, или выступить против Б-га.
Именно в этом выборе и возникает либо добро, либо зло. Зло рождается в свободном выборе разумной личности. Такой выбор имел дьявол, такой выбор имел Адам, такой выбор делает каждый человек. Либо человек становиться сопричастником жизни, любви и добра, либо становиться виновником рождения зла, проводником злой воли.
Когда мы употребляем понятия «добро» и «зло», то должны определить – что является мерилом, наделяющим эти понятия конкретным смыслом? Какова точка отсчёта? По отношению к чему определяется, что это – добро, а это – зло? Гуманисты говорят, что точкой отсчёта является человек. Но верующие люди знают, что точкой отсчёта является Создатель человека.
Именно поэтому я не принимаю язычество в любой его форме!
Pashutka, не знаю кому как, но твоя манера общения, вызывает у меня ассоциацию беседы с блаженным. Во всём сквозит фальшь добродушия. Что указывает на использование тобою тактики, направленной на убаюкивание, усыпление бдительности оппонента, в целях втюхать ему, исподволь, откровенную туфту. Ну прям второй Схария (Захария) — основатель секты жи-овствующих, которые пришли к отрицанию христианства и к признанию Единого Бога, которому сектанты молились, глядя на небо. Отсюда недалеко уже было и до либерально-философского иудейства, каким были верования караимов, приверженцев изучения Моисеевых учений, а также почитание Торы, как единственной священной книги. Вот и ты мягенько пытаешь привить нам мысль, что христианство и иудаизм по сути тождественны, так как оба учения базируются на единобожии и этим Богом может быть только Иегова – отец Иисуса Христа. Ведь Бог-то один, а потому другого быть не может.