Правила форума | ЧаВо | Группы

Религия

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Иудаизм и христианство. Преемственность или разрыв?

  pulcin
pulcin


Сообщений: 55820
07:02 06.05.2016
Pashutka (Pashutka) писал(а) в ответ на сообщение:
> Считалось, что скоро евреи снова будут собраны в Иерусалиме из рассеяния для поклонения Иегове (2 Макк.2:18) и что семя Давидово будет владеть престолом «на веки» (1 Макк.2:57).
quoted1
По русски это будет звучать так:- До морковкиных заговен
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20108
08:19 06.05.2016
pulcin (pulcin) писал(а) в ответ на сообщение:
> По русски это будет звучать так:- До морковкиных заговен
quoted1

Дружище!
Я очень обижен на тебя, ты совершенно забыл своего старого товарища!!!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20108
08:44 06.05.2016


Примус утверждает, что после ареста Иоанна Крестителя Иисус появился в Галилее и стал проповедовать то же, что проповедовал и Креститель (ср. Мф.3:2 и 4:17).

Короче говоря, Иисус вначале лишь намеревался занять место Иоанна. Следует отметить, что и в последующем эпизоде с призванием учеников (Мф.4:18-19) Иисус выступал только в роли проповедника; чудеса, которые Он вскоре якобы совершил, еще не заставляют народ видеть в нем кого-то большего, нежели пророка (Мф.8:2-16,24-34; ср. Мф.12:23; 14:33); правда, бесы якобы пытались раскрыть тайны его мессианства (Мф.8:29), но он им запрещал говорить об этом (Мк.1:25,34).

Иисус еще в Кесарии Филипповой, то есть в значительно поздний период его общественного служения, спрашивал своих учеников, за кого почитают его люди и они сами? (Мф.16:13; Мк.8:27).

Стало быть, до этого времени народ считал Иисуса пророком или, в лучшем случае, предтечей Мессии, а значит, сам Основатель до путешествия в Кесарию Филиппову никому не говорил, что он Мессия, и слова из Нагорной проповеди (Мф.7:21) и из наставления ученикам (Мф.10:23), если они имеют исторический характер, были высказаны в более поздний период общественной деятельности Иисуса.

«Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), — это, безусловно, аутентичный логий, ибо последующий период времени, вплоть до момента составления Евангелий, был настолько переполнен ожесточенной борьбой, что вряд ли в нем могло возникнуть такое великодушное изречение, в котором отчетливо сказывается основная черта благочестия Основателя.

Воплощением такой беспредельной доброты он считал Яхве, и вследствие этого любил называть Бога Отцом.
Бог, постигнутый непосредственно как Отец, — вот основная заповедь веры Иисуса, в которой заключена вся Его теология (если учение Основателя вообще можно называть теологией); и это — не теоретическая доктрина, а нравственная потребность.

Иосиф Флавий пишет: «Невозможно перечесть частных отличий в обычаях и законах у всех народов.
Иные отдали власть самодержцу, иные нескольким избранным родам, иные доверили ее народу.
А наш законодатель [Моисей], отказавшись от всего вышеперечисленного, создал так называемую теократию, — если это слово не слишком искажает настоящий смысл, — отдав начальство и власть в своем государстве Б-гу и убедив всех единственно в Нем видеть причину тех благ, которые выпадают на долю всех и каждого и которые они (его соплеменники) ощутили, когда переживали трудные времена» .

Примерно так большинство евреев понимало идею власти, причем сам термин теократия (от греч. Бог и — власть) в данном месте встречается впервые и создан, по всей вероятности, самим Иосифом Флавием.

Иуда Галилеянин утверждал, что лучше умереть, нежели дать кому-либо другому, кроме Яхве, титул господин , однако Иисус сохранял для Б-га более нежное название — Отец.

Основатель не уделял серьезного значения обрядовой стороне дела, считая, что Б-гу нужно отдавать сердце, а не то, что касается тела (Мф.15:11; Мк.7:6).
В отличие от назореев, Иисус не был аскетом, довольствуясь молитвой, или, скорее, размышлением в уединенных местах, где человек всегда искал Б-га (Мф.14:23; Лк.4:42; 5:16; 6:12).

Иисус никогда, ничего не говорил против Заповедей Моисеевых, (смотрите соседнюю ветку), но, по-видимому, находил их искажёнными фарисеями (Мф.5:20).
Постоянно звучит в Нагорной проповеди: «Вы слышали (от фарисеев), что сказано древним ..., а Я говорю вам ...».

Иисус запрещал всякое грубое слово (Мф.5:22), запрещал разводы (Мф.5:32; ср. Втор.24:1; ) и клятву (Мф.5:34-37; ср. Исх.20:7; Лев.19:12; Втор.23:21), порицал возмездие (Мф.5:39-41; ср. Исх.21:24; Лев.24:20; Втор.19:21) и требовал всеобщего прощения обид (Мф.5:23-26).
Ссылка Нарушение Цитировать  
  pulcin
pulcin


Сообщений: 55820
10:17 06.05.2016
Pashutka (Pashutka) писал(а) в ответ на сообщение:
> pulcin (pulcin) писал(а) в ответ на сообщение:
>> По русски это будет звучать так:- До морковкиных заговен
quoted2
>
> Дружище!
> Я очень обижен на тебя, ты совершенно забыл своего старого товарища!!!
quoted1
Зачем настроение на праздники вам портить
Я же филантроп и альтруист....да еще казак...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20108
10:37 06.05.2016
pulcin (pulcin) писал(а) в ответ на сообщение:
> Зачем настроение на праздники вам портить
quoted1

Не понял!
У тебя есть что сказать?
Тогда вперёд!

Для меня, как ведущего тему, любой пост - хоть от казака, хоть от моего одноплеменника, прибывшего из под Гомеля, ценен одинаково.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20108
12:47 06.05.2016
Что касается жертвоприношений, то, согласно Иисусу, они по-прежнему должны еще существовать (Мф.5:23; 8:4; Лк.5:14; ср. Лев.14:10), но, по свидетельству Евангелий, Основатель нигде не участвовал ни в каких иудейских жертвоприношениях, за исключением, согласно синоптикам, пасхального приношения агнца.

Евангелисты сообщают о таком деянии Иисуса — изгнание торговцев из Храма (Мф.21:12; Мк.11:15; Лк.19:45; Ин.2:15), — которое положительно указывает на то, что Иисус мало сочувствовал жертвоприношениям; однако Цельс пишет, что Иисус «исполнял все принятые у иудеев обычаи, вплоть до [обычных] у них жертвоприношений» .

Впрочем, вопрос о жертвоприношениях не был для Иисуса таким уж важным, куда важнее был вопрос о Шаббате.

«В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» (Мф.12:1-4).

«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк.2:27-28).

Иисуса часто обвиняли в нарушении Шаббата его враги (Лк.6:7,11; 13:14; Ин.5:9-10; 9:16).
Действительно, согласно одной заповеди Торы, кто оскверняет Шаббат, «тот да будет предан смерти» (Исх.31:14).

Именно узкое понимание этой заповеди ненавидел Иисус.
И он был не одинок.
На вопрос: «Можно ли есть яйцо, снесенное курицей в Шаббат?» — один рабби отвечал: «можно», а другой: «нельзя» (Мишна. Эдуйот.4:1); так же и раби Йешуа из Нацэрета на вопрос: «Можно ли есть хлебные зерна растертых в Шаббат колосьев?» — отвечал: «можно», а скудоумные паруши отвечали: «нельзя» (ср., однако, Мишна. Бейца1:8; Тосефта. Бейца.1:20).

К этому можно добавить следующее: в одном из апокрифов сказано: «В тот же день он увидел кого-то, работавшего в субботу, [и] Он сказал ему: Человек! если ты знаешь, чтó делаешь, ты благословен, но если не знаешь, ты проклят и есть преступник Закона"

Не исключено, что этот логий имеет древнюю, первоначальную традицию: человек, сознательно нарушающий Закон и работающий в Шаббат в силу необходимости, — благословен; но человек, бездумно нарушающий Тору, — проклят (ср. Фом.32).

И, наконец, если верить Терциусу, ученики Иисуса тоже выполняли заповедь о Шаббате (Лк.23:56).

В нравственном отношении Иисус не был одинок среди своего народа. Вот, кажется, Талмуд подслушал слова из Нагорной проповеди:
«милостыню втайне творящий больше Моше»;
«делающий мало [по Торе] приравнивается к делающему много, лишь бы устремлен был сердцем к Б-гу»;
«сохранение жизни отменяет Шаббат»;
«вам дан Шаббат, а не вы — Шаббату»;
«ханжей следует обличать, ибо они оскорбляют имя Божие»;
«лучше краткая молитва с благоговением, нежели длинная без усердия»;
«не будь скор на гнев»;
«плати добром за зло»;
«ходите путями [Божиими]: как Он милосерд, будьте и вы милосердны» (Иер Талм. Пеа.1:1; Вав Талм. Хагига.1; Шаббат.10; Йома.5,72; Сота.38б; Ш’мот Рабба.22).

Или, например, рав Тарпон (טַרְפוֹן): «День короток, работы много, а работники ленивы; плата велика, а хозяин (בַעַל) торопит» (Мишна. Абот.2:18).
«В наше время, когда говорят кому-нибудь: “вынь соломенку из глаза твоего”, — слышится ответ: “вынь бревно из своего!”» (Вав Талм.Аракин.16б).

А вот и великий Гиллель:
«люби мир (שָׁלוֹם) и добивайся мира (שָׁלוֹם)» (Мишна. Абот.1:11[12]);
«стремящийся возвеличить имя [свое], теряет имя свое; не желающий умножать, теряет» (Мишна. Абот.1:12[13]);
«не осуждай друга своего, пока не поставишь себя на его место; не говори такого, чего понять нельзя» (Мишна. Абот.2:5[4]);
«стыдливый не научится, а вспыльчивый — не научит; не всякий, кто чрезмерно занят торговлей, умудрен;
там, где нет людей, старайся быть человеком» (Мишна. Абот.2:6 (15)).

Таким образом, Иисус, не придерживаясь слепо каждой буквы Закона Моисеева, не отвергал Торы, а однажды даже заповедал своим ученикам: всё, что книжники и фарисеи «велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Мф.23:3).
Ссылка Нарушение Цитировать  
  pulcin
pulcin


Сообщений: 55820
13:01 06.05.2016
Pashutka (Pashutka) писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> Тогда вперёд!
>
> Для меня, как ведущего тему, любой пост - хоть от казака, хоть от моего одноплеменника, прибывшего из под Гомеля, ценен одинаково.
quoted1
Не, не буду
Общаясь с вами в таких темах, я как никогда стал близко к сковороде
Вы уж как нибудь без меня грейтесь
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20108
19:32 06.05.2016


«Блаженны нищие! (Лк.6:20 ); горе вам, богатые! (Лк.6:24)», — согласно Терциусу, восклицал Иисус, и это не было нововведением.

Пророки древности устанавливали тесное соотношение, с одной стороны, между словами бедный, кроткий, смиренный, а с другой, между словами богатый, нечестивый, жестокий.
Действительно, Яхве «внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих» (Пс.68:34).
«Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего» (1 Цар.2:8).
«Он спасает бедного от меча [...] и от руки сильного» (Иов.5:15).
"Иегова восстанет «ради страдания нищих и воздыхания бедных» (Пс.11:6).

В конце концов было установлено, что «благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Прит.19:17).

При Селевкидах почти вся аристократия подверглась эллинизации, то есть, согласно еврейским повериям, предала Яхве.
Приобщение к светской жизни, к роскоши, к благосостоянию стало приравниваться к апостасии.
«Горе тем, которые строят свои дома грехом, ибо они будут искоренены до основания и падут от меча; и приобретающие золото и серебро внезапно погибнут на суде.
Горе вам, богатые, ибо вы положились на ваше богатство, и вы лишитесь своего богатства, ибо вы не думали о Всевышнем во дни своего богатства.
Вы творили хулу и неправду и приготовили себя ко дню кровопролития, и ко дню мрака, и ко дню великого суда», — восклицает автор Книги Еноха .

Слово бедный сделалось синонимом слова благочестивый.
Именно этим названием любили именовать себя христиане первых общин (Иак.2:5).

Проповедь Иисуса была направлена прежде всего к социальным низам, к народу (Мф.9:36; Мк.6:34).
Подобно ессеям, Он призывал к тому, чтобы люди оставляли дома и семьи, то есть отрешались от мирских сует (Мф.19:28-29; Мк.10:29-30; Лк.18:29-30).
Он говорил, что есть последние, то есть бедные, отверженные, страждущие, «которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» (Лк.13:30).
Иисус утверждал, что богатому очень трудно попасть в Царство Небесное (Мф.19:21; Мк.10:21; Лк.18:22), что они уже получили свое утешение (Лк.6:24), что единственным спасением для них может быть лишь отказ от богатства и пожертвование его бедным (Мф.19:21; Мк.10:21; Лк.18:22).

Сама же община, которую возглавлял Иисус, жила по коммунистическому принципу.
Она существовала за счет подаяний, а также за счет взносов, которые передавали общине новые ее члены (Лк.8:3; Деян.4:34-37; 5:1-4; ).
Для того, чтобы поддерживать имущественное равноправие, в общине был избран казначей (Ин.12:6).
Но в отличие от ессеев, которые также жили по коммунистическим законам, Иисус отвергал материальное воспроизводство (Лк.9:62; 12:22-33), считая, что работой являются только проповедь и исцеление больных (Лк.9:2; 10:2).
Он полагал, что любой благочестивый человек должен накормить Его и Его учеников, «ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф.10:10; Лк.10:7).

Несмотря на то, что школа Иисуса не занималась никаким ремеслом, она, подобно ессеям, зарабатывала столько денег, что, вероятно, могла даже поделиться с нуждающимися (Ин.13:29).
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20108
21:41 06.05.2016
Иисус постоянно повторял, что дети являются священными (Мф.18:5,10,14; Мк.9:37,42; Лк.9:46; 17:2), что им принадлежит Царство Небесное (Мф.19:14; Мк.10:14; Лк.18:16), что Отец Небесный скрывает свои тайны от мудрецов и открывает их младенцам (Мф.11:25; Лк.10:21; ср. Пс.8:3).

Однажды, когда между учениками Иисуса произошла очередная ссора о первенстве, Он «призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф.18:1-4).

Итак, Иисус говорил, что для того, чтобы обрести Царство Небесное, необходимо быть таким, как дети.
Но что это означает?
С одной стороны, это означает, что благодать обретут люди, не искушенные знанием.

Действительно, среди учеников Иисуса не было ни одного по-настоящему образованного человека. Согласно Цельсу, христиане говорили: «Пусть к нам не вступит ни один образованный , ни один мудрый , ни один разумный [человек]; все это у нас считается дурным.
Но если есть необразованный , неразумный, невежда , малолетний , пусть смело придет» (Цельс у Оригена. — Orig.CC.III.44).

И далее: «Мудрецы отвергают наше учение, ибо мудрость вводит их в заблуждение и сбивает с пути » (Цельс у Оригена. — Orig.CC.III.72). Климент Александрийский утверждал, что «вера выше знания» (Clem.Strom.II.4:15).
Другой христианский апологет, в свою очередь, восклицал: «Несчастный Аристотель! Ты, изобретший для них (еретиков) диалектику — искусство строить и разрушать , притворную в суждениях, изворотливую в посылках, недалекую в доказательствах, деятельную в пререканиях, тягостную даже для самой себя, [искусство,] которое берется за все, чтобы ничего не довести до конца» .
Иероним говорил, что христианская община набирала своих членов не из лицея и академии, а из низшего народа ( 1 Кор.1:26-27).

С другой стороны, быть таким, как дети, — значит быть жизнерадостным, жизнелюбивым.
И вот, когда мы видим представителей некоторых христианских конфессий с таким выражениям лица, якобы на них свалились все беды человечества, мы понимаем, насколько отошло в некоторых случаях так называемое христианское учение от заповедей самого Иисуса.
Неужели Основатель хотел видеть детей с такими страдальческими физиономиями?..

Среди учеников Иисуса был как минимум один сборщик податей (Мф.9:9; Мк.2:14; Лк.5:27). Мытарь вряд ли был очень бедным человеком, но занятие сбором налогов презиралось в Палестине, а значит, Иисус привлекал на свою сторону не только одних бедняков, а вообще людей, презираемых обществом, говоря, что мытари и блудницы войдут в Царство Божие впереди ортодоксов (Мф.21:31).
Согласно Квартусу, Основатель говорил: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36).
То есть люди, отвергнутые этим миром, удостоятся Царства Мессии.

Избранная группа учеников Иисуса представляла собой очень смешанное общество, приводившее в смущение лицемеров.
Она вмещала в себя людей, с которыми большинство евреев вообще не стало бы общаться (Мф.9:10; Лк.15:2).

По-видимому, Иисус в контакте с отверженными обществом людьми находил больше сердечности и достоинства, чем в среде формалистов и законников, гордящихся своим наружным благочестием.

Фарисеи, преувеличивая предписания ТАНАХа, считали себя оскверненными от соприкосновения с людьми из народа с не-фарисеями, с не-«отделенными», с ам-hаарецами.
Талмуд учил, что фарисей (хабэр) «не должен продавать ам-hаарецу ни влажного, ни сухого, не должен ходить к нему в гости, ни принимать его у себя в его платье» (Мишна. Демай.2:3).
Иисус, напротив, говорил, что Он «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:13; Мк.2:17; Лк.5:32), и что «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф.18:11).

Женщины с душой, полной раскаяния, склонные к смирению, и дети, завораживающие своей невинностью, обожали Иисуса.
Упрек, что этих легко увлекавшихся существ Основатель отрывает от семьи, был одним из тех, которые чаще всего ставили Ему в вину Его враги: ...

Иисус был далек от того, чтобы разрабатывать стройную систему догматических положений.
Лишь единожды, когда запрещал развод (Мф.19:3-9; Мк.10:2-12), Он высказался вполне определенно.

Не было также никакой теологии (в том смысле, в котором мы привыкли понимать это слово), никакого символа, никакого таинства.
Крещению Иисус не придавал особого значения, даже евхаристия как таинство была установлена по распятии Основателя.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20108
00:38 07.05.2016
У евреев был обычай, согласно которому глава трапезы перед едой брал хлеб, благословлял его с молитвой, разламывал и предлагал каждому из сотрапезников.
Вино было предметом такого же освящения (Вав Талм.Беракот.37б).

У ессеев и терапевтов трапеза уже приобрела значение обряда , но в окружении Иисуса (при жизни Основателя) она еще не приобрела значения таинства.
Слова: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19), — по всей вероятности, были вставлены в уже сложившийся текст в согласии со словами апостолами Павла (1 Кор.11:24), ибо они отсутствуют в древнейших, довульгатовских, латинских версиях, а также в кодексе Безы.

Даже слова Павла подвергались переработке; во всех неисправленных древних кодексах стих 1 Кор.11:24 имеет следующий вид: «И возблагодарив преломил и сказал: “сие есть тело Мое за вас; сие творите в Мое воспоминание”», — а не такой, какой мы находим его в современных изданиях Библии.
Короче говоря, здесь налицо попытка христианских переписчиков согласовать между собой тексты.
Называя хлеб и вино своими телом и кровью, Иисус, вероятно, имел в виду только то, что Он, точнее, Его учение, является для своих учеников духовной пищей.

Основатель на протяжении своей общественной деятельности, по-видимому, ежедневно благословлял хлеб и вино, и только после смерти Иисуса этот еврейский обряд сделался великим символом христианского причастия, и экклесия отнесла его учреждение к самому торжественному моменту жизни Основателя.
Кроме того, ученики Иисуса вспоминали, что вместе с хлебом и вином на столе также была рыба (Лк.24:42; Ин.21:13); и это — убедительное подтверждение того, что община имела галилейское происхождение, ибо бассейн Геннисаретского озера был единственным местом Палестины, где рыба составляла значительную часть пищи.

Уже позднее у грекоязычных христиан рыба стала неотъемлемым символом веры , ибо начальные буквы греческих слов «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» составляли греческое слово «рыба».

Вовсе не был Иисус аскетом, не избегал Он веселья и свадеб. Его называли человеком, «который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф.11:19; Лк.7:34).
Люди, лишенные лицемерия, часто приглашали Иисуса посетить их дом, и Основатель не отказывал им, доставляя тем самым хозяевам радость и благословение.
И сейчас же, по восточному обычаю, в дом, который посещал странник, стекалось множество народа.
Дети пытались прорваться в помещение, но их тут же удаляла прислуга. Иисус, любящий этих наивных слушателей, повелевал пропустить их и, приближая к себе, обнимал их (Мф.19:13-14; Мк.10:13-14).
И женщины выливали на Его голову и ноги благовония (Лк.7:37-38; Ин.12:3).
Ученики иногда отстраняли их от Учителя, полагая, что эти светлые души мешают проповеди, но Основатель, почитавший старые добрые обычаи и все, что показывало святую простоту, пресекал учеников своих, спасая женщин от смущения (Мф.26:10; Мк.14:6).
Матери, поощренные таким к себе отношением, приносили к нему младенцев, дабы он к ним прикоснулся (Мф.19:13,15; Мк.10:13,16; Лк.18:15).

Женщины и дети увлекались Иисусом и устраивали Ему небольшие овации, называя его Сыном Давидовым и восклицая: «Гошанá!» (הוֹשַׁעְנָא) (Мф.21:9; Мк.11:10; ср. Пс.117:26; Мишна. Сукка.3:9).
И Иисус, удостоенный невинного величия, проходил по гостеприимным селениям Галилеи.

Хотя настоящим местом жительства Основателя был Капернаум (Мф.4:13; 8:5; 9:1; 11:23; Лк.4:23), он чаще всего странствовал по своей прекрасной стране в сопровождении учеников и некоторых зажиточных женщин, заботившихся о внешних нуждах всей общины (Лк.8:1-3; 23:49; Мф.27:55-56; Мк.15:40-41).
Иисус проповедовал по субботам в синагогах (Мф.12:9; 13:54; Мк.1:21; 3:1; 6:2; Лк.4:16,31,33; 6:6; 13:10; Ин.6:59), под открытым небом на горе (Мф.5:1), на озере, сидя в лодке (Мф.13:1-2; Мк.2:13; 3:7-9; 4:1; Лк.5:1-3), в частных домах гостеприимных людей (Мф.9:10; Лк.5:29; 7:36; 10:38; 11:37; 14:1; Ин.2:1-2), обращаясь к более или менее многочисленному скоплению народа.
И казалось, что в этом прекрасном уголке Земли действительно нарождается Царство Небесное.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20108
04:42 07.05.2016
Воззрения Иисуса в отношении гоев развивалось поэтапно.
Хочу сказать сразу, что еврейское и арамейское слово гой (גּוֹי) имеет то же значение, что и латинское natio: нация, народ.
Но в современном иврите используется как определения для другого народа, другой нации, что тождественно русскому слову иноземец.

Вначале он, очевидно, предполагал, что его миссия должна распространяться только на евреев — на тот народ, среди которого он вырос, частью которого являлся и с которым его связывали монотеизм и ТАНАХ.

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, — говорил Иисус, — чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).

То, что под псами и свиньями здесь подразумеваются гои, следует, во-первых, из того, что язычники, в отличие от евреев, употребляли в пищу свинину, а во-вторых, это следует из следующих речений, приведенных Примусом:
«Я послан только к погибшим овцам дома Израилева ....
Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф.15:24,26; Мк.7:27).

Во многих местах Благовествования Иисус негативно высказывался в адрес гоев (Мф.5:46-47; 6:7,32; 18:17; ср. Лк.6:32-33), и вряд ли следует предполагать, что эти логии не аутентичные.

То же самое отношение, вероятно, вначале было у Иисуса и к самаритянам.

Иудеи относились к самаритянам с еще большим презрением, нежели к язычникам .
Израильтяне и самаритяне считали, что им нельзя вместе пить и есть (Лк.9:53; Ин.4:9); Талмуд доказывает, что «кусок хлеба от самаритян есть то же, что кусок свинины» (Мишна. Шебиит.8:10).

Об отношениях между иудеями и самаритянами красноречиво говорит следующий эпизод, приведенный Иосифом Флавием : «Между самаритянами и иудеями произошла распря по следующей причине: галилеяне, которые отправлялись во время праздников в священный город [Иерусалим], имели обыкновение проходить через пределы Самарии.
И вот, когда сии однажды держали таким образом путь свой, из деревни Гинеи, лежавшей между Самарией и Великой [Изреэльской] равниной, на галилеян напало несколько человек и перебило множество их .

Узнав об этом происшествии, именитые галилеяне явились к [римскому прокуратору Иудеи и Самарии] Куману (48–52 гг.) и просили его отомстить за смерть невинно погибших.
Однако Куман дал себя подкупить крупной суммой денег, полученных от самаритян, принял их сторону и отказался от наказания виновных.

На это галилеяне рассердились и стали уговаривать народ иудейский взяться за оружие [и] перебить врагов ....
Иудеи взялись за оружие, призвали к себе на помощь Елеазара, сына Динея (то был разбойник, уже много лет хозяйничавший в горах), подожгли несколько самаритянских деревень и предали разграблению.

Когда весть об этом деле дошла до Кумана, он взял себастийский отряд и четыре роты пехоты, вооружил также самаритян и двинулся против иудеев.
Сойдясь с ними, он многих из них перебил, а еще большее количество их взял в плен» .

Самаритяне не единожды нападали на галилеян-паломников.
Именно по этой причине Иисус и мог заповедовать апостолам: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.10:5-6).

Однако позднее, когда Иисус ближе познакомился с языческим населением и самаритянами.
Он, вероятно, стал убеждаться в их восприимчивости к проповеди, поэтому Основатель стал включать в сферу своего воздействия и гоев и наконец пришел к мысли, что их массовое вовлечение в основанную им общину вполне допустимо и желательно.

Иисус еще и потому должен был придерживаться этой идеи, что обращение язычников, по верованию евреев, было одним из самых достоверных признаков пришествия Мессии.

Пророк Исаия говорил: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы (הַגּוֹיִם — гои).
И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его» (Ис.2:2-3; см. также: Иер.3:17; Ам.9:11-12; Мал.1:11; Мф.24:14; Деян.15:15-19).

Он, по-видимому, даже проповедовал среди язычников Кесарии Филипповой и окрестностей Тира и Сидона (Мф.15:21; 16:13; Мк.7:24; 8:27).
Но несмотря на такие относительно новаторские космополитические воззрения, сам Иисус практически не сделал ничего существенного для обращения язычников, а предоставил это дело времени и естественному развитию обстоятельств.
Первым настоящим миссионером среди язычников был апостол Павел — шалúах лаггойúм (שָׁלִיחַ לַגּוֹיִים — апостол язычников), как он сам себя называл (Рим.11:13).
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20108
09:36 07.05.2016


Выражение Сын Давидов было у тогдашних евреев общепринятым обозначением для Мессии (Мф.12:23, по Синодальному переводу), но сам Иисус так себя никогда не называл; кроме того, однажды он высказался об этом наименовании так, что можно даже предположить, что называться этим именем он не желал (Мф.22:41-46; Мк.12:35-37; Лк.20:40-44).

Другим общеупотребительным величанием Мессии было выражение Сын Божий (Мф.3:17; 4:3,6; 8:29; 14:33; 17:5; 27:40,43; Мк.3:11)[1], и этого второго титула Иисус от себя не отклонял, но в то же время и не присваивал его себе прямо.

А когда, согласно Примусу, Петр на вопрос Иисуса, за кого апостолы его почитают, ответил: «Ты — Христос, Сын Б-га Живого», — Основатель сразу же облек это «откровение» тайной (Мф.16:13-20).

Иисус называл себя Сыном Человеческим, однако этот титул Мессии не был таким общепринятым, как два вышеупомянутых.
Действительно, согласно тому же Примусу, Иисус спрашивал учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? ....
А вы за кого почитаете меня?» — и ответ Симона Барионы: «Ты — Христос», — назвал откровением Божиим (Мф.16:13-17).

А если верить Квартусу (Ин.12:34), то титул Сын Человеческий не был известен не только ученикам Иисуса, но и большинству евреев.

С одной стороны, выражение сын человеческий было синонимом слов человек, смертный (Иов.25:6; Пс.8:5; Мк.3:28).
Действительно, Яхве, как бы подчеркивая жалкую природу человека, впервые называет Иезекииля сыном человеческим тогда, когда пророк из страха перед грозным видением падает ниц (Иез.2:1; Liber Enoch.60:10; 71:14).

С другой стороны, многие могли помнить слова из Книги Даниила, в которых говорится, что после гибели последнего из четырех зверей «с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями ....
И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан.7:13-14).
Первоначально это изречение, возможно, не имело в виду Мессию, но впоследствии оно все чаще истолковывалось в мессианском смысле (Liber Enoch.46:2-6; 48:2-7; 62:6-9; 69:26-29; Мф.10:23; 16:27; 19:28; 24:27,30,37,39,44; 25:13,31; 26:64).
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20108
11:32 07.05.2016
Одна из кумранских рукописей говорит о Мессии следующим образом: «Но Твой Сын будет велик на земле и все народы примирятся с Ним и будут служить Ему.
Ибо Его будут называть Сыном великого Бога, и Его будут называть по Его имени.
Его будут звать Сыном Божиим, и они будут называть Его Сыном Всевышнего ....
Его Царство будет вечное Царство, и все Его пути будут в правде.
Он будет судить землю по правде, и все будут пребывать в мире» (4Q 246. 1:7b—2:1,5-6).

Итак, Иисус выбрал себе такой титул, который, с одной стороны, обозначал обыкновенного смертного, а с другой — Мессию.
Этот титул не мешал видеть за Посланником Божиим обыкновенного человека, а за обыкновенным человеком — Посланника Божиего.

Иисус, вероятно, в начале своей общественной деятельности еще не считал себя Мессией, проявляя себя только в качестве пророка, и лишь потом самосознание привело его к убеждению, что в мессианских пророчествах ТАНАХа говорится именно о нем.

Однако можно предположить и то, что Иисус уже давно признал себя Мессией, но для других решил обозначить себя таким выражением, которое еще не стало общепринятым титулом Мессии.
Избрать этот путь Иисуса могло заставить то соображение, что, если бы он сразу объявил себя Мессией, он возбудил бы тем самым в народе политико-национальные надежды на него как на царя Израиля, а это вряд ли входило в планы Иисуса.

Религиозные умы еврейского народа видели, что в мире господствует зло: хозяин этого мира — Сатана;
цари убивают пророков;
ортодоксальные иудеи сами не делают того, что велят делать другим; праведники преследуются.

Таким образом, мир — это враг Б-га и праведных людей;
но Яхве восстанет и отомстит за грехи мира, и время это близко.
Царству добра наступает свой черед.

И в конце концов Иисус убедился, что именно он должен установить Царство Отца Небесного.

Мессия пришел, и именно он этот Мессия.

Титул пророка уже не устраивал его.
Проповеди Иисуса все более проникались экзальтацией.
Вначале он говорил своим ученикам: «Кто не против вас, тот за вас» (Мк.9:40; Лк.9:50); теперь высказывался иначе: «Кто не со Мной, тот против Меня» (Мф.12:30; Лк.11:23).

Теперь Иисус требовал от учеников, чтобы они любили его одного, чтобы отреклись от всего, что связано с миром, даже от семьи.
Более того, порой он переходил всякие границы и осмеливался утверждать:
«Кто любит отца или мать более, нежели меня, не достоин меня;
и кто любит сына или дочь более, нежели меня, не достоин меня ....

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради меня сбережет ее» (Мф.10:37-39; ср. Мф.16:24-26; Мк.8:34-37; Лк.9:23-25; Ин.12:25).

Иисус верил, что перед приходом Царства Небесного будут большие катастрофы (Дан.9:26-27; 12:1).
А так как он и должен установить это Царство, то он поневоле является предвестником бедствий.
«Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч» (Мф.10:34; ср. Фом.17).
«Огонь пришел я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк.12:49).

Иисус уже не был тем кротким пророком, автором Нагорной проповеди. Требовательный, он теперь не выносил противоречий и часто становился своенравным и суровым (Мф.17:17; Мк.3:5; 9:19; Лк.9:41).
Его ученики иногда не понимали его и испытывали перед ним робость и даже страх (Мк.4:40; 5:15; 9:32; 10:32).
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20108
02:03 08.05.2016
Я уже говорил об апокалипсических сентенциях евреев в эпоху Христа. Эсхатология Иисуса может быть условно сформулирована следующим образом:

Современное Основателю состояние человечества подходит к концу: «Исполнилось время и приблизилось Царство Божие» (Мк.1:15). Этому концу будут предшествовать великие бедствия и катастрофы (Мф.24:2 и сл.; Мк.13:4 и сл.; Лк.17:22 и сл.; 22:7 и сл.).

Затем появится знамение Сына Человеческого на небесах (Лк.17:24), и Мессия, окруженный ангелами, явится на облаках во славе и силе (Дан.7:13; Мф.24:30-31).

Вот тогда-то и воскреснут мертвые, праведники и грешники, и Мессия будет судить их (Мф.16:27; ср. 3 Езд.12:33-34).

Христос разделит человечество на две половины по делам их (Мф.13:38; 25:33), а ангелы будут исполнителями приговора (Мф.13:39,41,49).
И тогда скажет Мессия праведникам: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34), — и пойдут они в Иерусалим (ср. Мф.5:35 и Мф.25:34), возлягут там на пиршестве вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом (Мф.8:11; 26:29; Лк.13:28; 16:22; 22:30).
Остальные же, после посрамления, будут изгнаны вон, в долину Гиином, на погибель.
И этот новый порядок будет вечным.

Для того, чтобы попасть в Царство Небесное, достаточно было отказаться от семьи, следовать заповедям, раздать свое имущество и присоединиться к Иисусу или, позже, к Его последователям (Мф.16:24; 19:21,29).
Своим ученикам Основатель обещал: «И Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем [...]» (Лк.22:29-30).
Итак, в Царстве Небесном будут не только есть, но и пить (Мф.26:29), то есть люди, безусловно, воскреснут во плоти, так же, как, согласно Евангелиям, воскрес и сам Иисус (ср. Флп.3:20-21).

Во второй половине II века некий христианин пишет: «Никто из вас не должен говорить, что эта плоть не будет судима и не воскреснет.
Знайте: в чем вы спасены, в чем прозрели, если не во плоти?
Поэтому нам должно хранить плоть, как храм Божий.
Ибо как призваны во плоти, так и [на суд] придете во плоти же. Как Христос Господь, спасший нас, хотя прежде был духом (ср. 1 Петр.1:11; ), соделался плотью, и, таким образом, призвал нас, так и мы получим награду в этой плоти» .

Все то же самое, исключая мессианство Иисуса, проповедовали и фарисеи.
Признавая воскресение во плоти, фарисеи и христиане признавали, что плоть эта, уже в силу вечной жизни, должна будет иметь совсем другой, преображенный, вид (1 Кор.15:51-53).
Иисус даже утверждал, что по воскресении люди будут бесполыми, как ангелы (Мф.22:29-30; Мк.12:24-25; Лк.20:34-36).

Но кроме того, Иисус говорил ученикам:
«Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет» (Лк.21:32).
«Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1).

Короче говоря, для того, чтобы попасть в Царство Небесное, не было никакой необходимости умирать: и те, которые доживут, и те, которые воскреснут, смогут, если достойны, наслаждаться вечной жизнью в Царстве Небесном (ср. 1 Кор.15:51-53; 1 Фес.4:16-17).

Эти слова Иисуса обнадеживали первых христиан как минимум в течение ближайших семидесяти лет по распятии Основателя, то есть предполагалось, что некоторые из апостолов не умрут, пока не увидят конца мира сего.
И вот, когда умер последний из апостолов, Иоанн, вера многих христиан была поколеблена, и многие сетовали: «Где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2 Петр.3:4).

Итак, Иисус ошибся, дата светопреставления передвинулась на неопределенный срок, арамейская фраза Марана (מָרַנָא תָּא — Господь наш, гряди!) превратилась в фразеологизм-пароль (1 Кор.16:22; Дидахэ.10:6).

Напрашивается вопрос: почему же имя Основателя не потонуло в хороводе других сектантов, проповедующих близкий конец света?
Как объяснить веру второго, третьего и последующих поколений христиан?

Ответ заключается в следующем: в учении Иисуса, кроме апокалипсических, существовали еще и эволюционно-нравственные тенденции.
Именно эта двойственность его учения и спасла христианство от участи множества других химер.
Наряду с эсхатологическими сентенциями, Иисус призывал к созданию другого Царства Небесного — Царства Собственного Духа.

Принимая апокалипсические теории своих современников, Иисус призывал к самосовершенствованию, а не к пассивному ожиданию грядущего эона.
Говоря о кончине мира, Иисус вместе с тем был автором Нагорной проповеди.
Иногда Он заявлял, что Царство Божие уже наступило, что всякий человек носит его в себе и может, если достоин, наслаждаться им, что оно создается прежде всего в сердцах людей посредством искреннего чувства (Мф.6:10,33; Мк.12:34; Лк.12:31; 17:20-21; ср. Фом.2,117).

Вот почему учение Иисуса не затерялось в пучине других химер и стало основой для возникновения новой Великой религии.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20108
12:23 08.05.2016
О чудесах Иисуса я постараюсь сказать как можно короче — хотя бы потому, что экзерсис мой уже очень и очень затянулся.

Сразу же следует отметить, что никто — ни поклонники Иисуса, ни Его враги — не сомневались в том, что Иисус обладал даром чудотворца. Даже Талмуд говорит: «Йешу занимался колдовством, и подстрекал, и отвратил Исраэль» (Вав Талм.Санhедрин.107б; вариант — Сота.47а, барайта).

В эпоху Христа чудеса являлись неизбежным доказательством божественной печати.
Никто не сомневался в том, что Мессия совершит их во множестве (3 Езд.13:50).

Достаточно обратиться к талмудической литературе, чтобы понять, какие чаяния переполняли умы евреев — не творящий чудес Мессия не мог считаться таковым: «Р. Берехийа сказал именем р. Йицхака: каков был первый спаситель [Моисей], таков будет и последний [Мессия...].

Что знаешь ты о первом спасителе?
В Шмот по ниспослании манны сказано: вот, Я посылаю вам хлеб с небес (Исх.16:4. ).
Так же и последний Спаситель ниспошлет манну: будет хлеба на земле (Пс.71:16. ).
Как было с первым Спасителем?
Он иссек источник.
Так же и последний Спаситель иссечет воду, [согласно Йоэлю:] а из дома Господа выйдет источник, и будет напоять долину Шиттим (Иоил.3:18. )» (Мидраш Когэлет.73:3).

В другом Мидраше сказано: «Р. Аха сказал от имени Ш’муэля бар-Нахмана: что Б-г святой, чтимый, будет делать в будущем [мессианском] времени, то Он уже прежде делал руками праведников в это [домессианское] время.
Б-г будет воскрешать мертвых, как и прежде уже делал чрез Элийагу, Элишу и Й’хезкэля.
Он будет осушать море, как было у Моше.
Он будет отверзать очи слепых, как делал чрез Элишу.
Б-г в будущие времена будет посещать бесплодных, как Он сделал с Авраамом и Сарой» (Мидраш Танхума.54:4).

Разумеется, Иисус должен был сделать одно из двух: или отказаться от своей миссии Христа, или сделаться чудотворцем.
Тем более, что и сам Иисус не сомневался в том, что путем веры можно творить чудеса (Мф.17:19-20; 21:21-22).

Из всех чудес, которые Евангелия приписывают Иисусу, исторически верными можно считать только некоторые случаи исцелений больных. Научная медицина, основанная Грецией пятью столетиями раньше, в I веке н. э. была почти неизвестна в Палестине.
Евреи смотрели на болезнь как на наказание за грехи (Ин.5:14; 9:2) и как на проделки Сатаны (Мф.9:32-33; 12:22; Лк.13:11,16), а не как на результат анатомических причин.

Поэтому Основатель, чувствуя в себе духовную мощь, не мог не считать себя одаренным силой исцеления и не мог отказывать больным, которые просили у Него помощи.
Люди сами верили в чудодейственную силу Иисуса, и это самовнушение действительно побеждало их недуги.
Когда Иисус, отпуская исцеленных, говорил им: «Вера твоя спасла тебя» (Мф.9:22; Мк.10:52; Лк.17:19; 18:42), — то вернее, скромнее и корректнее он и не мог выразиться.
А вот в Назарете Основатель не мог совершать чудес исцелений (Мф.13:58; Мк.6:5-6) именно потому, что односельчане не желали видеть в нем чудотворца и не хотели верить ему.

Главной причиной болезней считались бесы — злые духи (רוּחוֹת רָעוֹת).
Так, Ашмодáй (אַשְׁמְדַאי), или, по Синодальному изданию, Асмодей (Тов.3:8; 6:14; Вав Талм.Гиттин.68а), считался у иудеев причиной всех истерических заболеваний у женщин (ср. Мк.16:9, Лк.8:2).
Знание заклинания, которым можно было изгнать беса, приравнивалось к профессии врача (Тов.8:2-3; Мф.12:27; Мк.9:38; Деян.19:13; ).

«Магическое заклинание» Иисуса заключалось в ласковом слове, в духовной мощи Основателя.

По свидетельству апостола Павла (1 Кор.1:22), национальную особенность евреев составляло то, что от человека, предлагающего довериться его учению, они требовали «чудес», то есть наступления по его слову чего-то сверхъестественного.
Именно в этом иудеи видели доказательство того, что с этим человеком Б-г.

Однако, когда враги Иисуса просили у Него чуда — в особенности, чуда небесного, то есть знаменательной звезды, — Основатель решительно отказывался (Мф.12:38-40; 16:1-4; Мк.8:11-12; Лк.11:29-30).

Таким образом, роль чудотворца, по всей вероятности, была навязана Иисусу.
Основатель хотя не слишком противился этому, но и не делал ничего, дабы способствовать созданию себе славы чудотворца.

«Чудо, обыкновенно, есть дело публики, а не того, кому его приписывают, — пишет Ренан. — Если бы Иисус решительно отказывался делать чудеса, толпа создала бы их для него; наибольшим чудом было бы, если б он не творил их; никогда законы истории и публичной психологии не испытали бы более сильного изменения».

Конечно же, не в чудесах сила личности Иисуса.
Прав был выведенный Цельсом иудей, который, обращаясь к Иисусу, говорил: «Допустим на минуту, что правда все то, что рассказывают морочащие [людей] ученики твои насчет исцелений, воскресения, о нескольких хлебах, насытивших толпу, причем еще остались большие излишки, и о всем прочем; поверим, что ты все это совершил: но ведь ничем не хуже дела чародеев, обещающих еще более удивительные вещи, и то, что совершают выученики египтян, отдающие посреди рынка за несколько оболов свои замечательные знания, изгоняющие бесов из людей, выдувающие болезни, вызывающие души героев, показывающие призрачные роскошные пиры, трапезы, печения и лакомства, приводящие в движение не существующих в действительности животных, являющихся таковыми лишь для воображения.
Так что же, если они проделывают такие вещи, нам придется считать их Сынами Б-га?..» (Цельс у Оригена. — Orig.CC.I.68).

Не в чудесах сила Иисуса.
Согласно Примусу, Основатель разрешал заниматься этой «мелочью» своим ученикам: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте (sic!), бесов изгоняйте» (Мф.10:8).

Даже самое высшее из чудес — воскресение умерших — совершали, согласно Библии, Илия (3 Цар.17:17-24), Елисей (4 Цар.4:18-37), Петр (Деян.9:36-42) и Павел (Деян.20:9-12).
Многие мыслители признают, что сверхъестественное (чудесное) — это нарушение естественных, Б-гом установленных, законов мироздания, а потому все чудеса сами собой выражают враждебность к сущности Б-га.

Сколько их, чародеев и кудесников, экстрасенсов и колдунов, прорицателей и шарлатанов, которые окружали и окружают человечество испокон веков и до наших дней!..

Конечно же, не в чудесах сила и слава Основателя христианства...
Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Иудаизм и христианство. Преемственность или разрыв?. По русски это будет звучать так:- До морковкиных заговен
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия